Новый ярославский конфликт: противостояние элиты и контрэлиты
Второго ноября депутаты муниципалитета Ярославля утвердили процедуру выборов мэра города, которые состоятся после того, как вступит в силу приговор суда в отношении осужденного за коррупцию временно отстраненного мэра Евгения Урлашова. Главу города будут выбирать открытым голосованием. И.о. мэра города Владимир Слепцов, который в итоге мотивировал депутатов поддержать свой проект, человек достаточно профессиональный с точки зрения административной работы и пиара, но он не очень сильный электоральный политик. Слепцов участвовал в выборах несколько раз, и каждый раз с треском проигрывал. Это были выборы мэра Ярославля в 2012 году, когда он не был зарегистрирован, так как избирком забраковал его подписи. А также это были выборы депутатов муниципалитета Ярославля, когда он шел по горизонтальному партсписку «Единой России», и был на непроходном месте.
Если говорить о том, почему мэрия настаивала на поименном голосовании, то Владимир Витальевич должен, так сказать, понимать, кто как проголосовал, чтобы в дальнейшем с этими людьми работать.
Слепцов был назначен и.о. мэра полтора месяца назад, и с этого момента он совершил ряд достаточно резких действий. Не секрет, что многие депутаты работают на муниципальных предприятиях на должностях не высшего менеджмента, но в качестве заместителей. Несколько человек из группы оппонентов Слепцова, так называемой группы «Авангард», этих должностей в середине октября лишились. Владимир Витальевич собирает вокруг себя некий пул депутатов-сторонников, причем небезуспешно. Но если прежним своим корпоративным компаньонам ряд депутатов с такой легкостью изменил, то нет особой веры в то, что в нужный момент они себя правильно поведут. В этой связи то, что можно будет проконтролировать голосованием, для Владимира Витальевича как для администратора, приобретает очень большое значение.
И потом, в нашем регионе есть негативный опыт работы конкурсных комиссий. Если вспомнить прошлый год, Рыбинский район, где всего 23 тыс. избирателей, там депутатская часть смогла блокировать работу всей конкурсной комиссии. Когда они поняли, что фаворитов местных элит губернаторская половина комиссии, скажем так, «валит» во время презентаций видения социально-экономического развития района, то депутатская половина комиссии в течение месяца просто не приходила на заседания комиссии. Из-за этого не могли собрать кворум. В итоге пришлось начать новый конкурс: тот, кто был не угоден региональным властям, не выиграл, однако пришлось идти на компромиссный вариант с местными элитами. В этой связи понимание того, с кем работать, и кто как будет голосовать, приобретает практическое значение.
Муниципалитет Ярославля формировался без Владимира Витальевича Слепцова. По иронии судьбы ему приходится работать с теми, кто был избран в 2012 году, когда он сам выборы проиграл с достаточно низким результатом. Поэтому с его стороны это просто желание контролировать ситуацию, не более того. Не политический, а четкий административный стиль работы.
Само по себе назначение Слепцова было конфликтным. Если посмотреть предысторию его назначения именно с точки зрения аппаратной части, то за один день до этого лидер муниципалитета говорил, что на следующий день назначения и.о. мэра не будет, потому что такие вопросы так экстренно не решаются, нужно пройти широкую общественную дискуссию. И вместе с тем, на следующий день муниципалитет города почти единогласно голосовал за Слепцова.
Если мы говорим о ситуации с процедурой избрания мэра, то еще за несколько дней до заседания муниципалитета давались некие импульсы председателю муниципалитета и, скажем так, «старым» элитам о том, что этот вопрос второго ноября рассматриваться не будет, спешки нет. И тут вдруг за 10 минут до начала проведения профильной комиссии, срочно вносится проект. То есть оба раза старые элиты аппаратно не смогли обойти принятие решения, и им пришлось принимать решение не в свою пользу. Поэтому речь идет не о начале противостояния, оно уже есть. Чего только стоят вчерашние публичные обвинения Слепцова в адрес председателя муниципалитета Зарубина по поводу того, что он якобы сорвал кворум внеочередного заседания профильной комиссии.
При этом уже становится понятно, в чью сторону склоняется чаша весов. Муниципалитет Ярославля даже при Урлашове, достаточно сильном, популярном мэре, часто принимал решения в противовес мэрии. Сейчас же, когда борьба идет не между элитой, властью и оппозицией, а между элитой и контрэлитой внутри некой властной группы на поле «Единой России», то сложно назвать хотя бы одно направление, в котором свободолюбивые депутатские старые элиты смогли бы отстоять то, что хотели, перед новыми, которые пришли вместе со Слепцовым. Поэтому, мне кажется, вектор противостояния очевиден. Вопрос только в том, как скоро муниципалитет Ярославля превратится в орган власти, штампующий решения мэрии. Подчеркну, что я не за конфликт мэрии и муниципалитета, я за диалог. Важно, чтобы одна сторона слышала другую.