Закон о МСУ: главные проблемы и решения
В Госдуме возобновили работу над новой версией проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), который был одобрен депутатами в первом чтении в январе 2022 года. Поправки ко второму чтению этой инициативы, которая предполагает сохранение лишь одноуровневой системы МСУ, комитет нижней палаты по госстроительству будет принимать до 22 октября.
Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков:
Реформа муниципального самоуправления требует значительных изменений для создания эффективной низовой структуры управления. Николай Травкин в 90-х годах отметил, что только при четком местном управлении возможно сильное государство. Сегодня же наблюдается вертикаль власти, где регионы лишь копируют федеральную структуру, что подавляет местные инициативы.
Необходимо вернуть полномочия на уровень МСУ, сделать должности мэров выборными и предоставить местным органам власти возможность самостоятельно формировать бюджеты. Также важны местные СМИ и отделения партий для повышения прозрачности и вовлеченности граждан в решение местных проблем.
Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров:
Реформа муниципального уровня управления в России должна учитывать стратегическую необходимость поддержки малых городов и сельских поселений, поскольку именно они играют ключевую роль в обеспечении устойчивого развития страны. Последние риторические сигналы от руководства страны, включая президента и губернаторов, акцентируют важность формирования жизнеспособного «каркаса» России, который не ограничен агломерациями, а охватывает всю её территорию. Незаселенные и деградирующие территории создают угрозу для целостности страны, поэтому управление на местном уровне должно стать инструментом удержания и развития глубинки.
Ключевым аспектом реформы является кадровое укрепление муниципалитетов и развитие науки управления на этом уровне. Местные администрации часто страдают от недостатка квалифицированных кадров, что снижает эффективность управления и реализации федеральных и региональных программ.
Наконец, важной задачей реформы является развитие деловой активности в глубинке. В советское время эту роль выполняли министерства местной промышленности, а сегодня необходимо создать новые институты, которые бы развивали и поддерживали бизнес в малых городах и сёлах, а зачастую — инициировали подобные проекты. Государству придётся взять на себя часть рисков, выступая своего рода «венчурным инвестором», что позволит развивать предпринимательство с учётом специфики регионов. Важно, чтобы эта поддержка учитывала географические особенности, экономическую специализацию, инфраструктуру и демографию каждого региона, а также историческую специфику форм хозяйствования.
Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов:
Ранее, в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, МСУ не входило в систему государственной власти. Однако после внесения изменений в Конституцию три года назад местное самоуправление стало представлять собой продолжение государственной власти на местном уровне. Это обуславливает необходимость реформ местного самоуправления в России.
Сегодня создана единая вертикаль, обладающая определенной автономией на местном уровне с точки зрения активного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
Кроме того, после 2003 года, когда была принята новая редакция федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в России, была создана искусственная двухуровневая система местного самоуправления по типу баварской, южно-германской модели. За последние годы она продемонстрировала свою несостоятельность и конфликтность. Поэтому в последние годы идет процесс возвращения к понятной одноуровневой системе местного самоуправления на уровне района.