Необходима полная отмена фильтров
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал недавно аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%).
Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Антон Чаблин:
Сомнительные предложения провластных политологов по поводу "косметической" корректировки существующего порядка – это игра на публику, околонаучный популизм. Они лишь затушевывают основную проблему, остро проявившуюся на октябрьских выборах губернаторов — отсутствие реальной политической конкуренции на выборах при "фасадных" признаках демократизма, вдвойне опасных своей обманчивостью.
Сами эксперты ИСЭПИ, подготовившие доклад, констатируют: существующая система не позволяет обеспечить полноценный доступ на выборы молодых и пока еще не раскрученных политиков. Даже тех, для которых самоцель — не победа в выборах, а как минимум приобретение стартового политического капитала для дальнейшего развития. Очевидно же: "скамейка запасных" и у федеральных, и у большинства региональных властей слишком коротка – стране необходима достойная смена политико-управленческой элиты. А ее формирование возможно, в том числе, через участие в конкурентных выборах губернаторов, коих в реальности мы так и не наблюдаем.
А вот уже предложение относительно изменения сроков агитационной кампании кажется дискутабельным. По моему мнению, закрепленного в законе месячного срока агитации в СМИ вполне достаточно, чтобы донести до населения свою политическую программу (если она у кандидата имеется, конечно).