Российской партийной системе необходимо обновление, и новые партии могут стать драйверами этого процесса
– Согласно результатам последних социологических исследований, около 16% россиян готовы проголосовать за малые партии на предстоящих выборах. На ваш взгляд, за счет чего эти партии активно наращивают свой электорат? К чему они апеллируют?
– Когда мы говорим о малых партиях, необходимо разделять их на новые партии и партии системной оппозиции непарламентского толка. Последние много лет находились в стандартном политическом предложении. Это и «Патриоты России», и «Родина», и «Яблоко». Это партии старого формата, по отношению к которым избиратели на сегодняшний день чувствуют недоверие, может от них и нет такой усталости, как от «думских старцев», но и рейтинга, по ряду причин, у них тоже особого нет. На фоне этого во всех электоральных нишах начинают появляться новые предложения. Ряд моих коллег считают, что это партии-спойлеры, созданные, чтобы оттянуть голоса у парламентской оппозиции. Действительно, такую цель преследуют «Коммунисты России» и КПСС, которые решают сугубо электоральные задачи и толком не работают с людьми. Говоря о новых малых партиях, я думаю, что у них есть будущее как минимум по двум причинам: во-первых, люди устали от старой оппозиции, а во-вторых, «Единая Россия» тоже потеряла часть электората.
– Каковы причины оттока электората от ЕР? Сыграло ли здесь решающую роль проведение пенсионной реформы?
– «Единая Россия» теряет избирателей как на фоне пенсионной реформы, так и в связи с общим ростом социальной напряженности и ухудшением благосостояния граждан. Во время пандемии у многих исчезла уверенность в завтрашнем дне: кто-то потерял близких, кто-то разорился. Все это обусловило рост разочарования во власти. Коронавирус затронул большое количество людей, многие пострадали, и, к сожалению, многие еще пострадают. На сегодняшний день эти люди потеряны для партии власти, но не потеряны для страны в целом. Новые партии имеют шанс подхватить этих людей и нарастить за счет их поддержки свой политический капитал.
– Новые партии имеют ярко выраженный нишевый характер. Не стала ли причиной их популярности размытость позиций старых парламентских партий?
– Действительно, данные партии существуют в рамках нишевых предложений. Например, «Зеленая альтернатива» отвечает на экологический запрос, который проявляется во многих регионах: Архангельской, Владимирской, Тульской областях, ряде регионов Поволжья и Сибири и других субъектах. Ни для кого не секрет, что экологический запрос будет возрастать все больше и больше, потому что растет число тех, кому не безразличны условия, в которых жить, какую воду пить, каким воздухом дышать и так далее. Если говорить о левой нише, «Партия пенсионеров» имеет все шансы подвинуть «Справедливую Россию» на этом поле, если сможет более четко донести до избирателя, в чем уникальность их предложения, кроме говорящего названия, найти ярких представителей, которые встанут под ее знамена. Сегодня, мы знаем, что избиратели склонны идти не за партиями, а за отдельными людьми, но в российской публичной политике таких ярких личностей мало. Возможно, это связано с аполитичностью общества, с отсутствием институтов, которые дали бы шанс новым лицам реализовать себя в политике. Новые малые партии как раз могут стать такими площадками.
– Тем не менее, учитывая нишевый характер этих партий, яркие и перспективные политики могут не захотеть присоединяться к таким малым проектам.
– Малые партии – это условная и очень подвижная характеристика. С 2007 года мы живем в ситуации, когда есть всего четыре парламентские партии, вокруг которых концентрируется вся общественно-политическая дискуссия, и многим это порядком надоело. На этом фоне у новых партий есть большой потенциал для обновления системы публичной политики. Даже если эти партии не пройдут в парламент, у них будет стимул развиваться и бороться дальше, за региональные парламенты, за муниципалитеты, просто за смыслы, необходимость в которых явно будет возникать во все более зыбком будущем.
– У старых партий есть явные проблемы с мобилизацией электората. Какие пути привлечения избирателей могли бы использовать новые партии, чтобы переманить на свою сторону разочаровавшийся электорат?
– В первую очередь им нужно заниматься выстраиванием партийной структуры в регионах. В любом субъекте такая политика может вызвать сопротивление, именно поэтому им нельзя отступать, иначе люди будут считать их очередными спойлерами. Жизнь не заканчивается в 2021 году, на сегодняшний день России необходима кардинальная диверсификация партийной системы. Завтра вся парламентская оппозиция будет находиться в состоянии кризиса, потому что их лидеры морально устарели. Им придется запустить внутренние обновления, что наверняка приведет к расколам и радикализации протестов. Именно поэтому новым партиям уже сегодня необходимо выстраивать сетки региональных отделений и привлекать всех ярких людей, которые хотят двигаться в политику, и самореализовываться в ней.
– Сумели ли малые партии достаточно громко заявить о себе на прошедших выборах?
– Им действительно нужно было заявить о себе и взять мандаты, чтобы участвовать в думской кампании без сбора подписей. На мой взгляд, наибольшие шансы на успех в следующем году будут иметь четыре проекта. В первую очередь, это партия «Новые люди», поскольку она заняла перспективную нишу партии людей, не связанных с сырьевой экономикой. То есть, как я понимаю, это интересный симбиоз бизнеса и горожан, при этом у НЛ есть достаточно амбициозный и успешный лидер. Во-вторых, успех может иметь Партия пенсионеров, поскольку она работает с острой повесткой, если только не будет принято решение объединять их с СР, как уже было раньше. На третьем месте – «Зеленая альтернатива»: у них тоже есть большие шансы, ведь ситуативные экологические кризисы периодически случаются по всей стране, то там что-то прорвало, то там что-то разлили. Именно «зеленые» могут поднимать вопрос об урбанистике, применении новых принципов развития общественных пространств, здоровье человека, то есть говорить об актуальном будущем. Наконец, это партия «За правду», которая аккумулирует голоса правых и патриотов. Хотя сегодня патриотическая повестка менее популярна, чем пять-шесть лет назад на фоне присоединения Крыма, она все равно существует, в этой нише «За правду» будет конкурировать с «Родиной» и ЛДПР.
– Не кажется ли вам, что часть этих партий, в первую очередь «Зеленая альтернатива», будут пользоваться популярностью исключительно среди молодых избирателей?
– Совершенно верно, и это очень важный момент, поскольку именно те партии, которые выиграют борьбу за голоса молодежи в 2021 году, получат наибольшие шансы. Поэтому партиям необходимо активно привлекать лидеров общественного мнения, на которых ориентируется молодежь. Это могут быть и известные личности, блоггеры, и молодежные лидеры. Но их голос не должен звучать фальшиво, тогда будет обратный эффект. Если им удастся составить серьезную конкуренцию ЕР хотя бы в нескольких одномандатных округах и пройти 3%-ный барьер, у них есть все шансы вырасти из нишевых проектов, закрепиться в Госдуме и таким образом фактически состояться.