Рыбинский прецедент: мотивы и конфигурация
Что такое «сити-менеджер»? Многие считают, что сити-менеджер – это тот же мэр, только он не избирается населением, а назначается. На самом деле все не так просто. Я предлагаю отойти от американизмов и разобраться, какое решение фактически принял недавно муниципальный совет Рыбинска. Если отойти от юридических нюансов, решение совета состоит из двух частей. Во-первых, депутаты категорически против деления Рыбинска на районы. Во-вторых, они предлагают разделить между разными деятелями функции «главы города» и «главы администрации».
Законопроект, который предусматривает разделение города Ярославля на шесть районов, в каждом из которых будет свой глава и свой совет из 20-30 депутатов, внесен в областную Думу В.В. Тамаровым и Р.Ю. Фомичевым. Депутаты Рыбинского совета единогласно выступили против применения этой схемы на территории Рыбинска.
В настоящее время Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает четыре типовых модели организации органов местного самоуправления на уровне города.
Рыбинские депутаты поддержали модель, при которой один функционер будет «Главой города». Он будет подписывать документы, определяющие стратегию развития города, взаимодействовать с областными и федеральными властями, поздравлять горожан с Днем города и Новым годом, перерезать ленточки на сдаваемых объектах. Он же одновременно будет и председателем Совета депутатов. То есть сначала население изберет его депутатом в одном из 25 округов, а затем уже депутаты изберут Главой города.
И будет другой политик, который просто обязан быть профессиональным хозяйственником и управленцем – он станет «главой администрации», и в его компетенции будет оперативное управление городом. Этот чиновник сначала будет отобран специальной конкурсной комиссией (половина членов которой будет назначена губернатором, а половина – городскими депутатами). Потом кандидата должен будет утвердить муниципальный совет. То есть человек, который должен будет обеспечивать ежедневное функционирование Рыбинска, пройдет «двойной фильтр». Тот, кто умеет красиво говорить, но при этом не имеет опыта работы, не будет иметь никаких шансов возглавить исполнительную власть города. Я убежден: Рыбинску нужен хозяйственник и управленец, а не политик.
Следующий немаловажный фактор – доступность и открытость власти для простых горожан. К кому люди обращаются со своими проблемами чаще? К депутату или к главе? Конечно, к депутату. А если глава администрации будет назначаться депутатами, то, соответственно, ему будет сложнее отвечать формальными отписками на депутатские запросы, чем нередко грешит действующая администрация. Если же подойти к вопросу глобальнее, то фактически будет исключена возможность конфликта между представительной (депутаты) и исполнительной (администрация) ветвями городской власти. То есть ситуация, тормозившая развитие Рыбинска в начале 2000-х годов, больше не должна повториться.
Немаловажным фактором является и ответственность назначенного главы администрации за свои действия. Раньше, если мэр не справлялся со своими обязанностями, депутаты, лишь в течение двух лет подряд выставив ему неудовлетворительную оценку по итогам ежегодного отчета, могли инициировать процедуру отставки. В настоящее время закон Ярославской области 59-з «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» предусматривает сбалансированный подход к этой проблеме. С одной стороны, у главы администрации есть гарантии от беспричинной отставки, с другой — в случае систематического неисполнений своих обязанностей он может быть отстранен от должности советом депутатов.
Так что преимущества модели, при которой «главный политик» города отделяется от «главного хозяйственника» – очевидны, и именно поэтому депутаты Совета единогласно, невзирая на партийную принадлежность, поддержали такое решение.