Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в сентябре 2025 года
1.В числе приоритетов федеральной политики Кремля, затрагивающих сферу регионального развития, традиционно остается поддержка ВПК и смежных отраслей. Так, на заседании Военно-промышленной комиссии Владимир Путин акцентировал внимание на ходе разработки новых госпрограмм вооружения, а также на развитии оборонно-промышленного комплекса в 2027–2036 годах.
Пока эти программы находятся в стадии доработки, вероятно, возрастет и активность глав регионов, в которых расположены перспективные предприятия ВПК, по продвижению интересов таких заводов и их включение в значимые для таких индустриальных центров программы и проекты. В ряде случаев это может усилить конкуренцию между руководством таких регионов. Кроме того, этот тренд может стать дополнительным мотивом для выдвижения в Госдуму в 2026 году от таких субъектов ресурсных кандидатов, близких к оборонно-промышленному сектору.
В рамках развития смежных с ВПК секторов повышается интерес влиятельных представителей губернаторского корпуса к участию возглавляемых ими регионов в проектах, связанных с космической отраслью. Одним из ярких примеров является Москва. Показательно, что президент, поздравляя регион с Днем города, специально отметил роль мэра города Сергея Собянина (1-е место) в реализации проектов по «возрождению отечественной космической отрасли».
Особая роль Москвы в сфере формирования региональной политики федеральных властей в сентябре была отмечена и в ходе рабочей встречи президента с гендиректором Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой. Глава АСИ упомянула о договоренностях с правительством Москвы по созданию центра лучших региональных практик, куда приезжают команды из всех субъектов для обмена лучшими решениями по формированию инвестклимата и повышению качества жизни.
2.В сентябре на фоне проведения Восточного экономического форума, как правило, актуализируется дальневосточная повестка. Приоритеты, о которых вновь напомнил Владимир Путин в ходе пленарного заседания ВЭФ, позволяют прогнозировать дальнейший рост внимания Кремля к регионам, где расположены перспективные месторождения редкоземельных металлов. Показательно напоминание президента правительству о необходимости не позднее ноября 2025 года утвердить долгосрочный план развития редкоземельной индустрии.
Заявление главы государства о том, что развитие Трансарктического коридора — это не только поддержка Северного морского пути, но и «комплексной системы, которая должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта», может стимулировать глав северных регионов на более активное лоббирование реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов на их территории.
В то же время вероятность расширения финансирования таких проектов в среднесрочной перспективе может мотивировать федеральные власти на более жесткий подход к кадровым ротациям в арктических регионах, в том числе, возможно, уже весной 2026 года.
3.Дополнительным фактором внимания федеральных властей к арктическим регионам могут стать и приоритеты, на которых акцентировал внимание секретарь Генсовета «Единой России» Владимир Якушев, комментируя подготовку к думской кампании. Он, в частности, заявил, что в зоне повышенного внимания партии будут находиться те субъекты, в которых одновременно предстоят выборы регионального уровня (губернаторов или депутатов заксобраний), а также в представительные органы административных центров.
В число таких регионов входят территории с «северной повесткой» (Карелия, ХМАО, Пермский край), что может стать фактором более интенсивного внимания в конце 2025- 2026 годах как «Единой России», так и федеральных властей в целом и к более широкому кругу северных регионов. Причем как к перспективных проектам на таких территориях, так и к проблемной тематике (например, касающейся ситуации в сфере ЖКХ).
4.Усиливается влияние большинства победителей губернаторских кампаний, завершившихся в Единый день голосования-2025: губернатора Севастополя Михаила Развожаева (с 28-го на 22-е место), главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна (с 26-го на 23-е место), главы Калужской области Владислава Шапши (с 45-го на 42-е место), губернатора Оренбургской области Евгения Солнцева (с 48-го на 44-е место), губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 50-го на 47-е место), губернатора Брянской области Александра Богомаза (с 57-го на 50-е место, переходит в группу с сильным влиянием), главы Иркутской области Игоря Кобзева (с 61-го на 55-е место), губернатора Камчатского края Владимира Солодова (с 59-го на 57-е место), губернатора Костромской области Сергея Ситникова (с 62-го на 58-е место), а также избранной по итогам голосования в региональном парламенте губернатора Ненецкого автономного округа Ирины Гехт (с 67-го на 64-е место).
Теряет позиции на фоне заметного уровня протестного голосования в регионе избранный губернатор Свердловской области Денис Паслер (с 22-го на 25-е место). Нисходящий тренд затрагивает и позиции избранных глав ряда экономически проблемных регионов, в том числе губернатора Архангельской области Александра Цыбульского (с 23-го на 26-е место), главы Еврейской автономной области Марии Костюк (с 51-го на 60-е место), главы Чувашии Олега Николаева (с 52-го на 59-е место).
Реплика Владимира Путина в ходе встречи с избранными главами регионов о том, что «ресурсы в реализацию нацпроектов направляются значительные» и «люди должны видеть конкретные, осязаемые результаты непосредственно там, где они живут», может быть сигналом о дальнейшем усилении в конце 2025-первой половине 2026 годов аудиторских проверок и антикоррупционных расследований, прежде всего, затрагивающих наиболее электорально значимые субъекты, а также, возможно, приграничные регионы, в том числе находящиеся рядом с зоной проведения СВО.
- Приоритеты региональной политики Кремля отражены и в рамках состоявшихся в сентябре рабочих встреч президента с главами регионов: губернатором Приморского края Олегом Кожемяко (с 13-го на 14-е место), главой Луганской народной республики Денисом Пасечником (с 30-го на 28-е место), губернатором Смоленской области Василием Анохиным (с 70-го на 72-е место), главой Самарской области Вячеславом Федорищевым (с 24-го на 51-е место, покидает группу с сильным влиянием), губернатором Запорожской области Евгением Балицким (с 42-го на 40-е место) а также с уже упомянутыми выше Владимиром Солодовым и Дмитрием Махониным.
Обращает на себя внимание акцент президента на задачах, связанных с работой стройкомплекса, включая капремонт объектов образования, расширение инфраструктуры здравоохранения, расселение аварийного жилья, дорожное строительство. Этот тренд может создать условия как для более активного рекрутирования региональных кураторов стройкомлпекса из наиболее успешных в этом плане субъектов на федеральный уровень в перспективе 2026-2030 годов, так и для новых расследований по поводу нарушений в этой сфере уже в перспективе последних месяцев 2025-го-первой половины 2026 года. При этом нельзя полностью исключать, что такие расследования могут в том или ином виде коснуться и части представителей губернаторского корпуса.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Наиболее интенсивные кадровые ротации в сентябре 2025 ожидаемо затронули регионы, где завершились избирательные кампании.
Ротации коснулись как региональных правительств и руководства административных центров (прежде всего, в субъектах, в которых прошли губернаторские выборы), так и спикеров заксобраний. В частности, покинули свои должности занимавшие свои посты с 2015 года главы региональных парламентов Воронежской и Магаданской областей Владимир Нетесов и Сергей Абрамов.
При этом в рамках ротаций на уровне глав экономически значимых городов новыми губернаторами в ряде случаев была сделана ставка на кадры, ранее не связанные плотно с их собственными командами или сделавшими карьеру при их предшественниках.
Например, на пост врио главы Новочеркасска в Ростовской области губернатором Юрием Слюсарем был назначен Николай Толмачев, работавший на руководящих должностях в Министерстве имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций этого региона, а также в «Региональной корпорации развития» при предыдущем главе этого субъекта Василии Голубеве.
А наиболее вероятным претендентом на пост главы Курска (предыдущий мэр города Игорь Куцак ушел с должности в апреле 2025 года) среди участников конкурса считается руководитель регионального исполкома «Единой России» Евгений Маслов, основная часть карьеры которого (кроме опыта работы в ДНР) была связана с этим регионом, в то время как избранный губернатор области Александр Хинштейн ранее работал на федеральном уровне и в других субъектах.
С учетом возможных дополнительных вызовов в бюджетной сфере (прежде всего в наиболее экономически проблемных субъектах) в конце 2026- 2027 годах вполне вероятна активизация критики в адрес мэров таких городов со стороны губернаторов и новая волна ротаций в руководстве наиболее экономически и электорально значимых городов в регионах, где в сентябре завершились избирательные кампании.
2.Значимым фактором региональной политики по-прежнему остаются антикоррупционные расследования. Такие инциденты, как правило, сказываются на позициях глав тех регионов, где высокопоставленные чиновники стали фигурантами подобных дел. Так, на фоне учетом расследования в отношении бывшего и.о. замглавы региона Александра Власова покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев (с 19-го на 33-е место).
Зоной наиболее интенсивных антикоррупционных расследований по-прежнему остается сфера стройкомплекса и земельных отношений. Например, по подозрению в получении взятки за «способствование руководству строительной организации в заключении муниципальных контрактов» был задержан бывший замглавы Нижнего Новгорода Илья Штокман. А в Камчатском крае были задержаны первый замглавы Петропавловска-Камчатского Владислав Масло, а также временно исполняющий полномочия главы администрации города Елизово Антон Прочко и глава Контрольно-счетной палаты того же муниципального образования Владимир Кекух — в связи с делом, по версии следствия, касающимся «разработки схемы незаконного отчуждения муниципальных земель».
Дело в отношении бывшего и.о. замгубернатора Кубани Александра Власова, подозреваемого в хищении гуманитарной помощи, которая должна была направляться в зону проведения СВО, может свидетельствовать о росте внимания правоохранительных и контрольных органов к сфере взаимодействия региональных и местных чиновников с общественными организациями, а в перспективе — и к работе социальных блоков на уровне субъектов РФ и ключевых муниципалитетов. Такой тренд может повлиять и на ход отбора кандидатов в Госдуму, так как многие управленцы, обладающие амбициями, связаны именно с социальной сферой (в том числе с системой здравоохранения).
3.Важным трендом региональной политики уже в ноябре-декабре 2025 года станет выход на новый уровень подготовки к парламентской кампании со стороны наиболее ресурсных потенциальных кандидатов, что одновременно может сопровождаться активизацией информационных атак против действующих депутатов Госдумы, а также потенциальных претендентов на участие в такой избирательной гонке.
В наиболее выраженной форме такая тенденция может затронуть регионы, чаще всего попадающие в сферу внимания федеральных СМИ, прежде всего, субъекты, включающие в свой состав города-миллионники и при этом обладающие сложной внутриэлитной конфигурацией. Активизации таких информационных кампаний можно ожидать в Самарской, Свердловской, Новосибирской, Омской областях, а также Красноярском крае. Достаточно высокой остается вероятность, что в ряде случаев такие информационные конфликты будут вести к усилению критики в адрес губернаторов.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды октября-ноября 2025 года.
1.В конце октября — ноябре можно ожидать актуализации сезонной проблемной повестки, связанной с работой системы ЖКХ, а также городских служб, отвечающих за уборку городских улиц от снега и льда. В этой ситуации в первую очередь в зоне риска будут находиться главы административных центров в северных регионах, а также наиболее значимых городов в экономически развитых субъектах (включая Подмосковье), где уровень общественных ожиданий по поводу эффективности решения задач в сфере городского хозяйства обычно высок. Приближение парламентской кампании усиливает риск кадровых перестановок среди глав наиболее значимых муниципальных образований (не только региональных административных центров) в случае появления резонансных проблем в этой сфере, особенно в тех субъектах, где в 2024-2025 годах состоялись губернаторские ротации (в том числе, например, в Свердловской области).
2.Не только обсуждение проекта федерального бюджета, но и ожидание подготовки очередного послания президента Федеральному собранию может мотивировать руководство регионов к более активному продвижению инициатив, имеющих значение для поддержки базовых для таких субъектов отраслей. Более широкие возможности в этом отношении сохраняют наиболее экономически значимые, в том числе ресурсодобывающие регионы. Обратим внимание, например, на повестку Промышленно-энергетического форума TNF, прошедшего при активной поддержке губернатора Тюменской области Александра Моора (7-е место). Отдельное внимание инициативам по развитию нефтяной отрасли в своем выступлении уделил, в частности, глава ХМАО Руслан Кухарук (с 11-го на 9-е место). В ноябре-декабре 2025 года можно ожидать новой активизации руководства угледобывающих и промышленных регионов в рамках продвижения инициатив, значимых для соответствующих отраслей (в том числе на площадках Госсовета).
3.Ожидаемый рост публичной активности губернаторов в последние месяцы 2025 года на фоне подготовки к парламентской кампании-2026 будет усиливать имиджевые и информационные риски для них. Среди примеров — агрессивно воспринятые широкой аудиторией комментарии главы Самарской области Вячеслава Федорищева (с 24-го на 51-е место, покидает группу с сильным влиянием) по поводу публичного конфликта главы «Лиги безопасного интернета» Екатерины Мизулиной и певца Егора Крида. Хотя большинство губернаторов, скорее всего, выберет осторожную тактику реагирования на федеральные медиа-поводы, более высокая вероятность рискованной медийной активности может быть связана прежде всего с деятельностью глав регионов, являющихся выходцами из публично-политической, а не из административно-управленческой среды, а также вовлеченными в конфликты с влиятельными федеральными экономическими игроками.
4.В преддверии ожидаемой большой пресс-конференции — «прямой линии» с Владимиром Путиным (прежде всего в конце ноября-декабре 2025 года) будет усиливаться внимание федеральных СМИ к проблемным информационным поводам из регионов, прежде всего связанным с социальной сферой, поддержкой участников СВО, сферой ЖКХ и расселения ветхого и аварийного жилья. Это может мотивировать губернаторов дополнительно активизировать работу с «Единой Россией» по выявлению подобных проблемных инфоповодов на ранних стадиях. А также усилить конкуренцию между субъектами по организации межрегиональных мероприятий, формирующих собственную позитивную повестку по вышеназванным темам. Среди примеров подобных мероприятий такого в сентябре-начале октября можно отметить прошедшие в Челябинской области при активном участии губернатора Алексея Текслера (с 17-го на 15-е место) первые окружные сборы ветеранов военной спецоперации по УрФО, включая пленарное заседание о мерах господдержки таких граждан.
5.Вероятно, подготовка большой пресс-конференции президента станет поводом для более активного обсуждения в последние месяцы 2025 года экологической повестки, которая обычно дополнительно актуализируется в ходе подготовки к парламентской кампании. Возможно, в число приоритетных природоохранных тем войдет экологическая ситуация в индустриальных центрах, а также сохранение водных и лесных ресурсов. При этом тема защиты лесов может быть сопряжена как с антикоррупционной, так и собственно с природоохранной повесткой, мотивируя региональные власти на выдвижение инициатив в этой сфере. Среди уже наблюдаемых проявлений подробного тренда — например, анонсирование главой Ленинградской области Александром Дрозденко (10-е место) запуска с 1 января 2026 года пятилетней региональной программы «Чистые леса».
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в августе | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,74 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
2 | 2 | 7,83 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
3 | 3 | 7,73 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
4 | 4 | 7,54 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
5 | 5 | 7,24 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
6 | 6 | 7,11 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 | 7 | 6,95 |
Хинштейн Александр Евсеевич Врио губернатора Курской области |
8 | 8 | 6,94 |
Кухарук Руслан Николаевич Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
9 | 11 | 6,89 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
10 | 9 | 6,86 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
11 | 12 | 6,85 |
Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
12 | 10 | 6,80 |
Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
13 | 15 | 6,78 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
14 | 13 | 6,77 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
15 | 17 | 6,64 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
16 | 16 | 6,59 |
Аксенов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
17 | 14 | 6,58 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
18 | 20 | 6,56 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
19 | 18 | 6,55 |
Середюк Илья Владимирович Губернатор Кемеровской области | 20 | 32 | 6,54 |
Сильное влияние |
|||
Турчак Андрей Анатольевич Глава Республики Алтай |
21 | 29 | 6,53 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
22 | 28 | 6,52 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Врио главы Республики Коми |
23 | 26 | 6,51 |
Демешин Дмитрий Викторович Губернатор Хабаровского края |
24 | 25 | 6,47 |
Паслер Денис Владимирович Врио губернатора Свердловской области |
25 | 22 | 6,43 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
26 | 23 | 6,42 |
Первышов Евгений Алексеевич Врио главы Тамбовской области |
27 | 21 | 6,40 |
Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
28 | 30 | 6,37 |
Слюсарь Юрий Борисович Врио губернатора Ростовской области |
29 | 27 | 6,36 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
30 | 31 | 6,34 |
Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
31 | 34 | 6,33 |
Беспрозванных Алексей Сергеевич Губернатор Калининградской области | 32 | 33 | 6,29 |
Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
33 | 19 | 6,28 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
34 | 36 | 6,26 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
35 | 35 | 6,25 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
36 | 39 | 6,24 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
37 | 37 | 6,23 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики |
38 | 41 | 6,21 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
39 | 40 | 6,20 |
Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
40 | 42 | 6,18 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
41 |
44 | 6,16 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
42 | 45 | 6,15 |
Филимонов Георгий Юрьевич Губернатор Вологодской области |
43 | 38 | 6,13 |
Солнцев Евгений Александрович Врио губернатора Оренбургской области |
44 | 48 | 6,12 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
45 | 46 | 6,11 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
46 | 49 | 6,10 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
47 | 50 | 6,09 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
48 | 53 | 6,04 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
49 | 55 | 5,99 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
50 | 57 | 5,98 |
Среднее влияние |
|||
Федорищев Вячеслав Андреевич Губернатор Самарской области |
51 | 24 | 5,97 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
52 | 60 | 5,95 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
53 | 54 | 5,94 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
54 | 43 | 5,93 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
55 | 61 | 5,91 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
56 | 47 | 5,89 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
57 | 59 | 5,88 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
58 | 62 | 5,87 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
59 | 52 | 5,82 |
Костюк Мария Федоровна Врио губернатора Еврейской автономной области |
60 | 51 | 5,81 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
61 | 56 | 5,80 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
62 | 76 | 5,77 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
63 | 58 | 5,75 |
Гехт Ирина Альфредовна Врио губернатора Ненецкого автономного округа |
64 | 67 | 5,71 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
65 | 63 | 5,70 |
Миляев Дмитрий Вячеславович Губернатор Тульской области | 66 | 66 | 5,69 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
67 | 68 | 5,68 |
Дронов Александр Валентинович
Врио губернатора Новгородской области |
68 | 64 | 5,67 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
69 | 65 | 5,64 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
70 | 69 | 5,63 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
71 | 71 | 5,61 |
Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
72 | 70 | 5,59 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
73 | 72 | 5,57 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
74 | 73 | 5,56 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
75 | 74 | 5,54 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
76 | 77 | 5,53 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
77 | 75 | 5,51 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
78 | 80 | 5,50 |
Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
79 | 79 | 5,47 |
Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
80 | 78 | 5,45 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
81 | 83 | 5,41 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
82 | 82 | 5,39 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
83 | 81 | 5,37 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
84 | 86 | 5,36 |
Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
85 | 84 | 5,35 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
86 | 85 | 5,34 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
87 | 87 | 5,32 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
88 | 88 | 5,30 |
Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
89 | 89 | 5,27 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 23 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2025 г.