Свердловская проблема: почему дороги региона становятся политикой
Начну с объективной оценки дорожной проблемы: дороги в Екатеринбурге действительно плохие. Недаром местные жители постоянно вспоминают давнишний «псевдоним» города – «Грязьбург», который появился, справедливости ради, еще во времена правления мэра Аркадия Чернецкого. В настоящее время состояние дорог в Екатеринбурге является плачевным и вызывает огромное количество нареканий со стороны горожан: с приходом тепла вместе со снегом с дорог сошел асфальт.
Это состояние дорог отметил и советник президента, председатель Совета по правам человека Михаил Федотов, который находился в регионе с рабочим визитом. Он заявил (кстати, приехал из Нижнего Тагила): «Таких страшных дорог я больше нигде не видел, как будто там только что прошла война. Дороги состоят из сплошных ям, и на это нужно обратить внимание руководству области».
«Дорожный вопрос» в регионе давно политизирован. Но если раньше этот спор («кто виноват – город или область – в том, что в Екатеринбурге плохие дороги») был уделом администрации Екатеринбурга и свердловских властей, то в последнее время к этому «диалогу» подключился и Нижний Тагил в лице его мэра Сергея Носова, который сказал, что «убитые» дороги — результат целенаправленной и планомерной работы областных властей. Аргумент у мэрий один и тот же: область выделяет слишком мало денег на ремонт дорог. Так, екатеринбургская мэрия обратилась в прокуратуру с просьбой проверить почему из 12,3 млрд рублей, которые есть в свердловском дорожном фонде, Екатеринбургу выделяется 600 миллионов. Если судить по подсчетам екатеринбургских властей, то «ежегодный объем работ по текущему ремонту дорог Екатеринбурга должен составлять 16,7% и 7,7% по капитальному ремонту от общей площади городских дорог. В денежном выражении на это требуется соответственно 4 и 5,5 миллиарда рублей. Но объем выделяемых ассигнований позволяет ремонтировать в текущем режиме в среднем лишь 3,9% дорог Екатеринбурга, а на капитальный ремонт ставить не более 0,1% дорог». Таким образом, Екатеринбург претендует на 9,5 млрд рублей из 12,3 млрд областного дорожного фонда. Возникает вопрос: сколько остается Нижнему Тагилу (с учетом того, что запросы у него сопоставимые)? Сергей Носов отвечает про дороги Нижнего Тагила: «На серьезный ремонт дорог города нужно от 5 до 6 млрд. рублей. Мы убеждены, что эти деньги надо вложить». Сколько останется другим городам, если требования двух городов превышают размер дорожного фонда?
Между тем, Екатеринбург в 2016 году получит около 2,5 млрд рублей на ремонт и развитие дорожной сети из областного бюджета. При этом эксперты дорожно-строительной сферы остались недовольны содержанием уличной сети муниципалитета.Счетная палата Свердловской области потребовала от администрации Екатеринбурга вернуть почти 50 миллионов рублей, которые, по мнению парламентского органа финансового контроля, были незаконно использованы при строительстве и ремонте дорог. Проверка была проведена в министерстве транспорта и связи Свердловской области, администрации Екатеринбурга и муниципальных казенных учреждениях «Городское благоустройство» и «Управление капительного строительства».
По результатам проверки было установлено:
1. Незаконное использование средств областного бюджета в размере 46,4 тысячи рублей, связанное с нарушением сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства дополнительной полосы движения по улице Начдива Васильева. Строители применили заготовительно-складские расходы в размере 2% вместо предусмотренных 0,75%. Также здесь было обнаружено завышение стоимости работ на 314,8 тыс. рублей.
2. При капитальном ремонте дороги по адресу: ул. Фурманова от жилого дома №92 по ул. 8 Марта до улице Машинная было установлено незаконное использование средств областного бюджета в размере 4 млн. 936 тыс. рублей, связанное с оплатой работ по демонтажу и монтажу окон, установкой шумозащитных экранов.
3. По 27 объектам ремонта улично-дорожной сети Екатеринбурга в 2014 году установлено незаконное использование средств областного бюджета в сумме 44 млн. 679 тыс. рублей, связанное с выполнением работ по ремонту дорог, не соответствующих Классификации №402.
4. По объектам ремонта 21 участка дорог общего пользования установлено включение в состав работ, связанных с устройством новых технических тротуаров, установке нового перильного ограждения, не соответствующих составу и видам работ, предусмотренных Классификацией №402 на общую сумму 14 млн. 397 тыс. рублей.
По итогам рассмотрения результатов контрольного мероприятия направлены представления в министерство транспорта и связи Свердловской области с предложением дополнить перечень отчетных документов актами о приемке выполненных работ. Кроме того, в администрацию Екатеринбурга направлено предписание с требованием о возврате в областной бюджет незаконно использованных средств межбюджетных трансфертов в сумме 49 млн. 615 тыс. рублей.
Стоит отметить, что всего на реализацию государственной программы «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года» в уральской столице в 2014 году было выделено 592 миллиона рублей». То есть, как считают специалисты, почти 10% использованы незаконно.
Таким образом, «дорожные конфликты» приобретают характер затяжных политических споров, и соответственно, и наоборот. В межсезонье они становятся более острыми и выносятся на острие информационных атак.