История развала волгоградских дорог длится уже более 20 лет
В ходе «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным поступило много жалоб на плохое качество дорог в регионах. Первой дорожную тему подняла жительница Омска, которая во время видеозвонка продемонстрировала главе государства одну из разбитых улиц города. Аналогичные вопросы поступали на «Прямую линию» из Челябинска, Волгограда и Саратов.
Глава государства сообщил, что 40 млрд. рублей от повышения акцизов на топливо планируется оставить в дорожных фондах регионов. При этом Путин подчеркнул, что расходы из дорожного фонда необходимо «окрасить». «Раньше руководители регионов всегда возражали против этого — дорожный фонд является для них определенным «загашником», из которого можно взять средства на другие цели, потому что это не запрещено законом. Но нужно «окрасить» эти средства, чтобы они шли или на дорожное строительство или на капитальный ремонт», — заявил президент.
Кроме того, Владимир Путин пообещал «обязательно поговорить» с губернаторами тех регионов, откуда поступили жалобы на плохое качество дорог.
Андрей Серенко:
— Последствия будут сугубо положительные, потому что после разговора с президентом губернаторы наверняка проведут аналогичные, может быть, еще более жесткие беседы с главами муниципалитетов, на территории которых эти дороги находятся. Может быть, тогда дело сдвинется.
Волгоград – один из самых безнадежных муниципалитетов с точки зрения состояния дорог. Дороги в Волгограде – это уже настоящий героический эпос. История развала волгоградских дорог длится уже более 20 лет, все началось тогда, когда губернатором области стал коммунист Николай Максюта, который начал вести активную информационную и экономическую войну с тогдашним мэром Волгограда Юрием Чеховым. Одним из проявлений этой войны было существенное и регулярное ограничение выделения средств из областного бюджета на ремонт дорог в Волгограде. Доходило иногда до совершенно диких вещей, в конце 90-х годов из областного бюджета на ремонт дорог выделялось 100 или 200 млн. рублей. То есть это были ничтожные суммы, которых не хватало не только на ремонт дорог, на эти деньги ничего было сделать даже с внутридворовыми дорогами. Поэтому дорожная деградация в Волгограде – это в значительной степени «достижение» еще губернатора Максюты, который управлял регионом 13 лет, и все эти 13 лет продолжалась политика ограничения выделения бюджетных средств на ремонт волгоградских дорог.
Изменения начались в 2012-2013 гг., когда впервые тогдашний еще губернатор Сергей Боженов заговорил о необходимости выделения значительных средств на ремонт дорог. Но уже тогда возникла ситуация, когда эти средства не могли осваивать.
Сегодня с такой же ситуацией столкнулся губернатор Андрей Бочаров. Он тоже заявлял о готовности выделить большие средства на ремонт дорог, но столкнулись с двумя вещами – отсутствие дорожно-ремонтных компаний, которые могли бы освоить такие средства, потому что за время дорожной деградации исчезли крупные серьезные организации, которые способны делать качественный ремонт; второй момент – низкий уровень муниципального менеджмента. Нынешняя администрация Волгограда не способна реализовать крупные значимые проекты. В городе ходят слухи о возможной отставке сити-менеджера Александра Чунакова, может быть, тогда какие-то перемены смогут произойти.
Я думаю, проблема с дорогами в Волгограде не решится, пока не соединятся вместе три фактора: первое — наличие денег, а для ремонта волгоградских дорог нужно минимум 1 млрд. рублей в год, второе – наличие солидных фирм-подрядчиков, который могут такого рода ремонт качественно осуществлять, и третье – замена городской администрации и ее руководства.