Свердловские выборы: борьба за снижение фильтра
Представители оппозиционных партий потребуют изменить правила проведения намеченных на 2017 год выборов губернатора Свердловской области, сообщает «URA.RU». Так, коммунисты намерены внести проект поправок к избирательному кодексу региона о снижении так называемого муниципального фильтра с 7,9% до 5%. Нормы о муниципальном фильтре установлены федеральным законом, и региональным легислатурам дается возможность самим выбирать величину до минимального предела, а минимальный предел – это 5%, о чем говорили коммунисты. Сюда же присоединились и эсеры, и ЛДПР.
При этом надо понимать, что сегодня абсолютное большинство в нашем Законодательном собрании у единороссов. С одной стороны, если барьер будет снижен до 5%, то никакой угрозы для единороссов это не представит. Более того, единороссы, скорее всего, будут заинтересованы в том, чтобы к сентябрю на выборах губернатора была более-менее убедительная имитация альтернативности выборов. И снижение величины фильтра позволило бы эту имитацию усилить. Но с другой стороны, по большому счету, снижение фильтра единороссам не выгодно, и поэтому они могут поступить, что называется, прямолинейно и грубо, и аргументы для этого всегда найдутся. Они могут включить обычную свою риторику о том, что кто более достоин, тот и пусть избирается, и большой разницы между 7,9% и 5% нет.
Все будет зависеть от того, что сейчас думают в администрации губернатора, и какой сценарий на выборы они предполагают. Я думаю, что выборы будут, в общем-то, безальтернативными. Мы пока не знаем реального кандидата, но на кого покажет Кремль, тот и достаточно безальтернативно выиграет. Но в этой ситуации нужно хотя бы сымитировать конкуренцию. А это означает, что надо каким-то образом хоть чуть-чуть облегчить регистрацию кандидатам, которые не представляют «Единую Россию».
Вообще, на мой взгляд, институтом муниципального фильтра в свое время перечеркнули возможность участия в выборах кандидатов – не представителей власти. Во всех муниципалитетах, так же, как и в региональных представительных органах, доминируют единороссы. Что в результате стала делать власть? Дабы сымитировать хоть какую-то конкуренцию, они давали команду муниципальным кандидатам поддержать своей подписью альтернативного, непровластного кандидата. Тут есть еще один тонкий момент: когда на обычных выборах кандидат собирает подписи избирателей, каждый избиратель может поддержать сколько угодно кандидатов, лишь бы дважды не высказывался за одного и того же. А вот что касается муниципального фильтра и муниципальных депутатов, они могут высказываться только один раз. То есть у них нет какой-то альтернативности. И тогда естественно депутаты-муниципалы от «Единой России» очень легко высказываются за представителя партии власти, а высказаться еще раз, за другого, пусть даже хорошего, но альтернативного кандидата, они не могут, это запрещает федеральный закон.
Если федеральным властям уж очень нужен этот муниципальный фильтр, то есть два варианта – или его радикально снижать, до 1-2%, или же предоставить возможность муниципальным депутатам поддерживать сколько угодно кандидатов, лишь бы дважды не подписывались за одного и того же. Но я сомневаюсь, что власть на это пойдет.
Что касается возможных кандидатов на губернаторские выборы, то Кремль заинтересован в том, чтобы выборы прошли совершенно предсказуемо. Главная интрига сегодня – на кого поставит Кремль. Пока не гарантировано, что это будет Куйвашев, тут могут быть варианты. Но в любом случае это будет кандидат, который, по мнению Кремля, достаточно легко выиграет, который будет, безусловно, лоялен Старой площади и Кремлю, и самое главное, чтобы не было никаких неожиданных сюрпризов, как это случилось в Иркутской области во время второго тура.
Вся избирательная машина и логика выстраивания губернаторской кампании, будь это Пермский край или Свердловская область, затачиваются под это. И тогда уже, что касается потенциальных соперников, то они могут быть двух видов. Первые – это чисто декоративные, ведь надо сымитировать, что есть конкуренция, борьба и соперничество. Второй уровень кандидатов — это те, кто реально не собираются и не будут претендовать ни на какую победу. Они, с одной стороны, будут такими же декоративными фигурами, а с другой стороны, будут просто выполнять свой партийный долг, потому что по закону партия каждый раз должна демонстрировать свою политическую активность.
Если партия не участвует в выборах, причем всех уровней, тогда Минюст имеет основание эту партию, что называется, закрыть. Именно поэтому на всех выборах мы часто сталкиваемся с партийными статистами, которые никуда не собираются идти, реально побеждать не собираются, но в выборах участвуют, так как это требование партийной дисциплины. На наших выборах мы столкнемся с такой же ситуацией. Будет определен основной кандидат, одобренный и согласованный с Кремлем, безусловно, это будет представитель «Единой России». Тогда все остальные будут играть роль либо управляемых спарринг-партнеров, которые пошли на выборы по договоренности с нашим «Желтым домом», либо будут кандидаты, которые будут просто выполнять свою партийную работу – участие в выборах ради выборов.