Российский инвестиционный форум в Сочи: акценты, задачи, стратегия
Вопросы региональной повестки были основными в рамках Российского инвестиционного форума, который проходил в Сочи с 14 по 15 февраля. Премьер-министр Дмитрий Медведев обсудил с губернаторами механизмы реализации нацпроектов и объявил об утверждении Стратегии пространственного развития, которая предполагает формирование 12 так называемых макрорегионов и выделении перспективных экономических специализаций для каждого субъекта Федерации. Последнее, по мнению экспертов, является одним самых спорных пунктов стратегии. Подробнее – читайте в обзоре «РК».
Региональная повестка
Российский инвестиционный форум (РИФ) в Сочи, который проходил 14-15 февраля, был посвящен в первую очередь национальным проектам, подробности о которых стали известны за два дня до начала мероприятия.
В ближайшие шесть лет на них планируется выделить более 25,7 трлн рублей. Эту сумму премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на одной из сессий форума назвал «гигантскими деньгами» и добавил, что средства должны быть потрачены максимально рационально, эффективно и адресно, а чиновники будут нести личную ответственность за результат. Именно на ощутимые результаты и нацелены новые нацпроекты, которые, по словам Медведева, станут инструментом для устранения структурных дисбалансов в экономике и повышения качества жизни населения, пишет ТАСС.
Кроме того, премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил о завершении работы правительства над стратегией пространственного развития. На пленарном заседании РИФа Медведев заявил о ее подписании.
Как пишет «Коммерсант», стратегия пространственного развития преподносится правительством как один из механизмов реализации нацпроектов — именно регионы считаются их основными исполнителями. Документ строится на определении перспективных экономических специализаций каждого региона. Это, как подчеркнул Медведев, позволит устранить искусственную конкуренцию между регионами и сделает поддержку их развития эффективнее и адреснее. Это позволит «не строить в двух соседних областях одинаковые заводы, заводы одинаковой специализации, создавая тем самым искусственную, то есть ничем не оправданную, конкуренцию между ними».
Издание отмечает, что в стратегии сохранено деление России на 12 макрорегионов. Отдельно в документе выделены приоритетные геостратегические территории: Крым, Северный Кавказ, Дальний Восток, Калининградская область и Арктика. Для них премьер анонсировал «специальные меры поддержки», не назвав их.
В заключительный день форума в Сочи Медведев предложил обсудить возможность перенастройки предоставления субсидий субъектам Федерации так, чтобы инвесторы, участвующие в региональных проектах, могли планировать на более длительную перспективу.
«Если регион «молодой», нужно строить больше школ, детских поликлиник. В некоторых регионах, наоборот, эта задача сейчас не так актуальна. Иными словами, национальные проекты должны быть всегда заточены под конкретные нужды конкретных регионов. И деньги должны распределяться соответственно», — цитирует ТАСС слова Медведева.
Как подчеркивают «Известия», помешать реализации нацпроектов могут две вещи: плохое качество госуправления и отсутствие квалифицированных кадров как на федеральном, так и на региональном уровне. Это показали результаты опроса, который прошел на пленарном заседании с участием премьер-министра Дмитрия Медведева. Председатель правительства согласился с тем, что такие риски действительно есть.
Премьер добавил, что для выполнения задач необходимо переобучить около 1 млн госслужащих на всех уровнях власти. Он подчеркнул, что современный управленец должен обладать навыком работы по проектному методу, быть способным создать эффективную команду, а также ускоренно осваивать цифровые технологии.
Встреча премьера с губернаторами проводилась 15 февраля — в этот день истек срок, отведенный регионам для заключения соглашений в рамках нацпроектов. «В рамках таких соглашений они берут на себя обязательства по выполнению показателей национальных проектов в обмен на субсидии из федерального центра. Пока среди отстающих — Дагестан, Камчатка, Севастополь и Ставропольский край. Премьер отметил, что нужно ликвидировать оставшиеся проблемы и подписать документы», — пишут «Известия».
Добавим, что всего за время работы инвестиционного форума было подписано 567 соглашений и протоколов на общую сумму 968,033 млрд рублей.
Так, например, Хабаровский край и АО «Русская медная компания» (РМК) подписали соглашение по освоению Малмыжского месторождения на сумму 115 млрд рублей. Ленинградская область и ООО «Приморский универсально-перегрузочныйкомплекс» подписали соглашение о намерениях по реализации инвестиционного проекта на территории, планируемой к созданию портовой особой экономической зоны, на сумму 90 млрд рублей. Курская область и ООО «АПХ „Мираторг“» подписали соглашение о сотрудничестве в рамках развития агропромышленного комплекса области, предусматривающего увеличение производственного потенциала предприятий агрохолдинга в регионе, на сумму 90 млрд рублей.
В «курилках и лаунжах»
В интернете пока стараются не давать конкретных оценок прошедшему сочинскому форуму, объясняя это тем, что надо для начала понаблюдать, как регионы будут исполнять указанные действия.
«Если перевести результаты исследования ФОМ (согласно исследованию ФОМ, рейтинг одобрения действия правительства растет четвертую неделю подряд и теперь составляет 35% — прим. ред.) на понятный большинству избирателей язык, то на фоне проходящего в Сочи Российского инвестфорума, членам правительства намекнули, что в целом их работой в Кремле удовлетворены. Но есть нюанс. Параллельно с этим внимательно наблюдают за реакцией участников форума на то, что единственный, у кого рейтинг продолжает падать, — это «хозяин» РИФа Медведев. В кулуарах и лаунжах сочинского форума удобно наблюдать и слушать…», — пишетTelegram-канал «Кремлевский безБашенник». Авторы канала также утверждают, что наиболее обсуждаемой темой в «курилках и лаунжах» стал грядущий уход сенатора Валентины Матвиенко.
Между тем, канал «Научно-образовательной политики» пишет, что на сочинском форуме не менее важной темой было образование.
«Университеты должны стать ключевыми институтами и магистралями прорыва. Это будут точки сборки многих мероприятий, а также шарнир для сочетания федеральных установок с региональным воплощением. Именно в рамках вузов будут развернуты центры непрерывного образования, выстроены социальные лифты и проведена значительная часть профессиональных конкурсов», — пишут авторы.
Они отмечают, что важные слова говорил председатель совета директоров Челябинского трубопрокатного завода Андрей Комаров, который заявил, что их компания является единственной, которая потратила 2 млрд рублей для создания непрерывной системы образования, куда включены дошкольные учреждения, общеобразовательные и т.д.
Что изменится?
Написанная стратегия пространственного развития не внесет принципиальных изменений в развитие страны, полагает директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор географического факультета МГУ, доктор географических наук Наталья Забаревич.
Она отметила, что крупные города страны и их агломерации, согласно документу, станут так называемым авангардом роста ВВП, но эти территории и так развиваются лучше и быстрее остальных, потому что там работает эффект масштаба.
«Вне зависимости от принятия стратегии, всегда есть точки роста, конкурентные преимущества конкретных территорий, которые заключаются в их размере, положении столицы региона и так далее. Все эти факторы позволяют им развиваться немного лучше остальных», — заявила она.
Профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук Ольга Кузнецова рассказала «РК», что принимала участие в разработке стратегии. По ее мнению, перспективная экономическая специализация регионов – это один из самых спорных пунктов документа, и в команде разработчиков она была одной из тех, кто выступал скорее против того, чтобы этот пункт был включен, по крайней мере, в том виде, в котором это сделано.
«В принципе, сама по себе концепция стратегии имеет благую цель. Некую перспективную специализацию регионов высчитывать нужно. Но, на мой взгляд, она должна определяться в более крупном масштабе и совсем по-другому. Надо понимать, на что ориентируется регион: на производство продуктов массового потребления или разработку высокотехнологичной продукции. Почему это важно знать? Потому что это требует разной инфраструктуры. Вот эту специализацию нужно было определять ровно в той степени, в какой это необходимо для принятия управленческих решений по развитию инфраструктуры и так далее», — уверена Кузнецова.
Собеседница «РК» рассказала, что многие представители регионов приводили примеры, когда в соседних субъектах Федерации создавались идентичные производства. В итоге они сталкивались с перепроизводством товаров. Однако это, как подчеркивает Кузнецова, в большей степени риски конкретных предпринимателей, которые сами должны адекватно оценивать рынок. А разговоры региональных властей о том, что они устали конкурировать друг с другом, по мнению эксперта, звучат как: «Мы устали создавать благоприятные условия для инвесторов».
«Поэтому я скорее за конкуренцию, нежели за назначенные специализации регионов. Звучали также мнения, в том числе от федеральных чиновников, что нужно просто разбираться с поддержкой инвесторов. Конечно же, понятно желание федеральных и региональных властей разобраться в том, кого нужно поддерживать, а кого нет. Но этот процесс требует перестройки системы помощи инвестиционным проектам, а не создания специализаций для регионов», — заключила Кузнецова.