Послание Шевелева как старт тверской кампании
В 2016 году Тверскую область ждет сразу три крупных кампании: выборы депутатов Госдумы, выборы депутатов Законодательного собрания и выборы губернатора. В этом контексте и следует рассматривать послание главы региона.
Во-первых, оно впервые делалось до обращения президента к Федеральному собранию: такое нарушение «субординации» можно объяснить только специфической региональной ситуацией. Послание воспринимается как старт губернаторской выборной гонки и сигнал готовности Андрея Шевелева в ней участвовать. Нетрудно заметить, что послание содержало и отчет о работе за пять лет, и наброски программы, с которой действующий губернатор может в 2016-м году пойти на выборы.
Акцент был сделан на том, как область проходит кризис. По сравнению с прошлогодним выступлением Андрея Шевелева, налицо смещение акцентов: речь же идет не столько об экономическом развитии, сколько о борьбе за сохранение докризисных показателей. И действительно, борьбу эту можно счесть успешной: рост по ряду экономических показателей в регионе остановился, но нет и очевидных провалов. Тверская область остается середнячком.
По понятным причинам в послании больше говорится о достижениях, чем о неудачах: тверскому региону удалось серьезно увеличить выпуск сельхозпродукции, запустить несколько крупных инвестиционных проектов, удачно вписаться с разными предложениями и проектами во всероссийский тренд импортозамещения. С этим трудно поспорить: но есть территории, где кризис отдельных предприятий и отраслей чреват серьезными социальными последствиями – так, например, происходит в Спирово, где прекратило работу градообразующее стекольное производство. Есть вопросы по состоянию строительной отрасли, по состоянию малого бизнеса, который в кризисных условиях начал сворачиваться. Проблема рыночных монополий стала настолько очевидной, что ей, наконец, нашлось место даже в губернаторском послании: но масштаб ее явно серьезнее озвученного.
Как всегда, много внимания в своем послании губернатор уделил социальным вопросам. Самой проблемной сферой была названа медицина: с этим трудно не согласиться – реформа здравоохранения, множество областных целевых программ, которые реализовывались на протяжении нескольких лет, не привели к кардинальным положительным сдвигам.
Среди достижений было упомянуто переселение из ветхого и аварийного жилья, ликвидация очередей в детские сады. Остается добавить, что в ряде муниципальных образований упомянутое переселение происходило со скандалами и сопровождалось возбуждением уголовных дел. Например, в Осташкове фирма-подрядчик, получив многомиллионный бюджетный аванс на строительство дома в рамках программы переселения, скрылась в неизвестном направлении.
Многие заметили, что отдельный акцент в послании был сделан на сохранении культурно-исторического наследия. И это понятно: одно из достижений действующего регионального руководства, которое могут оценить и далекие от политики граждане – это восстановление тверского Путевого дворца и грядущее восстановление исторического центра Торжка. Еще одной заслугой Андрея Шевелева стоит признать прекращение затяжного кризиса власти в Твери: в областном центре после смены городского руководства идут реконструкции и ремонты.
Оспорить успехи, о которых шла речь в губернаторском послании, трудно. И самым ярким, на мой взгляд, является удачная реализация программы поддержки местных инициатив, которая заявлялась в свое время как пилотный проект. Но проблема заключается в том, что успехи эти именно точечные, а некоторые (в частности, сокращение областного долга, который достался действующему руководству области от предшественников) очевидны только для специалистов, но не для населения региона. Серьезные, кардинальные перестройки произошли в системе регионального управления: руководству удалось выстроить отношения с муниципалитетами, и это именно вертикаль власти. Но говорить о таких же системных перестройках в экономике, в социальной сфере, в таких традиционно проблемных сферах, как здравоохранение или ЖКХ – это преувеличение.
Есть на карте Тверской области и муниципальные образования, годами находящиеся в социально-экономической депрессии и кризисе местной власти: это Осташковский, Спировский, Бологовский районы. Это Ржев, где муниципалитету годами не удается вернуть контроль над ЖКХ, в котором правят бал коммерческие структуры, не всегда лояльные местной власти. Это Кимры, где больше года воюют элиты.
Все эти слабые места региональной экономики, социальной сферы и территориальной политики лежат на поверхности: и, полагаю, что несмотря на позитивный тон губернаторского послания, которое можно считать фактическим стартом избирательной кампании, в ходе выборов представителям власти придется вести разговор с населением не столько об успехах, сколько о проблемах.