Ярославская область: не в «списке Памфиловой»
Если бы мы с вами разговаривали в преддверии предшествующего избирательного цикла, включение Ярославской области в список проблемных регионов главы Центризбиркома Эллы Памфиловой было бы не совсем заслуженным. Во-первых, в 2011 году на выборах депутатов Госдумы Ярославская область получила наименьший процент голосов за «Единую Россию» – 29, 04%. Во-вторых, в марте 2012 года на выборах мэра Ярославля победил скандально известный оппозиционер Евгений Урлашов. Поэтому, с точки зрения некой одиозности наша область была одной из первых в стране, но с точки зрения именно реально действующего и действенного административного ресурса, она была вполне среднестатистической. Даже по так называемому методу Шпилькина — анализу итогов голосования по УИКам, чтобы там были различные математические проценты, чтобы там не было корреляции между явкой и голосованием за «Единую Россию», – наша область была в нижней группе регионов, где, так скажем, вбросов не было.
В настоящее время ситуация меняется. Административный ресурс в регионе имеет место быть, но, скорее, как важнейшие стратегические установки, которых придерживались еще Конфуций и Сунь-цзы, — выиграть битву еще до ее начала. Во-первых, применяются масштабные договоренности и согласования интересов различных акторов избирательного процесса – чтобы конкуренция не стала явной на выборах, кандидатам предлагаются какие-то должности. Во-вторых, активно применяется снятие кандидатов с избирательной гонки и на местных выборах, и на региональных. Но опять же, строгое следование закону – иногда побуквенное, а не по духу понимания закона – просто является качеством работы очень дотошных избирательных комиссий, а не всегда административным ресурсом. В-третьих, разумеется, есть жесткое деление кандидатов на ресурсных, которые обладают финансами, командой, и самое главное, третьим невосполнимым в рамках выборов ресурсом — временем. Такие загодя начинают готовиться к разного рода выборам. Есть и группа кандидатов, которая не обладает никакими ресурсами, и по времени вступает в гонку в последние полтора-два месяца, но после этого делают громкие заявления, что все решил админресурс.
Вместе с тем в регионе достаточно жесткие законодательные установки. Ранее у нас предполагалось даже разрешить голосование по почте на региональном и местном уровнях, голосование для лиц без определенного места жительства, если бы они без документов доказали, что проживают на данной территории. Однако эти поправки областная дума не приняла. То есть в области есть очень жесткое следование закону, и в принципе, выражаясь вульгарно, какого-либо беспредела в регионе нет. Кроме того, надо подчеркнуть, что в рамках основных выборов этого года, выборов в Госдуму, один округ нашего региона — 195-й, куда входят огромные сельские территории и второй по величине город Рыбинск, отдан на откуп «Справедливой России». «Единая Россия» там никого не выставила и никого официально пока не поддерживает. Этот факт говорит о том, что область скорее стала системной. Мы от общероссийских трендов не отклоняемся. Явки здесь никогда высокой не было, как допустим, в Татарстане или в Чеченской республике, где, на мой взгляд, искусственно высокая явка.
У нас были консолидированные голосования — 60, 70, 80% за кандидата, но всегда кандидат отрабатывал по полной: и финансами, выпуская агитматериалы и сетки агитаторов, и командой, набирая профессиональных политтехнологов. То есть это не как в некоторых регионах — перерисовка бюллетеней. Здесь административный ресурс понимается с точки зрения действий самих кандидатов и их поддержки. С точки зрения духа закона, может быть, что-такое и делается, но с точки зрения буквы закона, ничего не нарушается. Наш регион живет по принципу, который сформулировал еще президент Мексики Бенито Хуарес: друзьям – всю заботу и понимание, врагам — всю строгость закона. И здесь, на мой взгляд, мы из общероссийских трендов не выбиваемся. Поэтому Элла Александровна, по моему мнению, чуть-чуть не права.
Я считаю, что у нас высокопрофессиональный председатель областной избирательной комиссии – это во-первых. Во-вторых, как показывает практика, от него мало зависит результат в регионе. Я приведу простой пример. Сергей Александрович Бабуркин – уважаемый человек, доктор политических наук, профессор — был руководителем исполкома «Единой России» с 2008 по 2011 годы. В 2011 году, за полгода до выборов он стал руководителем избиркома. После этого — обидные 29, 04% за «Единую Россию». Вроде бы бывший руководитель исполкома правящей партии возглавил избирком, его первый зам в исполкоме стал секретарем облизбиркома – Сергей Владимирович Фефилин. Это никак не повлияло на админресурс в 2011 году. Все происходит, скажем так, с точки зрения организации и легального привода сторонников, а не с точки зрения каких то, вульгарно выражаясь, мухляжов на уровне избиркомов.
Нынешний председатель облизбиркома — Олег Юрьевич Килипченко — человек абсолютно системный, но он юрист. У него огромный опыт, он перезаключил договоры с руководителями ТИКов (в регионе их 26) еще два года назад, чтобы они пять лет нормально работали весь федеральный цикл. Поэтому, на мой взгляд, предпосылок для отставки нет. У нас очень адекватные люди в избирательной системе. На прямой подлог и нарушение закона они не пойдут даже по просьбе сверху, но у нас и «верха» очень адекватные. Губернатор политически слабоват, поэтому он просто не отдаст распоряжение, которое не выполнят, «продинамят» нижестоящие уровни, скажем так, параллельные власти. Избирком не подчинен вертикали правительства региона, это отдельное госучреждение.