Сахалинский мост: суперпроект для объединения нации
Российский лидер Владимир Путин на встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко заявил, что поручил правительству проработать тему строительства моста, который соединит материковую часть России с Сахалином. По словам главы государства, «это было бы существенным фактором, закрепляющим население», а также «привело бы к развитию севера Хабаровского края».
Уже больше 100 лет для ментальности русского народа очень важным элементом являются крупные суперпроекты, которые имеют не столько экономический, сколько даже больше психологический эффект – это общность целей и интересов, гордость за свершение, возможность для молодежи применить свою силу и добиться чего-то значительного, оставить свой след в истории. Это всегда был очень эффективный элемент объединения нации, в том числе в последние десятилетия, начиная со строительства БАМа.
Этот элемент прочно вошел в нашу ментальность, в стереотипы мышления, и нехватка таких суперпроектов негативно сказывается на общественных настроениях. Молодежь в отсутствие таких возможностей совершить подвиг во имя страны и будущего часто теряет интерес к саморазвитию, что в России особенно заметно. Это вызывает миграцию, рост нигилизма среди молодежи – приложить силу некуда, и люди начинают заниматься не совсем нужными вещам.
В текущий момент таких суперпроектов нет, и это негативно для самочувствия общества. Поэтому нынешние финансово-экономические возможности страны по реализации подобных проектов абсолютно неважны: и в Российской империи, и в СССР, и в России такие суперпроекты реализовывались в самых разных ситуациях и периодах – возьмите ГОЭЛРО (строительство началось сразу после разрухи гражданской войны), сооружение Ангарского каскада ГЭС (возведение началось по окончании ВОВ). Вопрос не в том, в состоянии ли экономика страны это выдержать, а в том, что эти суперпроекты нужны как раз для того, чтобы объединять разные слои общества и страну.
Проблема в другом. Сейчас, в отличие от предыдущих периодов, у населения очень большое разочарование в действиях государства. Раньше люди понимали, что большие стройки требуют жертв, но их приносят все, начиная от крестьян и заканчивая руководителями государства. Сейчас имеет место очень большой разрыв в уровне жизни обычных граждан и элиты. Последние воспринимаются как люди, которые «жируют», в то время как остальные должны «затягивать пояса». В такой ситуации строительство подобного суперпроекта приобретает иной смысл. Это не объединяет слои общества, а напротив, у граждан возникают вопросы: «Зачем мы это делаем? Почему мы это делаем, пока кто-то плавает на яхтах? Почему мы должны понести жертвы?»
Возможно, с этим и связана осторожная, нейтральная реакция президента на эту тему, который пока ничего не одобрил, а только попросил правительство разобраться в вопросе. На самом деле у него часто бывает такая реакция (что можно предположить), когда он не видит однозначно позитивного эффекта от того или иного решения. Я думаю, он прекрасно осознает объем рисков, которые несет это решение: ему нужно будет снова объяснять народу, зачем нужно опять вбросить кучу денег в какой-то проект, ради чего. Мне кажется, что президент сейчас не горит желанием это делать. Если мост в Крым был понятен – мы спасали республику от блокады, не нужно было объяснять, зачем этот мост строить, то сейчас, особенно на фоне повышения пенсионного возраста, очень сложно аргументировать, зачем Сахалину этот мост и почему нельзя сейчас потерпеть и доставлять людей и грузы прежними способами.
Поэтому я думаю, что все это останется в подвешенном состоянии на неопределенный срок: правительство посчитает, назовет какую-нибудь безумную сумму, и на этом все потихоньку затихнет. Через пару лет снова вопрос поднимется, региональные власти будут ставить его каждые два-три года, а федеральный центр будет смотреть: если ситуация благоприятная, то можно реализовать, если нет, то все останется в подвешенном стоянии. И так до тех пор, пока не построят, либо же это будет продолжаться бесконечно. Еще эта тема может периодически подогреваться сахалинскими политиками в периоды выборов, чтобы поддержать позитивную повестку.