«Скудный набор лозунгов»: оппозиционные партии вновь идут на выборы с нереализуемым популизмом

/

Предвыборные программы «Единой России» и «Новых людей» стали лидерами рейтинга, составленного научно-исследовательским центром «Особое мнение». Среди аутсайдеров – программы ЛДПР и КПРФ. Документы оценивались в том числе по таким критериям, как количество охваченных тем, структурированность, логичность и реалистичность предложений. Собеседники РК считают, что партии, за исключением ЕР, используют свои «старые» программы, но допускают, что новое содержание им не так уж и необходимо. Подробнее – в нашем обзоре.

Лидеры и аутсайдеры 

Центр «Особое мнение» провел исследование «Выборы депутатов Государственной думы VIII созыва: анализ партийных предвыборных программ». Для составления рейтинга были проанализированы программы всех 14 партий, которые участвуют в выборах в Госдуму. Это «Единая Россия» (ЕР), КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» (СРЗП), «Яблоко», «Гражданская платформа», Партия роста, «Зеленые», «Коммунисты России», «Новые люди», «Зеленая альтернатива», «Родина», Партия пенсионеров и Российская партия свободы и справедливости (РПСС).

Критерии, по которым оценивалось содержание программ, были следующими:

– количество охваченных программой тем;
– структурированность программы;
– отсутствие популистского подхода;
– обоснование предлагаемых изменений;
– реалистичность предложений;
– логичность и взаимосвязанность предложений.

Каждый критерий оценивался в один балл, то есть максимальное число баллов, которое партия могла получить за программу, – шесть.

РБК опубликовал результаты исследования, согласно которым только четыре партии из 14 набрали больше трех баллов. Это «Единая Россия» с результатом 5,84 балла, «Новые люди» – 4,03 балла, «Зеленые» – 3,71 балла и «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» – 3,39 балла.

По мнению авторов доклада, меньше всего баллов получили ЛДПР – 2 балла, КПРФ – 1,89 балла, РПСС – 1,74 балла, «Гражданская платформа» – 1,37 балла и Партия роста – 0,26 балла.

Эксперты центра обратили внимание на то, что большая часть партий нелогично выстроили и структурировали свои программы, основали их на явных противоречиях. Кроме того, в документах не прописано, каким образом или за счет чего будут выполнены те или иные обещания, например, повышение зарплат и пенсии, снижение налогов или списание долгов. По словам исследователей, многие из обещаний вообще трудно реализовать.

Социологи постарались дать краткую оценку программам партий. Так, программу «Яблока» они назвали самой оппозиционной, программу «Справедливой России – Патриоты – За правду» – самой противоречивой, программу партии «Зеленые» – самой односторонней, программу партии «Зеленая альтернатива» – самой короткой (состоит из 222 слов), а самой длинной – программу «Единой России» (8372 слова). Кроме того, программа ЕР названа самой конструктивной и системной.

Напомним, в конце августа ВЦИОМ провел опрос, целью которого было выяснить, сколько людей интересуются содержанием предвыборных программ партий. Согласно полученным данным, внимательно изучают программы около 13% россиян, фоновый интерес проявляют 57% респондентов, 29% не изучают программы вообще. 64% россиян отметили, что суть программ им все же интересна.

«Среди тем, которые респонденты отметили как наиболее важные для освещения в программе партий, – здравоохранение (59%), пенсионное обеспечение (53%), образование (45%), занятость и МРОТ (40%), поддержка семей, материнства и детства (37%)», – сообщает РИА Новости.

Форма или содержание?

Telegram-канал «ОКОЛОКРЕМЛЯ» отмечает, что такой интерес избирателя к программам, которые представляют партии перед выборами, далеко не новость. По мнению авторов, электорат реагирует на яркие образы и посылы, а не на документы, в которые нужно вчитываться.

«Надо отметить, что пока соответствовать такому подходу лучше всего получается у
единороссов и коммунистов. У первых – Народная программа, появление которой само стало агитационным событием, транслирующим дополнительные смыслы. У вторых – «Десять шагов к власти народа» – спрессованная идеологическая концентрация в одном только названии», – говорится в публикации.

Авторы канала «Номенклатура» подчеркивают, что практически все партии, выдвигающиеся в Госдуму, акцентировали внимание на социальных и экономических обещаниях, однако во многих случаях нет никакой конкретики, то есть прописан просто набор лозунгов.

«К примеру, состоящая из 100 пунктов программа ЛДПР состоит наполовину из лозунгов: «обеспечить реальную независимость судов» или «сократить уровень бюрократии», а также из свойственного жириновцам бреда, включая «стимулирование мужчин приходить на работу в школу», – пишут блогеры.

По их мнению, пока создалось впечатление, что единственная партия, которая действительно серьезно отнеслась к составлению программы, – это «Единая Россия».

«Документ писался не на коленке, а на основе колоссальной работы по результатам широкого общественного обсуждения, на котором, кстати, настоял президент. Крайне важно, что все озвученные партией цели подкрепляются конкретными задачами, которые необходимо решить для их достижения, а главное, инструментами и сроками. Ничего подобного нет ни у одной из партий», – констатирует канал.

«НЕЗЫГАРЬ» считает, что у партий парламентской оппозиции в этом году достаточно скудные по содержательному наполнению программы. Кроме того, большинство программ похожи друг на друга.

«Имеющийся набор месседжей и инициатив не содержит в себе достаточного потенциала для мобилизации групп социального недовольства и привлечения новых сторонников», – заявляют авторы. По их мнению, из-за этого не растут и рейтинги у всей оппозиции, несмотря на то что сейчас активная фаза кампании.

Блогеры уверены, что оппозиция так и не смогла найти себя в «постковидный период». У нее нет альтернативы, а есть только популистские заявления.

«НЕЗЫГАРЬ» также обращает внимание на недостаточную проработку программ, выдвинутых оппозицией.

«Такой уровень партийной работы не убеждает избирателя в реалистичности и серьезности намерений партий парламентской оппозиции изменить текущее положение дел в стране, что и формирует индифферентно-негативное отношение к ее ключевым представителям», – утверждают авторы канала.

Популизм есть у всех

Политтехнолог Александр Антошин подчеркивает, что по уровню проработки программы партий действительно очень отличаются.

Например, по его словам, программа «Единой России» – это некая дорожная карта по развитию страны на ближайшие пять лет, темы, которые будут в приоритете.

В то же время он отмечает и программу партии «Новые люди», уточняя, что ей сейчас надо привлечь к себе внимание избирателей, поскольку она только пытается заслужить право попадания в Госдуму.

Что касается программ ЛДПР и КПРФ, то, по мнению Антошина, они не менялись уже лет 30, но им это и не нужно.

«Этим партиям и не надо что-то добавлять в программы, потому что расширить свою электоральную базу они пытаются за счет не столько привлечения нового электората яркой программой, сколько за счет тех, кто проголосует против действующей власти, за счет протестного голосования. Чем более ровными будут обещания, тем лучше: никого не обидят, привлекут больше людей под свои знамена», – убежден политтехнолог.

При этом, как заявляет Александр Антошин, применить в жизни программу КПРФ или ЛДПР невозможно.

Эксперт также подчеркивает, что риторика многих партий строится на оголтелом популизме. Для них это удобная позиция, так как реально на власть эти партии не претендуют и отвечать за обещания перед избирателями им не придется, но при этом свою фракцию в Думе они получат.

Руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов считает, что в основном партии занимаются самоплагиатом, так как с прошлых выборов принципиально нового в программах нет. Однако он замечает, что у ЕР, например, поменялись лидеры, поэтому появились и новые идеи.

Максимов называет публикацию программ ритуалом и считает, что избирателей, которые голосуют под влиянием программ, может набраться только порядка 10%. Остальные же, по его мнению, голосуют эмоционально. Им важно не столько содержание, сколько оформление программы.

Кроме того, по мнению эксперта, любая программа содержит элементы популизма, если партия заявляет, что в ее программе этого нет, значит, обманывает.

«В любой политической программе популизм – это необходимая составная часть, потому что надо нравиться избирателям, чтобы получить их поддержку. Популизм есть у всех, просто дозированно: одни обещают одно, другие – другое, но все это с разной степенью фантазии и с разной степенью осуществимости», – подытоживает Андрей Максимов.

Send with Telegram
bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: