Перспективы Меркушкина: позиции в регионе и нарекания Кремля
Возможно, перевод Николая Меркушкина из Мордовии на пост губернатора Самарской области оказался не самым удачным кадровым решением Кремля. С одной стороны, было понятным желанием укрепить вертикаль власти в одном из самых сложных и потенциально протестных регионов страны, к числу которых относится Самарская область. С другой стороны, встраивание варяга, имеющего к тому же большой управленческий опыт в другом регионе, в политические процессы в таком субъекте федерации не могло не иметь и свою оборотную сторону.
В результате в том, что касается электоральных процессов, Самарская область стала выглядеть чем-то похожей на Мордовию: результаты стали весьма высокими, а мобилизационные приемы – схожими с теми, которые применяются в республиках. И нельзя сказать, что это устроило федеральный Центр: со стороны Кремля были нарекания в отношении использования административного ресурса и заоблачных результатов и на выборах губернатора региона, и при голосовании за депутатов Самарской городской думы.
В то же время выборы в сентябре этого года завершились в целом неплохо: конфликтов стало меньше, результаты были вполне приемлемыми, Центру и губернатору удалось согласовать многие кадровые позиции, хотя, конечно, проблемы с организацией выборов остались. На перспективу президентской кампании возникает вопрос, удастся ли Меркушкину снизить в регионе политическую напряженность, или все-таки Центр примет решение о его замене. Многое здесь зависит и от позиции влиятельных федеральных ФПГ (финансово-промышленные группы), поскольку Меркушкин не имеет надежной поддержки с их стороны, и они в состоянии поставить вопрос об очередной замене губернатора.
Однако дело не столько в губернаторе, сколько в управленческой модели в регионе. В конце концов, Самарская область не демонстрирует каких-либо успехов в решении социальных проблем и улучшении делового климата, и именно в этом, а не в личности Меркушкина состоит сейчас главная проблема.