«Тамбовский синдром»: чего ждать от губернатора Никитина
Если кто-то скажет, что о достижениях и неудачах тамбовского губернатора Александра Никитина говорить рано, не соглашусь. Не соглашусь по трем, по меньшей мере, причинам. Во-первых, его миссия 2011-2015 годов (пребывание в позиции председателя областной Думы (именно так, поскольку, на мой взгляд, состоялся план московского происхождения по смене ключевых элит в регионе) объективно заставляла «примерять» на себя всю региональную ситуацию. Соответственно, он не мог не формировать собственный деятельностный план. Во-вторых, общество находится в ожидании перемен. Позитивных перемен, разумеется. Этот фактор также не может не влиять на необходимость подведения первых итогов. Наконец, в-третьих, зная человеческую искренность Никитина, его склонность к внутренней рефлексии (что вряд ли прошло за полгода), уверенно предполагаю, что он сам не может об этом не думать и не стремиться постоянно подводить итоги, пусть и промежуточные. Но все усложняют условия, в которых протекает его губернаторство.
1. Резко снизился уровень жизни людей, урезаются бюджетные статьи расходов, в регионе растет обеспокоенность за будущее во всех без исключения социальных страт. Причем состоятельные люди обеспокоены даже более других: рушится их бизнес.
2. Регион трудно отнести к лидерам отечественной экономики. На чем держалась региональная экономика в советское время? На «оборонке» и сельскохозяйственном производстве. В 1990-е годы оба сектора были потеряны или почти потеряны. При этом оставляем в стороне катастрофическую ситуацию в системе ЖКХ, многомиллионные долги бюджетов разных уровней перед поставщиками услуг.
Что и насколько успешно сделано Никитиным?
По сути создана новая управленческая команда. Здесь я вижу две линии губернатора. Заменены почти все вице-губернаторы. Губернатор не скатился в логику обвальной замены кадров, влекущей за собой неминуемую потерю их качества. В его «кадровой обойме» нет претендентов на подавляющее большинство позиций. Доказательством тому является, например, то обстоятельство, что члены управленческой команды Никитина по деловым качествам вряд ли лучше своих предшественников. Итак, первая линия в сфере подбора и расстановки кадров – не ухудшить систему управления. Губернатор вряд ли ее ухудшил, но ведь он, я уверен, хочет ее улучшить. Для этого следует сильно поработать в политической сфере и в 2016 году поставить на радикальное обновление депутатского корпуса, решительно изменить состав областной Думы. За счет кого? Надеюсь, оттуда уйдут бизнесмены, сейчас доминирующие там и мало что привносящие в реальную жизнь регионального парламента, а придут, хотя бы частично, в профессионально подготовленные люди – политологи, юристы. В таком случае возникнет органичная связь между правительством и парламентом; можно будет в условиях мощного обновления элит решить и другие кадровые вопросы.
Если такую и/или подобную задачу губернатор поставит, то он точно оживит политическую жизнь в регионе, чего его предшественник всеми способами избегал. Пока, несмотря на некоторые сигналы со стороны заместителя главы администрации области по внутренней политике Олега Иванова, таких шагов почти нет. Хотя совершенно разумным делом стало назначение политолога Владимира Пенькова руководителем региональной Общественной палаты.
Итак, внешне все просто. Экономические сложности и грядущие выборы требуют от нового губернатора существенных политико-экономических новаций. Мне представляется, губернатор сосредоточился на решении по крайней мере двух ключевых задач.
Первая – поиск внешних инвестиций под новые проекты, создание новых экономических направлений. Как видим, еще во время предвыборной кампании он сделал многое. В качестве аргумента приведу один – Договор с Российским фондом прямых инвестиций.
Вторая – реанимация наших традиционных направлений: всё тех же «оборонки» и сельского хозяйства. Здесь у губернатора есть свое понимание того, как это следует делать. Реструктуризация тамбовских оборонных заводов, идущая сейчас, говорит о внимании губернатора к этой сфере. Ну а сельское хозяйство поднимается последнее пятилетие довольно уверенно.
В области экономики сохраняется интрига. Суть ее заключается в том, сможет ли губернатор Никитин привлечь в регион мощные прорывные проекты. Интрига поддерживается информационными сообщениями о важных московских встречах губернатора. Запас позитивных ожиданий у него еще прочен. Оттого его репутация пока в обществе сохраняется высокой.