Управленческие ошибки или стечение обстоятельств? Почему Удмуртия оказалась в долговой яме
Удмуртская Республика возглавила топ-10 регионов с самой высокой долговой нагрузкой. Долг уже превышает доходы региона на 4,6%. При этом сегодня правительство объявило о еще пяти аукционах на предоставление кредита республике на сумму 5 млрд рублей. В Удмуртии складывается ситуация, когда приходится брать в долг, чтобы погасить прежние заимствования. Эксперты РК рассказали о причинах неспособности властей исправить ситуацию и о том, есть ли предпосылки для позитивных изменений. Подробности – в сюжете.
Долговая пирамида
Удмуртия заняла последнее место в рейтинге долговой нагрузки среди 85 регионов РФ. Об этом свидетельствует исследование РИА «Рейтинг» на основе данных Минфина и Федерального казначейства.
На 1 октября госдолг Удмуртии составил 71,58 млрд рублей. Отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета за 12 месяцев составило 104,6%, то есть госдолг на 4,6% больше доходов региона. Это худший показатель среди субъектов Федерации. Еще в начале года отношение госдолга к доходам составляло 94,7%, но за три квартала 2022 года госдолг вырос на 13,5%, а доходы – лишь на 4,4%.
За год госдолг Удмуртии вырос на 8,1 млрд рублей. Большая часть госдолга региона – это кредиты из федерального бюджета – 93% (66,57 млрд рублей) по ставке 0,1% годовых. 7% (5 млрд рублей) составляют обязательства по ценным бумагам по ставке 10,5%.
Сегодня стало известно, что правительство Удмуртии намерено взять в кредит еще 5 млрд рублей на год для финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств, передает «Коммерсантъ».
В марте 2021 года глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил о значительном росте госдолга в Удмуртии и предупредил регион об опасности приближения к долговой пирамиде, когда приходится заимствовать средства, чтобы покрыть предыдущие заимствования. Он добавил, что рост госдолга объясним с учетом пандемии, но одновременно подчеркнул, что регионам не стоит прибегать к рыночным заимствованиям. Тогда же Минфин республики пояснял, что в 2020 году Удмуртия столкнулась со сложными условиями исполнения бюджета. Собственные доходы снизились на 8 млрд рублей, а расходы на повышение зарплат бюджетникам, меры соцподдержки граждан, противоэпидемиологические мероприятия увеличились, поэтому и пришлось привлекать кредитные заимствования.
В апреле 2022 года, отчитываясь перед депутатами о работе правительства, глава Удмуртии Александр Бречалов заявил о снижении госдолга на 1,2 млрд рублей. Бречалов назвал это одним из важных итогов работы правительства региона за прошедший год.
Отношение госдолга к доходам больше 100% наблюдается лишь еще в одном российском регионе – Мордовии. Там госдолг превышает доходы на 1,1%. Лидером рейтинга стал Севастополь – у него нет госдолга.
Выхода нет?
Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич считает, что Удмуртия – жертва высокой базы налога на прибыль 2021 года, когда он взлетел на 58%. Правда, сейчас он упал на 22%. Из-за этого у региона нестабильный доход, соответственно, непросто рассчитывать расходы.
«Доходы бюджета республики за январь – сентябрь этого года относительно января – сентября 2021-го выросли только на 3%. Это очень низкий рост, так как в среднем по регионам – на 18%. А расходы бюджета при этом выросли всего на 4%. То есть тратили аккуратно. <…> При этом по трансфертам Удмуртии ничего не добавили: сколько было в 2021 году, столько и сейчас (при инфляции 13–14%)», – рассказывает эксперт.
По мнению Зубаревич, хорошего в сложившейся ситуации мало, но, поскольку в структуре долга в основном бюджетные кредиты, регион не бросят.
Политолог Александр Балицкий отмечает, что госдолг начал расти еще при первом президенте республики Александре Волкове, при Бречалове рост продолжился, хотя он заявлял, что одна из важнейших его миссий – это снижение госдолга.
«Ситуация сейчас такова, что бюджетные сферы – здравоохранение и образование – уже не могут найти деньги для расчетов с работниками и вынуждены занимать в различных структурах, чтобы покрыть недостатки бюджетного планирования», – подмечает политолог.
Балицкий утверждает, что предпосылок переломить ситуацию и вытащить республику из долговой ямы не видно.