Сибирские регионы наращивают бюджетный дефицит: что предлагается для решения финансовых проблем?
![В СФО завершилось формирование проектов региональных бюджетов на 2026 год. Общий дефицит 10 субъектов составил 185,79 млрд рублей. Это на 10,2 млрд больше, чем в бюджетах, принятых на текущий год. Подробности – в сюжете РК. Объективные факторы Завершено формирование проектов бюджетов регионов Сибирского федерального округа на 2026 год. Суммарный дефицит 10 субъектов составил 185,79 млрд рублей. Так, в Алтайском крае, Республике Алтай, Томской и Иркутской областях бюджеты уже приняты в первом чтении. 20 ноября Заксобрание Красноярского края приступит к согласованию […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2025/11/cf192422c14c11f082eaaa06e5c63f0f_1-360x280.jpeg)
В СФО завершилось формирование проектов региональных бюджетов на 2026 год. Общий дефицит 10 субъектов составил 185,79 млрд рублей. Это на 10,2 млрд больше, чем в бюджетах, принятых на текущий год. Подробности – в сюжете РК.
Объективные факторы
Завершено формирование проектов бюджетов регионов Сибирского федерального округа на 2026 год. Суммарный дефицит 10 субъектов составил 185,79 млрд рублей. Так, в Алтайском крае, Республике Алтай, Томской и Иркутской областях бюджеты уже приняты в первом чтении. 20 ноября Заксобрание Красноярского края приступит к согласованию основного финансового документа региона. Продолжается рассмотрение бюджета в Новосибирской и Омской областях. Публичные слушания по бюджету предстоят в Хакасии, Туве и Кемеровской области.
На формирование региональных бюджетов 2026 года оказывают влияние сохраняющиеся западные санкции, фактическое отсутствие роста импорта и слабое увеличение экспорта, охлаждение экономики при высокой ключевой ставке. Большая часть общего объема дефицита СФО приходится на Красноярский край – 75,1 млрд рублей, Новосибирскую область – 44,29 млрд, Иркутскую область – 24,9 млрд, Кемеровскую область – 16,91 млрд и Алтайский край – 14 млрд рублей.
Основными источниками финансирования дефицита являются остатки средств на начало года, а также казначейские инфраструктурные кредиты. При этом, к примеру, в Красноярском крае рост поступлений обеспечили в первую очередь высокие цены на золото и другие цветные металлы. Власти субъектов, не располагающих месторождениями дорожающего сырья, отмечают необходимость принятия дополнительных мер для сохранения финансовой устойчивости.
Так, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев рассказал, что в регионе разработан антикризисный план, в рамках которого для повышения доходов, проведут работу с крупнейшими налогоплательщиками и инвесторами. А для оптимизации расходов определят приоритетные направления и введут режим строгой финансовой дисциплины.
В Новосибирской области планируют изменить порядок предоставления компаниям инвестиционного налогового вычета. В последние годы предприятия, которые воспользовались этой мерой поддержки, не добавили, а убавили объем налоговых платежей в бюджет из-за сжатия прибыли.
Стресс-тест
Анализируя сложившуюся ситуацию с бюджетами сибирских регионов, политолог Игорь Даченков пояснил, что Иркутская, Новосибирская и другие области СФО для решения проблем реализуют две группы мер. Первая – ручная работа с крупным бизнесом, вторая – режим строгой финансовой дисциплины.
«Эти меры действительно снижают остроту проблемы: меньше риск сорвать зарплаты, субсидии, выплаты участникам СВО и так далее. Но цена этого – «съедание будущего». Минфин ужесточает доступ к бюджетным кредитам, привязывая его к доле рыночного долга, это заставляет регионы играть осторожнее, а не заливать дыру коммерческими займами под высокий процент. Меры помогут удержать систему от невыплат, кассового коллапса, аварийного секвестра посреди года. Но они не решают главную проблему – падение налога на прибыль в сырьевых и экспортных отраслях на фоне санкций и высокой ключевой ставки. Это грамотное управление кассовым разрывом, а не выход из кризиса», – уточнил собеседник РК.
По словам Даченкова, для части сибирских губернаторов нынешняя бюджетная ситуация – своеобразный стресс-тест. Важно, чтобы антикризисный план не остался просто бумагой, а стал рабочей схемой взаимодействия с бизнесом и Минфином.
Доктор политических наук, профессор Илдус Ярулин подчеркнул, что такая ситуация, вероятно, характерна для всей страны в целом, но регионы Сибири быстрее заявили об этом.
«Сибирь в значительной степени несет бремя наполнения федерального бюджета. Но сейчас ситуация складывается немного иначе, это связано и с угольным кризисом (в Кузбассе многие шахты закрываются), и с транспортными проблемами (не всегда можно вывезти и доставить грузы), и с необходимостью модернизации энергетической инфраструктуры. Сибирские регионы оказались в ситуации, когда им срочно необходимо помочь, чтобы они могли заняться реиндустриализацией. Но это не означает, что экономика Сибири рухнула. Просто наступают достаточно напряженные времена», – добавил Ярулин.
