Списание региональных долгов в обмен на налоги: пример Татарстана – только начало?


Татарстану списали 1,7 млрд рублей долга по бюджетным кредитам. Уточняется, что на такую сумму поступили налоги в федеральный бюджет в результате реализации инвестпроектов в регионе. Кроме Татарстана, по такому же основанию была списана часть займа Московской области перед Федерацией в размере 136 млн рублей. По мнению собеседников РК, в 2023 году подобных примеров «прощения» долгов субъектам Федерации будет больше. Подробности – в сюжете.

По новым правилам

Минфин РФ и правительство Татарстана заключили дополнительные соглашения о пересмотре графика погашения задолженности республики в связи со списанием части долга в размере 1,73 млрд рублей. Документы были подписаны 30 декабря 2022 года, теперь их должен утвердить Госсовет Татарстана.

«Коммерсантъ» уточняет, что на эту сумму в 2021 году в федеральный бюджет поступили налоги от реализации инвестиционных проектов в Татарстане. По сведениям издания, кроме Татарстана, по такому же основанию долг в размере 136 млн рублей списали только Московской области.

Механизм списания долгов регионов по бюджетным кредитам был утвержден правительством в 2020 году, в 2021-м порядок уточнили: бюджетные кредиты регионов могут быть списаны в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов. Изначально списание было доступно только по налогам компаний, созданных специально под инвестпроект. Сейчас учитываются и налоги от реализации новых инвестпроектов уже действующими организациями.

Программа списания долгов распространяется на проекты из приоритетных отраслей. Это сельское хозяйство, туризм, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых (кроме нефти и газа), жилищное и дорожное строительство.

Добавим, что государственный долг Татарстана на 1 января 2023 года, по данным Минфина России, составил 105,3 млрд рублей. Из них 98,5 млрд – это бюджетные кредиты, а 5,3 млрд рублей – государственные гарантии, предоставленные республикой.

Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2022 года вырос на 12,7% и на 1 января 2023 года составил 2,789 трлн рублей. На бюджетные кредиты приходится большая часть региональной задолженности, за прошедший 2022 год их доля выросла до 71% с 56,2% годом ранее.

Кто следующий?

Доктору экономических наук, профессору, председателю экспертного совета «Опоры России» Никите Кричевскому представляется вполне закономерным тот факт, что Татарстан оказался одним из первых регионов, кому была списана часть задолженности по бюджетным кредитам.

«Татарстан всегда был на особом счету у федерального центра, поэтому я не удивляюсь, тем более налоги поступали и формально бюджет ничего не потерял. То, что в республике в целом большой долг по бюджетным кредитам, еще не значит, что это безвозвратные потери. Это те вложения, которые были осуществлены с перспективой отдачи. Татарстан – регион-донор. Понятно, что если у него была отдача, то она будет и дальше, просто существуют определенные временные трудности», – отметил Кричевский.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что, помимо Татарстана, на списание долгов по бюджетным кредитам могли бы претендовать северо-западные и дальневосточные регионы.

«У регионов всегда непростой выбор, что именно поддерживать: социалку (школы, больницы и пр.), жертвовать налогами и поддерживать малый и средний бизнес или же софинансировать серьезные проекты вместе с частным бизнесом. У каждого региона свой выбор, который продиктован конкретными обстоятельствами. Но если вы строите, привлекаете деньги, вводите в строй, то действует правило, когда долг прощается. Регионы постепенно в это втягиваются. Думаю, что уже в 2023 году мы увидим достаточно серьезные результаты по этому направлению», – полагает Масленников.

Между тем директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов ранее говорил о риске увеличения объема долгов регионов перед Федерацией в 2023 году, поскольку большинство субъектов приняли дефицитные бюджеты и будут вынуждены идти на долговой рынок для решения вопроса поиска источников финансирования. В связи с этим Климанов не исключает корректировки модели финансовых взаимоотношений Федерации и субъектов РФ.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: