Участие граждан в управлении – привычная тема для губернатора Груздева
Губернатор Тульской области Владимир Груздев выступил с ежегодным посланием областной думе. В региональной экономике за минувшие четыре года, по словам Груздева, удалось достичь внушительных результатов: валовый региональный продукт и индекс промышленного производства выросли более чем в полтора раза, а средняя начисленная заработная плата туляков с 15 до 25 тысяч 700 рублей.
Не без гордости Груздев сообщил о том, что заказы тульской оборонки за 4 года выросли в полтора раза. В создании военной техники, по его словам, тульские оборонщики совершили технологический прорыв.
По инициативе Груздева, 2016 год в Тульской области станет годом предпринимательства. Количество занятых в этой сфере к 2021 году планируется увеличить в два раза, сообщил он.
Груздев заявил также о проекте нового устава Тульской области. «Мы предлагаем ряд нововведений — право законодательной инициативы для граждан, право жителей на гражданскую инициативу и народное обсуждение», — сказал Груздев.
По его словам, одной из первых в новом Уставе станет глава об обеспечении и защите прав человека и гражданина. «Человек и его интересы — для нас на первом месте. И в жизни, и в главном документе области», — отметил губернатор.
Алексей Титков:
— Участие граждан в управлении — тема для Груздева и Тульской области уже привычная. Например, именно Тульская область в 2012 году стала первым регионом, в котором был создан местный аналог «Открытого правительства», площадки для экспертного обсуждения приоритетных направлений политики.
Сама по себе тема участия граждан — не изобретение Груздева (губернаторы вообще осторожны в такого рода новшествах), а, с точки зрения политической и управленческой конъюнктуры, развитие направления, намеченного в одной из предвыборных статей Владимира Путина в президентской избирательной кампании 2012 года.
Особенность политики гражданского участия, намеченной в 2012 году, состоит в том, что она предполагает, с одной стороны, жесткий контроль за избирательными кампаниями, в которых видится серьезная угроза стабильности режима, с другой — готовность изобретать новые формы взаимодействия с гражданами, такими, как «Российская общественная инициатива», публичное обсуждение законопроектов, как то же «Открытое правительство».
В последние пару лет это направление ушло в тень, не попадает в «новости дня», но продолжает развиваться. Груздев показывает себя последовательным сторонником такой линии — и в части контроля за выборами (здесь у оппозиции и наблюдателей нареканий), и в части новых форм участия.
Оценка таких начинаний — скорее положительная. Новые формы взаимодействия с гражданами не заменяют свободных и справедливых выборов, но могут стать важным дополнением.
В 1990-е годы к России и ее регионам часто применяли определение «делегативной демократии», то есть политического режима, в которых граждане могут поменять власть на конкурентных выборах, но в период между выборами почти лишен рычагов воздействия. Сейчас такие «межвыборные» механизмы понемногу создаются, какие-то из них могут прижиться и оказаться полезными.