Итоги опроса в Екатеринбурге: запрос на диалог и его имитация
В Екатеринбурге завершилось голосование за площадку для строительства храма Святой Екатерины. Скорее всего, он будет построен на территории бывшего приборостроительного завода на улице Горького в Екатеринбурге, сообщает «Коммерсантъ«. Это место поддержано представителями Русской православной церкви (РПЦ). Губернатор Евгений Куйвашев надеется, что «опрос поставит точку в многолетнем споре», имея в виду конфликт вокруг храма, вызвавший уличные протесты в городе.
Вся ситуация – это медаль, у которой есть две стороны. С одной стороны, опрос – это уникальное явление для Екатеринбурга и Свердловской области. Он и предыстория его возникновения показали огромнейший запрос на обратную связь, поэтому он стал некой прелюдией к установлению адекватной формы такой связи между обществом и властью. Другое дело – голосование было больше имитационной формой этой связи, манипулятивной технологией с уже известным и четко определенным победителем. Поэтому есть как плюсы (власть услышала и ощутила четкий запрос на диалог), так и минусы (этот диалог оказался не настоящим, а симуляционным). При отсутствии имитации опрос мог бы стать образцом становления и нормализации взаимоотношений власти и общества, инструментом купирования дальнейших конфликтов. А поскольку его провели так, как у нас привыкли это делать, результаты прогнозируемы и ожидаемы, но они теоретически не защищают город и власть от дальнейших протестов по каким-либо иным темам. Вероятнее всего, вопрос, касающийся строительства храма, будет закрыт, но организация опроса наводит на мысль, что инструмент гармонизации отношений власти и общества не сформирован до конца. А это и позволяет предположить, что дальнейшие протесты вполне могут возникнуть.
Подобные опросы должны стать нормой. Необходимо допустить максимальное участие граждан в жизнедеятельности города, в местном самоуправлении. Возможно, нужно изменить законодательство и упростить проведение различных референдумов, которые могли бы снимать часть протестного напряжения и не выносить его за рамки муниципалитета, не перекладывать ответственность на региональные и федеральные власти, как это сейчас происходит по любому поводу. Федеральные власти становятся виноватыми, а на самом деле конфликт можно было бы погасить еще на уровне муниципалитета. Поэтому как раз такие диалоговые инструменты сейчас очень востребованы. Однако власти считают, что им принадлежит монополия на принятие решений, а не каждый регион способен рискнуть, пожертвовать ею и дать хотя бы чуть-чуть приобщиться к практике муниципального управления обычным горожанам. Хотя это очень удобный и очень эффективный инструмент гармонизации взаимоотношений, канал выпуска пара, канал укрепления доверия к власти. Но пока власть к этому не готова, а если и идет на уступки, то только с гигантским трудом и оговорками.