Спасение Волги: три важных проблемы
Объем финансирования федеральной программы по очистке Волги до 2025 года составит 257 млрд. рублей. Об этом сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании Волги, передает ТАСС. Совещание состоялось 8 августа в Волгограде.
Виталий Арьков:
— Если говорить о сумме, то в данном случае, к сожалению, Волга течет не только в Волгоградской области, то есть деньги будут размыты в буквальном смысле по всей ее длине. Наверно, будут какие-то приоритетные проекты в регионах, на которые нужно будет направлять эти средства. Видимо, регионы будут как-то в этом плане соревноваться перед федеральным правительством – посмотрим. Если брать все регионы, расположенные вдоль Волги, то на самом деле сумма не очень большая.
Проблема Волги для Волгограда очень актуальна. Важно отметить несколько моментов. Во-первых, до недавнего времени существовала следующая проблема: компания «РусГидро» весной сбрасывала слишком мало воды с водохранилищ, и Волго-Ахтубинская пойма, которая является природным парком, не получала достаточного количества воды, вода не заходила в ерики – маленькие речушки, озерки — соответственно там рыба не выводилась и так далее, пойма мелела, там начали сохнуть деревья. Но в этом году, видимо, в верховьях было очень много снега зимой и поэтому пойму, как здесь говорят, напоили, то есть она вернулась в те объемы, которые были в советское время. По поводу этой проблемы были обращения граждан, и два года назад губернатор Бочаров выходил с ней на уровень президента, и этот важный вопрос начал решаться.
Вторая важная проблема, это озвучил губернатор Бочаров, заключается в том, что исторически на берегу Волги не только в Волгограде, но и во многих других регионах, находятся крупные промышленные предприятия, и все они сброс производили частично в Волгу. У нас фактически на берегу Волги находится предприятие «Химпром», и здесь встает вопрос утилизации накопленных опасных отходов, а на это нужны огромные средства.
Третья важная проблема была озвучена президентом на заседании Госсовета по восстановлению речного судоходства, которое в прошлом году состоялось в Волгограде. С учетом китайского проекта «Новый шелковый путь» Волга от Каспия и выше становится очень выгодной для России в плане транзита грузов, но уничтожена вся инфраструктура, я имею в виду грузовые порты. Они существуют в Астрахани, а все, что выше, там в лучшем случае остались пассажирские порты, и то в плачевном состоянии. Флота как такового нет – он либо продан за границу в постсоветские годы, либо распилен на металлолом. И соответственно река обмелела, никто ее фарватер не чистит, и она уже не может принимать суда формата река-море, большегрузы. А мелкими лодчонками перевозить не выгодно.
Это, на мой взгляд, три важных проблемы, которые актуальны для всех регионов, расположенных на Волге.