Островский и инвестиции: как на Смоленщину пришли «коммерческие деньги»
Тема привлечения инвестиций с приходом Алексея Островского стала одной из ключевых. Спустя полгода или год с начала работы на посту губернатора это направление было заявлено приоритетным, а чуть позже из структуры профильных департаментов был выделен отдельный департамент инвестиционного развития, чтобы профильный начальник имел соответствующие регалии, полномочия, и минимальное количество вышестоящих руководителей для решения вопросов привлечения инвестиций. Также было принято административное решение, что начальник департамента подчиняется напрямую губернатору. Кроме того, были созданы организации так называемой «инфраструктуры». Появилась Корпорация регионального развития, появились соответствующие кластеры, появились организации, замотивированные на то, чтобы участвовать в федеральных конкурсах, программах и привлекать тем самым в регион федеральные бюджетные деньги.
Департамент инвестиционного развития занимался привлечением коммерческих денег в Смоленскую область. В Смоленской области существовала и существует одна большая проблема: внутри региона денег нет. У области государственный долг сопоставим с годовым бюджетом региона. Поэтому акцент был сделан на привлечение внешних инвесторов. Те проекты, которые назвал губернатор в своем отчете, реально существуют, и это действительно компании, которые пришли либо на оставшиеся еще с советского времени производственные площадки, либо эти проекты реализовывались практически в чистом поле – это касается сельского хозяйства.
Озвученная губернатором сумма в 58 млрд. рублей (от 20 социально значимых инвестиционных проектов) реалистична, но тут статистикой учитываются все инвестиции – и внутренние и внешние. В реальности привлеченных денег меньше, но эти деньги действительно есть. При этом одним из критериев, который выдвигается департаментом инвестиционного развития и областью при появлении инвестора, состоит в том, чтобы предприятие было зарегистрировано на территории региона, чтобы налоги оставались здесь. И есть негласное неформальное требование, чтобы подрядчики, которых привлекает инвестор, тоже были смоленскими организациями. Самый дорогой из проектов – это проект известной компании «Мираторг», если не ошибаюсь, это 7 млрд. рублей. И, конечно, интерес в том, чтобы эти деньги шли подрядчикам на строительство тех же ферм, чтобы налоги оставались в регионе. То есть работа, направленная на то, чтобы деньги оставались в регионе, действительно проводится. В сумму 58 млрд. рублей, скорее всего, вошли те деньги, которые были привлечены на строительство двух индустриальных парков – они возводятся в Смоленске и в Сафоново. Речь идет о том, чтобы сделать готовую промышленную площадку, подвести к ней коммуникации, дороги и дать возможность там строиться соответствующим предприятиям. Но работа эта небыстрая, не все проекты, которые были названы, реализованы: некоторые находятся в стадии строительства, некоторые находятся в стадии урегулирования земельного вопроса.
Если комментировать фразу губернатора в адрес глав муниципалитетов, то тут надо отметить, что одной из ключевых проблем в работе с инвесторами оказалась земля. То есть у области не было сформированных земельных участков. Когда инвестор приходил в область и шла речь, о том, где ему строиться, область ничего не могла предложить, потому что областных земель было мало, либо они были разрознены. И одним из первых решений, которое приняла администрация и департамент инвестразвития, была работа по формированию земельных участков. Я уже сказал ранее, что была создана Корпорация регионального развития, и основной ее задачей является формирование земельных участков. Они занимаются подбором тех участков, которые заброшены, не используются. Часть земельных участков изымается в областной фонд и из них формируются крупные земельные участки, которые предлагаются инвесторам. Но на низовом уровне в этом плане возникали проблемы, потому что те или иные паи, оставшиеся со времен разорения колхозов, которые находятся у тех или иных бабушек, которых, может быть, даже уже нет в живых, но, по сути, эту землю никак забрать нельзя. На уровне глав поселений возникала эта большая проблема. Понимая, что области не на кого надеяться, кроме как на внешнего инвестора, понимая, что это приоритетная задача, губернатор не первый раз публично грозит главам районов какими-то санкциями в рамках его компетенции, учитывая, что он не является их прямым руководителем.