Волгоградский характер: круг и вертикаль
«Россия – это загадка, завернутая в загадку, помещенную внутрь загадки», – так выразился однажды Черчилль, добавив, что ключ к ней – знание национальных интересов страны. Логично, но интересы не расскажут нам о методах, приемах, которые будут использованы, о стиле поведения групп и акторов. Эта сторона общественно-политических процессов мало изучена, особенно в региональном разрезе. Принято считать, что особых региональных характеров не существует, Россия едина – и все политики соответственно одним миром мазаны. Вторая причина – хорошо усвоенное правило «бытие определяет сознание». Что ж, и в самом деле определяет. В Волгоградской области этой осенью выборы в трех муниципалитетах, и бытие скажется.
На выборах главы Светлоярского района даст себя знать африканская чума свиней, точнее, методы борьбы с ней. Здесь в одном из сёл держат оборону от приставов, идущих уничтожать частных свинюшек, в социальных сетях раздаются призывы поддержать «физически» жителей «новой Сагры». В Жирновском районе своя беда – «ЛУКОЙЛ». Когда бизнес на территории сокращается и люди остаются без работы, честное сотрудничество при расставании очень и очень желательно, а его-то и не хватает. На ближайших выборах главы района это тоже даст себя знать. В Михайловском районе в октябре же, но чуть позже, выбирают главу и думу – взамен городских и районных, ставших неактуальными в связи с объединением района и города Михайловки в единый муниципалитет. Перетряска местной элиты многих оставляет не у дел, и на выборах ее представители покажут себя во всей красе.
В Волгограде в ближайшем сезоне выборов не предвидится, и это тоже беда. Депутаты городской думы, избранные при неимоверной поддержке тогдашнего мэра Романа Гребенникова, больше ни на чью поддержку рассчитывать не могут, а сами они не очень беспокоились обеспечением поддержки в своих округах. Среди депутатов областной думы, кстати, тоже есть интересующиеся городскими мандатами. Депутаты гордумы не вернули Волгограду прямые выборы мэра: слишком уж многие полагали, что депутатский мандат – сам по себе шанс стать городским главой. При такой схеме городского самоуправления мандат этот стал неизмеримо привлекательнее. В отсутствие перспектив переизбрания от депутатов городской думы стоит ожидать настоящего дембельского аккорда – недавняя выдача ими 100 млн рублей на развитие стрелкового клуба покажется пустячком.
Говоря о Волгограде, редко кто не присовокупит жесткую характеристику городу и его элите. Чаще всего говорят, что здесь так и не закончилась война, а партизаны все еще пускают поезда под откос. Говорят о манере не выполнять обещания, неспособности договариваться. Некоторые характеристики диаметрально противоположны. Сами волгоградцы говорят социологам: мы недобрые и неприветливые, у нас низкий уровень взаимопомощи. А со стороны отмечают доверчивость, простоту и открытость местного населения. Этого достаточно, чтобы задаться вопросом: а что все-таки представляет собой волгоградский характер?
Несмотря на то, что в Волгоградской области казаки не доминируют в составе населения, здесь сильны казачьи традиции самоуправления. Верноподданнически беззаветное служение царю, государству, Отечеству сочетается с обычаем принимать коллективные решения. Казак – не мужик, ему воля нужна. Авторитет атамана непререкаем, но, применяя власть, он советуется с кругом. Эта схема воспроизведена в регионе, лидирующем в России по числу организаций территориального общественного самоуправления (ТОС). Не входя в систему ни государственной, ни муниципальной власти, ТОСы решают вопросы в диапазоне от благоустройства до культурной политики. Это не только институт, но и часть мировоззрения.
Как только в регионе кто-то предъявляет хотя бы минимальный набор атаманских качеств, его готовы немедленно полюбить. Но на кредит доверия начисляют астрономические проценты. Настоящий же атаман – это не только личные качества, но и уважение к кругу. Приход нового губернатора, мэра, главы района позволяет наблюдать, как проходит освоение этой атаманской науки. Особенно интересно, если это не укорененный поначалу политик. Анатолию Бровко на посту губернатора явно не хватило личных атаманских качеств. У Сергея Боженова их в избытке. При этом и к «казацкому кругу» он достаточно внимателен.
Создание общественного совета при губернаторе и советов при министерствах областного правительства демонстрирует стремление Боженова максимально учесть мнение волгоградцев. Нешуточная активность советов подтверждает, что направление задано верно. Есть, правда, сложность в поддержании баланса между советами, общественной палатой и думой: «неформальный» орган не должен оттеснить основные органы власти, создав почву для конфликтов. Кроме того, актив советов рассчитывает на корректировку политики по своим рекомендациям – если этого не будет, напряженность не заставит себя ждать. Примерами «диалогового режима» в работе губернатора могут служить обнародованное, а затем отмененное под влиянием общественного мнения решение об установке памятника странам-участницам антигитлеровской коалиции, а также изменение состава жюри конкурса концепций комплексного развития территории набережной в центре Волгограда. Астраханские блогеры ревнуют к волгоградским: мол, с нами Боженов не общался, а с вами все по-другому. Так и должно быть. Другой регион – другие правила.