Тува: туризм и политическая стратегия
Когда в регионе, находящимся далеко от крупнейших городов и испытывающего давние инфраструктурные сложности, говорится о необходимости развивать туризм, это обязательно станет поводом для скептических замечаний. Обсуждение подобных планов для Тувы не стало исключением. Тем не менее, даже просто привлечение внимания к возможностям развития туристической отрасли в республике может в итоге дать весьма серьезный стратегический эффект.
Собственно, к теме развития данной отрасли в Туве обратились отнюдь не сегодня. Например, еще в октябре 2009 года глава республики Шолбан Кара-оол на Первом съезде охотников и рыболовов региона предложил посвятить 2010-й сфере туризма. Прогнозы, как можно привлечь гостей в республику и насколько именно, в случае успеха, возрастет турпоток в этом направлении, оставим специалистам по данной отрасли. В пресс-службе главы региона, со ссылкой на экспертов в сфере экономики туристического бизнеса, не так давно заявляли, что к 2027 году число визитов гостей в республику можно увеличить более чем в 30 раз. Многие, услышав о таких планах, наверняка отнесутся к ним недоверчиво и приведут свои аргументы в пользу такой позиции. Как бы то ни было, посмотрим на проблему немного шире.
Во-первых, о приоритетах в туристической отрасли руководство региона заявляет в тесной связи с планами по развитию транспортной инфраструктуры. Привлечение гостей в регион – один из аргументов, чтобы получить федеральную помощь в решении данной проблемы. Чем больше таких аргументов, тем шире возможности для продвижения интересов республики в этом вопросе. А подвижки в этом деле есть и достаточно серьезные. Так, участвуя в работе Восточного экономического форума, глава республики Шолбан Кара-оол отметил, что в сентябре 2017 года заканчивается реконструкция аэропорта в столице региона, Кызыле, а к февралю 2018-го эта воздушная гавань должна подтвердить международный статус. Было заявлено и о договоренностях с одной из известных авиакомпаний об организации прямых рейсов из Москвы. Стоит отметить, что реконструкция авиаузла стартовала в апреле 2016 года при серьезной федеральной поддержке — в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России».
Во-вторых, тема туризма для Тувы становится важным поводом для межрегионального сотрудничества. Так, 1 марта 2017 года республика стала одним из учредителей «Туристкой Ассоциации регионов России» — наряду с Ингушетией, Якутией, Дагестаном, а также Алтайским, Хабаровским краями, Тверской, Ульяновской и Орловской областями. Дополнительный канал для взаимодействия с другими регионами Туве точно не помешает и экономическое сотрудничество в сфере туризма дает еще одну возможность для его развития.
В-третьих, в развитие туризма власти Тувы делают ставку на достаточно крупные проекты. В качестве примера можно отметить тот же отель «Эне-Сай», в сентябре 2017 года торжественно открытый в Кызыле. Масштабные планы, конечно, всегда несут больше рисков. Но в сочетании с крупными инфраструктурными проектами такой вектор развития будет дополнительно препятствовать изоляции региона.
В-четвертых, любое увеличение турпотока в регион теснее свяжет его с другими частями страны. Территория становится менее изолированной, для гостей республики она также перестает быть абстрактной точкой на карте. В этом смысле неоднократное посещение той же Тувы первыми лицами государства, безусловно, не случайно (а как мы помним, в июле 2013 года, например, Владимир Путин посещал регион вместе с Дмитрием Медведевым). Здесь есть, конечно, важный момент для их имиджа. Чем дальше регион от столиц, тем больше его посещение воспринимается, как внимание к проблемам «настоящей России». К тому же, Сибирь в целом представляется брутальным регионом, так что ассоциироваться с ней – значит подчеркивать образ сильного лидера. Но, собственно, такие задачи первые лица могли бы решить, посетив и любую другую сибирскую территорию. Фактор выходца из Тувы Сергея Шойгу, конечно, может объяснить внимание Путина к региону, но вряд ли эту причину стоит считать единственной. Наверняка свою роль здесь играет и намерение дополнительно подчеркнуть контакт Центра с республикой, имеющей давние проблемы с транспортной доступностью. Рост турпотока может дополнить эти усилия.
По сути, для Тувы регулярные заявления о внимании к сфере туризма – это именно политическая стратегия. Отсюда и неоднократные напоминания о необходимости развития отрасли со стороны руководства республики.