Развитие внутренних водных путей: особая роль Юга России


Тема, которая обсуждалась на заседании президиума Госсовета в Волгограде, безусловно, очень важна. Развитие внутренних речных сообщений, внутренних водных коммуникаций – задача даже несколько упущенная. Это, возможно, теперь стране придется наращивать с точки зрения сроков реализации.

С учетом выгодного географического положения, Россия «обречена» на то, чтобы работать страной-транзитером и связывать бурно развивающийся Китай и Восточную Азию с Европой, Европейским Союзом. Эта функция очень важная, но все упирается в различные проекты, связанные с дорожной, железнодорожной сетью, в том числе, с внутренними водными коммуникациями. Поэтому решать эту проблему придется. Если страна будет искать альтернативные точки роста экономики, то одна из них – это новая транспортная логистика в Евразии.

У юга России здесь особая роль. Регионы нижнего Поволжья и юга оказываются в выгодном географическом положении с точки зрения развития проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», в котором участвуют и прикаспийские государства, и Иран, и регионы России, расположенные вдоль Волги. Это и Волго-Донской судоходный канал, через который осуществляется движение различных речных и морских судов соответствующего класса — из Каспийского моря через Волгу в Дон, далее в Азовское море, Черное море и так далее. То есть это серьезный коммуникационный узел, который давно нуждается в развитии. Несколько лет назад даже шла достаточно жесткая конкурентная борьба между двумя крупными проектами – проект водного коридора «Евразия», который лоббировал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и другой проект – модернизация Волго-Донского канала, так называемый «Волга-Дон-2». Насколько мне известно, его лоббистом выступал бывший министр транспорта Игорь Левитин. Он, кстати, принимал самое активное участие в организации нынешнего заседания президиума Госсовета.

Проведение заседания именно в Волгограде вполне логично, несмотря на то, что губернатор не выступал с докладом, он был одним из участников этого мероприятия. Я думаю, что выбор Волгограда был обусловлен не только какими-то политическими соображениями, связанными с выборной кампанией, со стабильными отношениями губернатора Бочарова с федеральным центром. Я думаю, что выбор был связан с естественными технологическими причинами. Основным докладчиком на заседании был астраханский губернатор Александр Жилкин и еще одним заметным докладчиком был губернатор Ростовской области Василий Голубев. То есть это те регионы, которые задействованы в проекте «Волга-Дон-2». Волгоградская область же является смычкой, на территории региона собственно находится канал, который связывает Волгу и Дон. Естественно, Волгоградская область является объективным участником этого транспортного консорциума. Поэтому выбор Волгограда понятен — это точка, где смыкаются ключевые узлы проекта модернизации водного транзитного маршрута из Каспия в Азовское море. Этот маршрут очень интересен нашим партнерам по Евразийскому Союзу, особенно Казахстану, который всегда хотел иметь выходы на такой маршрут.

Когда президент говорил о модернизации сети водного сообщения, и при этом заседание проходило в Волгограде, на юге России, то скорее всего, речь шла именно о модернизации речной и морской инфраструктуры южных регионов России. Речь идет не только об углублении русел рек, а это очень важно и полностью укладывается в проект «Волга-Дон-2». С учетом акцента российской стратегии с поворотом на Восток, на укрепление отношений, с одной стороны, со странами постсоветского пространства, с другой стороны, на укрепление отношений с Ираном, который бурно начал развиваться после отмены санкций, на партнерство с Китаем, который тоже заинтересован в транспортном продвижении на Запад, то возможности юга России становятся стратегически очень важными. И для экономики страны, и для выстраивания политических и экономических конструкций с нашими соседями.

Волгограду здесь отводится объективная важная роль в силу того, что инфраструктура Волго-Донского канала находится на территории региона. Я думаю, что эта тема вызовет интерес у наших соседей. Иран уже давно «облюбовал» Астрахань, и если посмотреть иранские сайты, то за Астраханской областью закреплен неофициальный титул – торговые ворота Ирана в Россию. Но иранцы хотят двигаться дальше на север, поэтому здесь необходимы возможности Волги, Волго-Донского канала.

Я думаю, что лидеры Волгоградской, Астраханской, Ростовской областей вправе надеяться на то, что при грамотной работе они могут рассчитывать не только на крупные инвестиции со стороны федерального Центра для модернизации речной и морской инфраструктуры. Наших товарищей по экономическим проектам – китайцев, казахов, иранцев – может заинтересовать участие в такого рода проектах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: