Ужесточение правил предоставления дотаций восьми регионам: согласятся ли губернаторы с требованиями Минфина?

/

Минфин РФ намерен выделять дотации восьми регионам на особых условиях. Руководители Чечни, Ингушетии, Дагестана, Тувы, Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей должны будут лично отвечать за работу по снижению дефицита местных бюджетов и выполнять ряд требований федеральных властей в финансовой сфере. Главы указанных субъектов РФ должны подписать соответствующее соглашение с Минфином до 18 декабря – в противном случае они рискуют лишиться дотаций. Собеседники РК не исключают, что Чечня и Дагестан будут настаивать на неизменности правил предоставления финансовой поддержки из федерального бюджета. Подробности – в сюжете РК.

В ответе за дефицит

Восьми регионам предложено подписать соглашение с Минфином РФ для получения федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по особым правилам. Проект постановления правительства опубликован ведомством на портале regulation.gov.ru, сообщает «Коммерсантъ».

Как уточняет издание, из документа следует, что главы Дагестана, Ингушетии, Чечни, Тувы, Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей будут лично нести ответственность за работу региональных властей по снижению разрыва между доходами и расходами местных бюджетов.

В числе требований соглашения, которое предложено подписать губернаторам, целевая трата федеральных денег на социальные программы, повышение эффективности бюджетных учреждений, отказ от расширения числа бюджетников и чиновников, а также от повышения им зарплат выше инфляции.

Кроме того, руководители регионов будут нести ответственность за повышение собираемости доходов. Помимо прочего, они должны будут согласовывать с Минфином проект бюджета на 2025 год и региональные законы, которые влияют на итоговый объем дотаций.

Особые требования к восьми субъектам РФ объясняются высокой долей федеральных дотаций в их бюджетах, пояснили изданию в пресс-службе Минфина РФ. В 2024 году на Дагестан, Чечню, Ингушетию и Туву приходится 22% от общего объема дотаций для регионов, получающих такой вид поддержки.

Подписать соглашения для получения дотаций губернаторы должны до 18 декабря. В противном случае регионы рискуют лишиться федеральных денег.

Оптимизировать финансовое управление

Руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что в регионах, главам которых предложено подписать новый вариант соглашения для получений дотаций, требуется серьезно пересмотреть управление финансовыми потоками.

При этом эксперт не исключает сопротивления со стороны губернаторов.

«Что касается Чечни и Дагестана, то здесь проблематично, потому что оба региона обратятся в Совет Федерации, в первую очередь к президенту РФ, и будут лоббировать неизменность финансовых условий», – полагает Масленников.

С Тувой и Ингушетией, по мнению эксперта, у Минфина больше шансов добиться финансовой управляемости. Он напомнил, что в случае критической ситуации с региональными финансами у федерального ведомства есть более «тяжелое оружие» – внешнее финансовое управление.

«Надо посмотреть, как будет протекать реакция на инициативу. До 18 декабря нужно подписать соответствующие обязательства. Если подпишут, то это один вариант, а если будут сопротивляться и подписывать под давлением президента – другой. Но в любом случае это некое движение к нормализации бюджетного положения в регионах, хотя оно будет сопряжено, на мой взгляд, с трудными политическими ограничениями. В Минфине сидят умные и опытные люди. Конечно, они понимают, что с шашками на танки бросаться бесполезно. Значит, какие-то предварительные обещания поддержки они имеют», – добавил Масленников.

Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов отмечает, что потенциал мер, которые могут предъявлять федеральные органы власти в случае выявленных нарушений бюджетного законодательства, не такой большой. В Бюджетном кодексе определены так называемые бюджетные меры принуждения, которые предусматривают, в частности, возможность прекращения или сокращения межбюджетных трансфертов. Однако в таком случае пострадавшими оказываются граждане регионов, а не представители органов государственной власти. Поэтому, объясняет Климанов, уже давно ведется дискуссия о необходимости введения более жесткой ответственности чиновников, которые разрабатывают законы о бюджете.

«Инициатива, которая обсуждается сейчас, предполагает как раз введение персональной ответственности глав субъектов РФ, которые подписывают соглашение с федеральными органами исполнительной власти о получении трансфертов. Минфин РФ отчасти хочет перевести решение данного вопроса из сферы бюджетного регулирования в политическую», – подчеркивает Климанов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: