«Енисейский Меридиан»: транспортный коридор из Сибири в Китай


Поскольку Республика Тыва является приграничным субъектом Российской Федерации, все наши экономические проблемы возникают из-за отсутствия транспортной инфраструктуры и удаленности от экономических центров России. У нас очень большие расстояния, допустим, до Новосибирска — около 1500 километров, до Красноярска — 900 километров и так далее. Связывает нас с центрами только одна автодорога М-54 «Енисей». Этим обусловлены наше экономическое отставание, наша неконкурентоспособность.

В тоже время, мы можем посмотреть на наших азиатских соседей: Монголия и Китай. Мы через Монголию близко находимся к Синьцзян-Уйгурскому автономному району — самая развитая провинция в Китае, там ВВП больше чем у Сибири раза в три или четыре. Соответственно, возникла идея, тематика которой прорабатывалась давно, чтобы через два аймака Монголии соединить транспортным коридором, скажем так, центральную Сибирь и провинции Китая.
Если посмотреть на карту железных дрог, вдоль всей России протянулся коридор, и он идет как бы в параллели. Транспортные коридоры Китая, например, такие же параллельные, а вот меридиональные пересечения очень редки. Ближайшие пересечения для нас есть через Бурятию, из Улан-Батора в Пекин идет железная дорога. Для нас эти расстояния получаются в более 3000 километров. Соответственно, в связи с тем, что сейчас политический вектор изменился, он направлен теперь на юго-восточную Азию и на Китай, это оказался как раз удобный транспортный коридор, который сможет связать центральную Сибирь с Китаем. Мы понимаем, что такие коридоры нужны, чтобы были экономические связи. Поэтому родился такой проект «Енисейский Меридиан».
Из чего он состоит? Первое — это конечно транспортный коридор, это дорога, самая быстрая — М-54 «Енисей» Красноярск — Абакан — Кызыл. Раньше у этой дороги было направление в сторону Эдина, а год назад было принято решение изменить направление в сторону Хандагайты. Также уже давно есть решение по погранпропуску по Хандагайты, он называется Хандагайты (Россия) — Боршо (Монголия). Было принято решение об изменении статуса местного КПП с двустороннего перехода на многосторонний, теперь он обладает статусом международного. Соответственно, теперь, получается, от Кызыла до Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского района) порядка 1500 километров. Часть автодороги уже построена на Монгольской территории, есть участок небольшой грунтовой дороги.
Если мы сможем обозначить и построить этот коридор на «Енисейский Меридиан», то это будет наиболее прямой путь от центральной Сибири до промышленно-развитой провинции Китая. То есть «Енисейский Меридиан» — это дорога Красноярк—Абакан—Кызыл—Хандагайты—Урумчи.
Второе — железнодорожные коридоры. В 2016 году в Ташкенте, когда главами России, Монголии и Китая было подписано соглашение о создании транспортных коридоров в рамках проекта «Шелковый путь», там были предусмотрены два железнодорожных коридора, которые идут через Туву, это, Северный — «Курагино — Кызыл — Цаган Толгой — Эрдэнэт — Пекин — Тяньцзинь». Уже спроектирована железная дорога у Курагино, сейчас она находится в стадии старта строительства. На Монгольской же территории есть крупное угольное месторождение «Овоот», оно находится в 200 километров от нашей границы, и инвесторы дочерняя компания Aspire – ООО “Northern Railways” приняли решение о строительстве железной дороги от Эрдэнэта до Овоота. Получается, что у них участок тупиковой дороги «Улан-Батор — Эрдэнэт — Овоот», находится рядом с нашей границей, и у нас тупиковый участок проектируемой дороги Кызыл — Курагино. Пришлось его соединить от Кызыла до монгольского участка, и возник транзитный коридор. Получается межрегиональный железнодорожный коридор, который позволяет установить прямые контакты с центральной Сибирью. Что касается Западного железнодорожного коридора — «Курагино — Кызыл — Цаган Толгой — Урумчи» — этот проект менее проработан, поскольку пока нет заинтересованных лиц, которые бы его продвигали.
«Енисейский Меридиан» в целом, — это все коридоры. Например, компания «Россети» продвигает проект энергомоста, для того, чтобы была возможность экспортировать электроэнергию через Туву и Монголию в Китай. Мы также завершаем реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту города Кызыла, то есть уже закончили, осталось только подписать необходимые документы, и к сентябрю она уже запустится в тестовом режиме, а, к концу года уже будет полностью введена в эксплуатацию. Это самый близкий аэропорт к госгранице. Аэропорт будет выполнять рейсы в близлежащие города Монголии.
Автомобильный коридор, железнодорожный, авиационный, энергетический — они все входят в проект «Енисейский Меридиан». Это, скажем так, концепция нашего стратегического позиционирования республики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: