Проблема изучения национального языка связана, прежде всего, со сложностями финансирования
В Республике Татарстан с новой остротой поднимается тема преподавания русского и татарского языков в школах. Местным Обществом русской культуры было направлено письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, в котором сделано заявление о «страдании по крайней мере половины детей» региона. Как сообщает Коммерсант.ru, школьникам преподают «фактически ненужный предмет “татарский язык”» в ущерб русскому языку и литературе.
Напомним, ранее президент РФ Владимир Путин заявлял о недопустимости сокращения часов изучения русского языка.
Александр Брод:
— Данная проблема не является очень острой и критической, но да, есть такие проблемы в регионах. Связано это, прежде всего, со сложностями финансирования национальных школ, учебных пособий, программ, национальных газет, радио и телевизионных передач. В меру возможности регионы эти проблемы решают. Кстати, буквально на днях, вышла специальная брошюра по итогам исследования Института этнологии и антропологии российской академии наук, где анализируется ситуация с изучением национальных языков, предлагается методика мониторинга. Я думаю, что это поможет и Федеральному агентству по делам национальностей и Министерству образования РФ, местным органам исполнительной власти, которые занимаются вопросами национального возрождения культуры, образования понять эту проблему в полном объеме и сформулировать потребности для совершенствования процессов образования.
В Татарстане всегда очень грамотно подходили к вопросам национальной политики, здесь нужно разбираться, почему это проблема возникла. Всегда местные власти старались соблюдать этот баланс. Вообще для национальных меньшинств, безусловно, важно сохранять свою самобытность, языки, письменность, традиции, обряды. Я не могу назвать ни одного народа, даже маленького, даже народов, количество которых сокращается, кто бы был равнодушен к вопросам, связанным со своей национальной идентичностью, в том числе, и к вопросам образования. Поэтому и для татар и для других народов, которые имеют и свое национальное образование и которые даже рассеяны по другим регионам и странам, очень важно не потерять именно эту связь со своими историческими корнями. Поэтому люди даже находясь в других регионах, например татары, которые живут в Ханты-Мансийском автономном округе, тем не менее, будут ставить перед властями вопрос о создании воскресных школ, где их дети смогут приобщаться к языку. Это нормальный процесс, многонациональное государство должно обеспечивать равные вопросы для всех этнических групп.
Повторюсь, что здесь стоят вопросы бюджета. Надо создавать какие-то внебюджетные источники, фонды. Они создаются, но, конечно, финансовый дефицит всегда дает о себе знать, особенно в условиях финансово-экономического глобального кризиса и экономических проблем внутри России, в том числе и связанных с санкциями Запада. Поэтому экономика и культура тесно взаимосвязаны, и я думаю, Федеральное агентство по делам национальностей должно держать руку на пульсе и смотреть, как можно сохранить межнациональное спокойствие, в том числе и в условиях финансового дефицита.