В дорожном строительстве основной недостаток, который порождает очень серьезные дефекты, – это деньги


Регионам в ближайшее время необходимо разработать и принять программы развития дорожных сетей. Об этом президент РФ Владимир Путин заявил на заседании Государственного совета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения. Глава государства подчеркнул, что проекты должны быть рассчитаны как минимум до 2024 года и содержать реалистичные, а не декларативные планы, сообщает РИА Новости.

Я сам входил в состав этой рабочей группы Госсовета и могу сказать: там, где финансирование поставлено в четкую зависимость от инженерных нормативов, утвержденных правительством, выделенных и так далее, все обстоит неплохо. На федеральных дорогах последние 10 лет соблюдаются инженерные нормативы финансирования ремонта и содержания, на сегодняшний день около 85 % федеральных трасс соответствуют нормативным требованиям. Но для того, чтобы поддерживать дорогу в нормативном состоянии, нужно, чтобы под эти инженерные нормативы было соответствующее финансирование. Для федеральной сети это уже сделано и уже работает. В богатых регионах с этим дело обстоит еще лучше. Например, в Москве ремонт и содержание проводятся по более продвинутым инженерным нормативам. Столица имеет возможность ежегодно делать на магистральных дорогах фрезерование поверхностного слоя, но это все – бюджетные деньги. В регионах ситуация обстоит существенно хуже.

Федеральному правительству это понятно, чтобы с проблемой справиться, организованы очень серьезные программы. В течение последних лет реализовался так называемый проект БКД – «Безопасные и качественные дороги», в котором участвовал федеральный бюджет, следовательно, федеральные министерства участвовали и в планировании процесса мониторинга и контроля: приводили в порядок 38 городских агломераций. Это был некий позитивный сдвиг. Сейчас этот сдвиг закреплен в нацпроекте БКАД – «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – здесь уже больше 100 городских агломераций плюс очень серьезный лимит, связанный с введением так называемых субфедеральных сетей с муниципальными, региональными и местными дорогами, тоже с участием федерального бюджета и контроля за расходами. И на самом деле дополнительная добавка федеральных денег и одновременное участие проектного управления дают сдвиги. И сейчас президент велел их закрепить посредством утверждения региональных программ развития дорожной сети. Это позитивная сторона дела.

В дорожном строительстве основной недостаток, который порождает очень серьезные дефекты, – это деньги: у нас «выливается» слой дорожных организаций, которые способны на хорошем уровне строить, ремонтировать. Кстати, в выступлении президента были обозначены очень сильные позиции, полностью отражающие мнение среднего и малого бизнеса в дорожном хозяйстве. Потому что у нас в дорожном хозяйстве есть гиганты, например, строящие Крымский мост или магистраль Москва – Санкт-Петербург, а есть небольшие предприятия, которые занимаются латанием или реконструкцией местной сети и находятся в достаточно сложном финансовом положении. В выступлении президента некоторые позиции, связанные с поддержкой этого небогатого, глубинного бизнеса, обозначены очень четко.

К Госсовету была очень хорошая подготовка, были выслушаны ассоциации этого скромного бизнеса, которые должны поддерживать местную сеть. В интересах этого бизнеса то, что касается части авансирования залогов, и прочие наболевшие финансово-технические вещи президент одобрил, и это очень важно. Потому что важен не только результат, но и то, как и кто этого результата будет достигать. А результат достигают тысячи не очень крупных предприятий, которые занимаются местной сетью. Нельзя судить о дорожном хозяйстве по гигантским компаниям, у которых огромные контракты на десятки миллиардов рублей, их можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Это совсем другой сегмент экономики. А реальный дорожник – это как раз небогатая организация с очень низким маржинальным бизнесом, с очень сложными рисками, связанными и с погодой, и с поставками материалов. Голос этого низового дорожного бизнеса рабочими группами Госсовета был в полной мере услышан, и это очень хорошо.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: