Выборы губернатора Самарской области: региональный ответ на федеральные вызовы
1. Дмитрий Азаров и вызовы первого года
Врио главы Самарской области Дмитрий Азаров занял свой пост 25 сентября 2017 года, то есть чуть менее чем за год до губернаторских выборов. Такой длительный временной промежуток между назначением на должность врио губернатора и датой выборов, как правило, создает дополнительные вызовы для политиков – общественный энтузиазм, связанный с самим фактом смены главы региона, спадает, риск информационных атак повышается, избиратель оценивает шаги главы региона более скептически. Если конкурентами врио губернатора на выборах не становятся региональные политики-«тяжеловесы» (при этом сохранившие потенциал для привлечения колеблющегося избирателя), эти «вызовы первого года» не ведут для него к серьезным электоральным рискам, но могут работать на создание неблагоприятного информационного фона в ходе кампании.
Однако в Самарской области выигрышными для Дмитрия Азарова стали и предпринятые им шаги, и события на старте губернаторской кампании.
Во-первых, это проводимые в регионе антикоррупционные мероприятия. Заметный резонанс (в том числе в федеральных СМИ) получил арест врио гендиректора Фонда капремонта Самарской области Михаила Архипова. Дмитрий Азаров очень эффективно использовал эту тему, не только напомнив, как вскоре после назначения на пост врио губернатора объявил о планах проверить «все подведомственные учреждения, фонды на предмет их работы и целевого использования денежных средств», но и сказав о проведении проверок по другим направлениям – в отношении проекта Сергиевской птицефабрики и деятельности Самарского областного фонда жилья и ипотеки. Общественный запрос на антикоррупционные мероприятия, как правило, выше в регионах, где ранее произошла смена губернатора с высоким антирейтингом.
Кроме того, обсуждение пенсионной реформы повышает тревожность патерналистски настроенных групп избирателей, которые могут проявить интерес к теме борьбы с коррупцией именно в сферах, серьезно затрагивающих интересы населения (к которым, безусловно, относятся и вопросы капремонта). На этом фоне события в регионе могут принести дополнительные политические очки врио губернатора.
Во-вторых, Дмитрий Азаров активизирует коммуникацию
с представителями общественности на местах. Показательным стало прошедшее 25 июля под председательством врио губернатора совещание в сельском поселении Нижнее Санчелеево по вопросам развития Ставропольского района области. В рамках поездки в этот муниципалитет руководитель региона ответил на вопросы жителей, после совещания объявил об отставке глава района Валерий Анисимов. Как показывает опыт, локальные проблемы и претензии к работе муниципальных чиновников нередко становятся поводом для информационных атак против глав регионов. При этом после смены губернатора, как правило, растет запрос на прямую коммуникацию между региональными властями и населением.
В-третьих, врио губернатора обращается к темам, которые уже оказывались в центре внимания оппозиции, но позже отступили для критиков властей на второй план на фоне изменений в пенсионной системе. К таковым темам относится, например, комплекс транспортных проблем. Обсуждаемой стала жесткая публичная критика, высказанная врио губернатора в адрес министра транспорта и автомобильных дорог региона Ивана Пивкина в связи с дорожным затором из-за ремонтных работ на Красноглинском шоссе («Ремонтные работы в воскресенье вечером, когда все возвращаются с дач при въезде в город, – это идиотизм или злой умысел?»). Можно предположить, что интерес команды врио губернатора к транспортным проблемам в ближайшие недели может дополнительно возрасти.
Главные риски для властей связаны именно с локальными проблемами. Подобные риски, как правило, усиливаются в период снижения интенсивности новостного потока в августе. Поэтому важными для команды Дмитрия Азарова в последние недели кампании станет оперативная реакция на претензии в адрес местных и региональных чиновников, а также демонстрация готовности к прямой коммуникации с гражданами.
По итогам президентских выборов 2018 года наибольший уровень протестного голосования и, соответственно, сравнительно скромные результаты Владимира Путина продемонстрировали города за пределами областного центра: Жигулевск (71,14 % за действующего главу государства), Нефтегорск (72,82 %), Новокуйбышевск (73,51 %), Тольятти (в зависимости от района – от 71,97 % до 72,9 % ). Конечно, интерес избирателей к губернаторской кампании ниже, чем к президентской, и это, как уже было сказано выше, снижает электоральные риски для врио главы региона. И все же с высокой вероятностью можно ожидать сохранение внимания руководства региона к ключевым городам за пределами областного центра (что уже наблюдается на примере Тольятти).
2. Тольятти: локальные проблемы регионального значения
В Тольятти накануне единого дня голосования в сентябре действует дополнительный фактор мобилизации протестного электората – выборы в городскую думу могут сыграть такую роль на фоне сравнительно инертной губернаторской гонки. Дополнительным фактором становится и традиционно скандальный характер муниципальных кампаний в городе (в ходе нынешних выборов отметим хотя бы заявление о нападении на кандидата от КПРФ Владислава Шепелева).
Репутация города как одной из ключевых протестных точек региона дополнительно усиливает интерес к нему со стороны оппозиционных партий. Неслучайно в ходе президентской гонки город посетил кандидат от КПРФ Павел Грудинин, а в июле именно здесь была организована одна из самых заметных (не считая проходивших в Самаре) акций против пенсионной реформы.
В такой ситуации логичным шагом для команды Дмитрия Азарова стала работа над позитивной повесткой для Тольятти. Безусловно, значительная часть протестного электората города все равно будет сохранять скептическое отношение к любым инициативам и заявлениям властей. Но для глав регионов в ходе предвыборной гонки значимой задачей всегда оставалась не только работа с умеренной частью протестного электората, но и недопущение роста апатии среди лояльных избирателей. Врио главы Самарской области предпринял заметные усилия в работе с избирателями города.
Во-первых, врио губернатора проявил серьезное внимание к городу – за первые недели официальной предвыборной гонки он посетил его дважды (18 июля и 8 августа). В ходе июльского визита в городе состоялась первая стратегическая сессия по проблемам ЖКХ и благоустройства.
Во-вторых, Азаров напомнил, что не является для города «варягом». Его посещение завода «СИБУР Тольятти» стало поводом для публикаций, где отмечалось, что нынешний врио главы региона в 1998–2001 годах занимал пост замдиректора по экономике и подготовки производства на «Тольяттикаучуке» (так в тот период называлось это предприятие). Сразу после назначения Азарова в регион поводом для позитивных оценок такого решения стало то, что этот человек не является для области «варягом». Говоря о биографии врио губернатора, принято вспоминать прежде всего о его работе мэром Самары. Работа с тольяттинским предприятием, конечно, только эпизодическая тема, но для лояльного электората в Тольятти такая связь между городом и врио губернатора может стать дополнительным поводом для позитивных оценок.
В-третьих, руководитель региона явно стремился продемонстрировать, что готов не только ассоциироваться с позитивными информационными поводами (вроде открытия гостиничного комплекса Alpen Park или сообщений о заметном снижении уровня безработицы в городе), но и работать с местными проблемами. Показательной была в этом смысле встреча Дмитрия Азарова с обманутыми дольщиками. Это выигрышный ход – официальной статистике граждане в массе своей не доверяют. Открытие новых объектов – новость, которая хорошо воспринимается ядром лояльного электората. А готовность вести диалог с группами людей, находящихся в сложной ситуации, – ответ на серьезный общественный запрос, который близок и протестному избирателю.
В целом действия команды врио губернатора сработали на расширение информационной повестки, затрагивающей Тольятти, и смещение акцентов в рамках этой повестки с проблем автопрома на другие темы, многие из которых стали выигрышными для властей в ходе губернаторской кампании.
3. Мундиаль: вызов федеральной повестке
Вопреки распространенному стереотипу, на уровне регионов чемпионат мира по футболу не только работал на переключение внимания избирателей на более позитивные новостные поводы, но и создавал дополнительные риски для властей территорий – хозяев чемпионата. Если до начала мундиаля поводами для информационных атак против властей регионов становились срок и качество подготовки спортивных объектов и сопутствующей инфраструктуры, то потенциальные риски для региональных властей во время чемпионата были связаны уже с другим. Дополнительное значение приобрела работа глав регионов-хозяев по снижению среди местных жителей тревожности в связи с опасениями, что интересы граждан могут быть проигнорированы из-за чемпионата.
В Самарской области предпринимались шаги для снижения подобной тревожности. Можно вспомнить, например, обращение Дмитрия Азарова к самарским предпринимателям с призывом сделать выходным днем 25 июня, когда на «Самара Арене» проходил матч Россия – Испания.
Состоявшаяся 16 июня встреча Дмитрия Азарова со зрителями, волонтерами и персоналом региональной площадки Фестиваля болельщиков FIFA была ожидаемым, но все равно вполне выигрышным шагом для врио губернатора в предвыборный период, как и любая прямая коммуникация между высшими чиновниками региона и общественностью.
Важным вызовом для руководства недавних регионов – хозяев ЧМ остается судьба построенных к мундиалю объектов после завершения чемпионата. Вакуум информации о судьбе этих объектов в первые недели сразу после чемпионата немедленно был бы заполнен критическими комментариями о расходах на их содержание и целесообразности их строительства в принципе.
Это явно учли Дмитрий Азаров и его команда, создав серию позитивных информационных поводов о судьбе «футбольных» объектов и прилегающих территорий.
Так, еще во время чемпионата главный архитектор области Анатолий Баранников объявил о планах строительства в районе «Самара Арены» детской железной дороги. 18 июля сам Дмитрий Азаров заявил, что обсудит судьбу стадиона и иных объектов, созданных к чемпионату, в ходе встречи с Владимиром Путиным. Наконец, 7 августа на «Самара Арене» с участием врио губернатора прошло торжественное награждение представителей строительной отрасли.
Возможно, новые информационные поводы, связанные с этими объектами, будут заявлены областным руководством и в течение августа, тем более что тема наследия мундиаля может сохраняться в информационной повестке как минимум до начала октября.
4. Довыборы в Госдуму: новый фактор кампании
Одновременно с губернаторской кампанией в регионе проходят довыборы в Госдуму РФ по Самарскому одномандатному округу № 158. В его состав входит часть территории Самары, Новокуйбышевск, а также Алексеевский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Нефтегорский районы, а также и часть Волжского муниципального района. На вакантное место, образовавшееся после ухода из парламента депутата от «Единой России» Надежды Колесниковой, претендуют Александр Хинштейн («Единая Россия»), Михаил Абдалкин (КПРФ), Роман Синельников (ЛДПР), Александр Гусев («Справедливая Россия»), Игорь Ермоленко («Яблоко»), Вадим Байков («Коммунисты России»).
Эта кампания тесно переплетается с губернаторской, она выделяется на фоне подготовки к подобным выборам в других частях страны.
Во-первых, целый ряд вопросов местной и региональной повесток, затрагивающих территории одномандатного округа, стали обсуждать именно в рамках кампании по довыборам в Госдуму РФ, например, вопросы использования «Самара Арены» после завершения мундиаля или градостроительный конфликт на Пятой просеке в областном центре (к обеим темам обращался и Александр Хинштейн).
Во-вторых, если по ряду других округов по выборам в нижнюю палату парламентская оппозиция выставила опытных кандидатов-«тяжеловесов» (например, от КПРФ по Саратовскому округу № 163 идет зампред облдумы Ольга Алимова, а по Заволжскому округу №180 – экс-депутат Госдумы, партийный юрист Вадим Соловьев), то по Самарскому округу выдвинулись больше деятелей муниципального уровня. Так, от КПРФ на эти выборы идет первый секретарь Новокуйбышевского райкома Компартии Михаил Абдалкин, от «Справедливой России» – депутат Новокуйбышевской гордумы Александр Гусев, от ЛДПР – депутат Совета депутатов Красноглинского внутригородского района Самары Роман Синельников. Свою роль сыграло совмещение данной кампании с губернаторской, в которой от парламентской оппозиции приняли участие более статусные фигуры регионального уровня. Это, конечно, снижает возможности оппозиционных кандидатов, но может приносить партиям дополнительные имиджевые очки (например, выдвижение от КПРФ молодого Михаила Абдалкина работает на позитивную коррекцию имиджа партии, как правило, ассоциирующуюся в массовом сознании с населением старших возрастов).
В-третьих, чисто региональные политики и пользующийся федеральной известностью Александр Хинштейн в известной мере поменялись ролями – кандидат от «Единой России» начал глубоко погружаться в местную повестку, его оппоненты, напротив, в первой декаде августа делали ставку как раз на федеральные темы (прежде всего на обсуждение пенсионной реформы).
В-четвертых, учитывая серьезный разрыв по уровню известности и политического влияния между выдвиженцем от «Единой России» и его оппонентами, кампания строится вокруг доминирующего кандидата. Одной из составляющих тактики оппозиционных кандидатов стала критика Александра Хинштейна (заметны ролики представителей КПРФ, созданные по итогам посещения ими пикетов, организованных штабом этого кандидата).
В целом благодаря проведению в регионе этих выборов областные власти получили больше пространства для маневра. Некоторые локальные темы сместились из повестки губернаторской гонки в повестку кампании по довыборам в Госдуму. Часть внимания как оппозиции, так и критически настроенных к властям медиа переключилась на Александра Хинштейна. Наконец, то, что этот политик с федеральной известностью баллотируется в парламент именно от Самарской области, может быть интерпретировано сторонниками региональных властей как показатель расширения лоббистского потенциала территории.
5. Тактика оппозиции: «тихая» кампания и «федеральный» протест
Подходы оппозиционных сил к ведению губернаторской кампании в Самарской области в основном вписываются в федеральные тренды.
Во-первых, кандидатами стали политики, представленные не в федеральных, а в региональных органах власти.Так, не оправдались циркулировавшие в первые месяцы 2018 года слухи, что кандидатом от КПРФ может стать руководитель комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, а от ЛДПР – глава комитета нижней палаты по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев. Вместо них кандидатами от этих партий стали зампреды Самарской губернской думы Алексей Лескин и Александр Степанов. Это вполне вписывается в федеральную тенденцию на сокращение доли депутатов Госдумы среди оппозиционных кандидатов на губернаторских выборах, о чем ранее говорилось в аналитических материалах АПЭК.
Во-вторых, оппозиционные партии, определяя своего кандидата для губернаторской кампании, не всегда делали ставку на наиболее медийную и узнаваемую фигуру. Например, кандидатом от КПРФ стал не депутат губернской думы Михаил Матвеев, получивший широкую узнаваемость и уже представлявший эту партию на губернаторских выборах 2014 года, а менее представленный в медиапространстве Алексей Лескин (впрочем, обладающий более высоким статусом в региональном парламенте и в областных структурах Компартии). Подобная тактика, как правило, предполагает менее конфликтный характер кампании, но и гораздо меньшее количество возможностей для мобилизации избирателей за пределами электоральной базы партии, которая выдвинула кандидата.
В-третьих, налицо участие в кампании кандидатов от непарламентских партий (Галины Барановой от Российской партии пенсионеров за социальную справедливость и Виталия Кирсанова от партии «Коммунисты России»). При этом стартовые возможности для размывания электората парламентской оппозиции у этих кандидатов в данном случае невелики ввиду их незначительной личной узнаваемости и ведения (по крайней мере на начальном этапе) откровенно незаметной кампании.
В-четвертых, основной для оппозиции становится не региональная, а федеральная проблематика, прежде всего критика пенсионной реформы. Учитывая ограниченность информационных ресурсов, которыми могут воспользоваться оппозиционные партии, такая тактика вполне логична – для успешного продвижения региональных инициатив важен доступ к медиа, а федеральная тема получает резонанс сама по себе. Тема пенсионной реформы дает определенные преимущества кандидату от КПРФ Алексею Лескину. Хотя представитель ЛДПР Александр Степанов и кандидат от «Справедливой России» Михаил Маряхин уже заявили о планах проведения собственных митингов по проблеме в течение августа, в первые недели губернаторской кампании именно региональные мероприятия КПРФ против пенсионной реформы были достаточно обсуждаемыми. Более резонансными стали митинги по теме, проведенные этой партией в областном центре, но внимание СМИ привлекли и акции в других городах региона, например, в Тольятти, Жигулевске и Новокуйбышевске.
На подобные акции выходит наиболее политизированная часть граждан, мобилизация на них более широких слоев недовольных затруднена. Эта протестная кампания может сыграть роль в некотором расширении поддержки кандидата от КПРФ за счет наиболее политизированной части электората, ранее тяготевшего к другим оппозиционным партиям, но ее влияние на повышение уровня протестного голосования в целом, вероятно, будет куда менее значительным.
В-пятых, любопытной, хотя и фоновой, чертой нынешней губернаторской кампании является интерес ряда ее участников к проблемам сельских поселений. Так, кандидат от ЛДПР Александр Степанов предпринял усилия для сохранения больницы в Большом Толкае Похвистневского района, а Алексей Лескин провел встречу с жителями села Пролейка в Елховском районе. Понятно, что так или иначе кандидаты в губернаторы наверняка обозначили бы внимание и к проблемам сельского населения, но работа с этим сегментом электората почти всегда связана с дополнительными проблемами для оппозиции, потому и интерес к подобным территориям у таких политиков, как правило, ниже. В данном случае интерес оппозиционных кандидатов к сельским территориям мог быть связан и с
намерением обозначить внимание к темам, близким представителям старших возрастов (касающимся, например, ситуации в сфере здравоохранения, проблем маломобильных граждан и тому подобного), что приобретает дополнительное значение на фоне тревожности патерналистски настроенных слоев граждан из-за изменений в пенсионной системе.
В-шестых, в дальнейшем возможно стремление оппозиционных кандидатов расширить круг тем, к которым они будут обращаться в ходе предвыборной кампании. Возможен рост интереса, например, к проблемам общественного транспорта.
Наиболее вероятным сценарием губернаторской кампании для оппозиции в Самарской области является мобилизация оппозиционными кандидатами «расширенного электорального ядра» своих партий (хотя шансы на определенное расширение поддержки сохраняются у Алексея Лескина). Недовольство пенсионной реформой пока может сработать на перераспределение влияния внутри наиболее политизированной части оппозиционного электората, но не на серьезный рост протестного голосования в целом.