Губернаторы и инвестиции: как привечать бизнес
Как показывает практика, именно от воли губернатора, от его настроя, от его желания работать зависят все отношения с инвесторами. Тут решающую роль играют даже не столько те законы, которые регулируют налогообложение, общефедеральное устройство и отношения, связанные с землей и коммуникациями. Важно, как на конкретном месте, даже на уровне сельских поселений, реализуются отношения с потенциальным инвестором.
Например, речь идет о создании того или иного нового производства или сельхозпроизводства. Здесь чаще всего, в первую очередь, возникают вопросы, связанные к землей и подключением к газу, свету и воде. На все эти вопросы имеются те или иные нормативы. Но в воле и в возможностях руководства субъекта Федерации чуть ускорить те или иные процессы, причем официально. Инвестиционный проект может стать приоритетным для региона, наличие такого статуса позволяет проект сопровождать. А сопровождение означает, что бизнес-инициатива может ускоренно получить развитие, то есть, те или иные коммуникации и землю. Кроме того, наиболее крупные инвесторы, заходя в тот или иной регион, чаще всего встречаются с первым лицом. От того, как проходит эта встреча и как потом это первое лицо дает соответствующие указания ниже на уровне заместителей губернатора, начальников соответствующих подразделений, зависит, как быстро проект реализуется. То есть на этом уровне все решают люди. Наиболее серьезным предпринимателям, выбирающим ту или иную площадку, абсолютно не принципиально, где развивать свой бизнес – в Калужской или Орловской областях. Они руководствуются конкретными условиями, которые им будут предоставлены. Насколько я знаю, все очень прагматично: нет никаких личных симпатий, коллеги руководствуются конкретными затратами – сколько им будет стоить та или иная новая площадка, подключение к сетям и коммуникациям.
Обращение Владимира Путина к губернаторам на заседании президиума Госсовета абсолютно закономерно, потому что чаще всего именно с главами регионов ведутся разного рода неформальные контакты, которые никак не регулируются. Мы в публичной плоскости узнаем о разных проектах только после того, как случились реальные неформальные встречи и достигнуты договоренности о том, что регион помогает заходить инвестору.
Тут есть два нюанса, которые в разных регионах реализуются по-своему. Министерство экономики и министерство промышленности создали ряд инструментариев, ряд институций, которые позволяют региону привлекать инвесторов. Я имею в виду технопарки, индустриальные парки, кластеры, с помощью которых областное руководство создает наиболее удобные условия для бизнеса. Обычно в этих парках есть льготные условия для пользования землей и коммуникациями. С помощью этого возможно привлечь того или иного инвестора. Это один нюанс.
Второй нюанс – в тех регионах, где такие институции еще не созданы или не реализуются, все очень сильно зависит от некоего настроя, от политической воли первого лица. Согласно Национальному рейтингу состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, в четверке лидеров – Татарстан, Белгородская, Калужская, Тульская области. Здесь, мне кажется, большое значение имела политическая воля первых лиц, которые поняли, что от того, как они выстроят отношения с конкретными предпринимателями, будет зависеть то, как будет пополняться бюджет региона. Эти регионы начали работу по созданию условий для ведения бизнеса, по созданию технопарков, индустриальных парков, еще задолго до того, как эти институции были приняты Минэком и Минпромторгом. Это была их личная инициатива губернаторов. Калужский, белгородский губернаторы уже больше 20 лет возглавляют регионы, и они создали понятную систему. Эта система, конечно, имеет свои минусы, когда один и тот же руководитель возглавляет регион, но, по крайней мере, она понятна и позволяет предпринимателям заходить в регион и там работать.