Консолидация власти: Куйвашев во главе правительства
Новое правительство Свердловской области будет состоять из губернатора, его заместителей, а также вице-премьеров. В 1993 году исполнительную власть региона разделили на правительство во главе с председателем, и губернатора, который может формировать органы власти, включая администрацию губернатора. А также заложили двухпалатный парламент. Тогда прописывали конституцию Уральской республики (непредусмотренный Конституцией Российской Федерации субъект, фактически существовавший с 1 июля 1993 года по 9 ноября 1993 года в границах современной Свердловской области – прим. ред.). Во времена Эдуарда Росселя (первого губернатора Свердловской области – прим. ред.) нижняя палата всегда избиралась только по партийным спискам, верхняя – по одномандатным округам.
С того времени свердловские руководители фактически играли роль представителей региона, а повседневную, рутинную, хозяйственную работу вел председатель правительства. И надо сказать, что на глав правительства, как мне кажется, Свердловской области везло. Это были ломовые лошадки, трудоголики. В 8 утра они уже на работе, а в 20 часов еще не покинули свои кабинеты.
В итоге Уральская республика не состоялась, но все нормы перешли в устав Свердловской области и стали политической традицией. Отойти от них впервые решили при предшественнике губернатора Евгения Куйвашева – Александре Мишарине. Двухпалатный парламент свернули и сделали однопалатным. Разговоры о том, чтобы упразднить должность председателя правительства начались позже – два года назад.
Решение Куйвашева возглавить свердловское правительство, по моему мнению, связано с предстоящими выборами губернатора. С одной стороны, губернатор Евгений Куйвашев, возглавив правительство, взял на себя полноту всей исполнительной власти. Фактически он получает дополнительный политический и административный вес. С другой стороны, Денис Паслер (бывший глава свердловского правительства – прим. ред.) теряет все возможности для участия в будущих губернаторских выборах, а он всегда рассматривался как один из потенциальных претендентов на этот пост.
Справится ли губернатор с новыми полномочиями? Покажет время. Подчеркну, всю повседневную работу выполнял премьер Денис Паслер. Поэтому, беря на себя ответственность за этот участок работы, взваливая на себя эту ношу, губернатор рискует.
Конечно, главе региона, как высшему должностному лицу, будут помогать. Правительство ликвидируется, но полномочия премьера и членов правительства переходят к первым заместителям и просто заместителям губернатора.
В этом плане, посмотрев на соседей (например, Челябинскую область), можно понять, как будет все в Свердловской области. Ничего нового не будет. Однако не очень понятно, что будет с администрацией губернатора. Был аппарат правительства, как серьезный управленческий орган и была администрация губернатора. Это было прописано в уставе области. Как разделят эти функции и будет ли упразднена администрация губернатора, как самостоятельный орган исполнительной власти, пока не ясно.
Что касается общей тенденции, выраженной тем, что губернаторы стремятся возглавить правительство, то модель управления, в которой есть и глава правительства, и губернатор – уже редкость. Во всех субъектах (за исключением отдельных национальных республик) руководитель совмещает эти полномочия. Таким образом модели Свердловской области и Пермского края – скорее рудименты. Это стремление губернаторов – шаг в сторону полной унификации. Другой вопрос, способствует ли это управляемости.
Ссылки на экономию бюджетных средств, как аргумент, – несерьезны. Это не такие значительные затраты. Речь, скорее, о политико-символических вещах. И тут надо заметить, что Пермский край и Свердловская область стоят перед губернаторскими выборами. Ввиду этого, придание всей полноты власти губернатору, обеспечивает прибавку его политического и административного веса. В такой модели нет раздвоения. На небосклоне одна звезда, а будет она светить ярко или тускло — покажет время.