Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в ноябре 2024 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Несмотря на напряженную внешнеполитическую повестку, Владимир Путин в ноябре уделил заметное внимание работе с губернаторским корпусом. Так, после рабочих встреч с президентом укрепляются позиции губернатора Запорожской области Евгения Балицкого (с 36-го на 30-е место) и главы Кировской области Александра Соколова (с 54-го на 47-е место, переходит в группу с сильным влиянием).
Среди ключевых акцентов, обозначенных президентом в ходе таких встреч, можно выделить преодоление дефицита кадров в социальной сфере и развитие социальной инфраструктуры, экологические проблемы (включая утилизацию твердых коммунальных отходов), расселение аварийного жилья, а также организацию помощи участникам СВО.
Комплексные меры поддержки ветеранов спецоперации и членов их семей активно рассматривались в ноябре в рамках разработки региональных инициатив и межрегионального сотрудничества. Например, в Вологодской области при поддержке губернатора Георгия Филимонова (с 51-го на 50-е место, переходит в группу с сильным влиянием) состоялся форум Северо-Западного федерального округа «Трудоустройство и меры поддержки участников СВО: лучшие региональные практики». А в Ленинградской области губернатором Александром Дрозденко (с 12-го на 10-е место) было подержано введение подарочных сертификатов ко дню рождения для жен и детей участников спецоперации.
2.Одним из значимых приоритетов Кремля по-прежнему остается работа с арктической повесткой и развитие Северного морского пути. Показательна, например, церемония торжественного спуска на воду атомного ледокола «Чукотка», в которой приняли участие Владимир Путин, а также губернаторы Санкт-Петербурга Александр Беглов (4-е место) и Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов (35-е место).
Обратим внимание на акцент, сделанный президентом в ходе выступления по данной теме, на вопросах развития транспортной инфраструктуры в рамках усиления роли Северного морского пути, а также необходимости поддержки судостроительной отрасли. В рамках этого тренда, в частности, усиливается влияние губернатора Приморского края Олега Кожемяко (с 20-го на 18-е место) — с учетом упомянутых главой Минпромторга Антоном Алихановым планов загрузки загрузки расположенной в регионе верфи «Звезда» с выпуском до 2037 года для нужд Севморпути 92 грузовых судов ледового класса.
3. На инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!» с участием президента были поставлены вопросы, актуальные и для региональной политики Кремля. В частности, Владимир Путин отметил необходимость «закрепиться на траектории долгосрочного устойчивого экономического роста, обеспечить качественную инвестиционную динамику в реальном секторе».
Очевидно, что в рамках этой стратегии федеральный центр продолжит поддержку и поощрение региональных мероприятий, направленных на привлечение инвестиций, а также выход отечественных производителей на рынки дружественных и нейтральных стран. Среди мероприятий такого характера, состоявшихся в ноябре, заметен Югорский экономический форум, прошедший при активной поддержке главы ХМАО Руслана Кухарука (22-е место).
4. Ключевым событием декабря в рамках региональной политики федерального центра должна стать «Прямая линия» с Владимиром Путиным. Ожидаемо, что «прямые линии» с губернаторами, которые состоялись в ноябре или должны пройти в первой половине декабря, будут ориентированы на превентивное реагирование на социальные и инфраструктурные проблемы на местах с целью провести необходимую работу по проблемным точкам до мероприятия с президентом.
Более эффективной тактикой для губернаторов (как с имиджевой точки зрения, так и в логике оценки ситуации в регионах Кремлем) будет не просто ситуативное реагирование на обращения граждан по проблемным сюжетам, но длительная вовлеченность в решение каждой из таких проблем.
От федеральных властей в 2025 году логично ожидать усиления взаимодействия с социально ориентированными НКО, в том числе с учетом возможного снижения интенсивности боевых действий в зоне проведения СВО, что будет предполагать и более масштабное возвращение военнослужащих в родные регионы с необходимостью проработки для них новых социальных программ.
Уже в ноябре-начале декабря 2024 года вопросы поддержки добровольчества оставались важной составляющей работы федеральных властей с регионами. Отметим, например, повестку рабочей встречи губернатора Тюменской области Александра Моора (с 14-го на 12-е место) с вице-премьером Дмитрием Чернышенко.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Ротации в губернаторском корпусе стали сопровождаться более выраженным акцентом на проведение жесткого аудита и антикоррупционных расследований в регионах, где состоялись перестановки. Так, в Ростовской области были задержаны заместитель губернатора-глава Минтранса региона Виталий Кушнарев и замглавы того же ведомства Дмитрий Мамелко. Ожидается активизация проверок, прежде всего по поводу строительства приграничных оборонительных сооружений, в Курской области после назначения на пост врио губернатора региона Александра Хинштейна.
Интенсивные проверки могут коснуться сферы ЖКХ и строительства — как на региональном, так и на муниципальном уровне. В ряде регионов, где были назначены новые врио, уже произошли перестановки в руководстве соответствующих блоков. Так, в Республике Коми еще в начале ноября в отставку ушел вице-премьер-глава Минстроя региона Андрей Селиванов, а в Тамбовской области в начале декабря — министр ЖКХ и ТЭК Елена Бибикова. Отметим также приостановку выдачи разрешений на строительство многоквартирных домов, а также инвентаризацию всех выданных ранее разрешений в Ростовской области.
В кадровой сфере существенных перестановок в региональном правительстве с привлечением «внешних» кадров (в том числе из числа выходцев из силовых структур) можно ожидать в Курской области. При этом возможно, что заметная часть таких ротаций будет проведена не в декабре 2024-го, а в январе-марте 2025 года — с учетом необходимости подбора специалистов, способных работать в сложных условиях региона, где идут боевые действия, а затем будут требоваться масштабные восстановительные работы в наиболее пострадавших от этого районах. Вероятно, часть приглашенных в новое правительство региона чиновников будет иметь опыт работы в новых субъектах.
Отметим вошедших в число фигурантов рейтинга врио губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря (63-е место), врио главы Тамбовской области Евгения Первышова (70-е место), врио губернатора Еврейской автономной области Марии Костюк (74-е место), а также усиление влияния врио главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна (с 69-го на 64-е место) и кардинальную потерю позиций экс-губернатором Курской области Алексеем Смирновым (с 37-го на 89-е место, экспертный опрос для рейтинга АПЭК был завершен до его отставки).
2.Продолжаются кадровые ротации в органах исполнительной власти на уровне регионов, где губернаторские кампании завершились в сентябре 2024 года. Ряд таких назначений отражает важные федеральные тренды.
Показательно стремление губернаторов усилить контроль над сферой ЖКХ на старте зимнего сезона. Например, глава Челябинской области Алексей Текслер (9-е место), в сентябре переизбранный на второй срок, объявил о создании специального министерства жилищно-коммунального хозяйства и расторжении контракта с и. о. начальника Управления Госжилинспекции по региону Рашидой Ковалевой.
Федеральный тренд на усиление внимания как центральных, так и региональных властей к сфере ЖКХ, очевидно, ведет к повышению аппаратных рисков для курирующих это направление замов губернаторов и руководителей профильных подразделений. В то же время эта тенденция может приводить к росту влияния представителей контрольно-счетных палат, контрольно-ревизионных управлений губернаторов, а также руководителей прокуратуры и Следственного комитета, которые специализируются на этой сфере.
3.В первые месяцы 2025 годы новые перестановки на уровне мизндравов и социальных блоков регионального уровня могут быть связаны с началом реализации нацпроекта «Семья». Конечно, регионы, которые могут на высоком уровне реализовать федеральную стратегию в этой сфере, могут получить положительное внимание Кремля и привлечение руководителей социальной сферы, а также губернаторов регионов к разработке новых общенациональных социальных проектов. Среди позитивных событий месяца в этой сфере — церемония открытия в Москве крупнейшего в России Центра женского здоровья, в которой приняли участие вице-премьер Татьяна Голикова и мэр города Сергей Собянин (1-е место).
На старте реализации нацпроекта «Семья» проверки федеральных структур в отношении региональных минздравов могут дополнительно активизироваться. Характерно, что перестановки в таких ведомствах затронули и регионы, руководство которых сейчас чувствует себя менее устойчиво в связи с изменением баланса сил на федеральном уровне. Обратим внимание, например, на прошедшую в конце октября отставку главы Минздрава Московской области Алексея Сапонюка — на фоне некоторого усиления уязвимости губернатора региона Андрея Воробьева (с 7-го на 8-е место) в контексте ослабления позиций команды Сергея Шойгу на федеральном уровне.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды декабря 2024-го — января 2025 года
1.Постепенно активизируется обсуждение сценариев парламентской кампании-2026 на уровне одномандатных округов. Региональными внутриполитическими блоками, а также в медиа-пространтстве обсуждаются варианты подбора ключевых кандидатов, которые примут участие на выборах в Госдуму по мажоритарной системе — как правило, в контексте возможного выдвижения по округам в 2026 году участников СВО или вытеснения активных депутатов-одномандатников, находящихся в сложных отношениях с действующими губернаторами, из политического пространства соответствующих субъектов. В этих условиях уже в январе-феврале 2025 года можно ожидать активизации на региональном уровне негативных информационных кампаний против части потенциальных новых кандидатов лояльного пула, а также в отношении ресурсных игроков из других субъектов, которые могут рассматривать возможность сменить не только округ, но и регион для выдвижения. В первую очередь такие информационные кампании могут быть характерны для экономически развитых субъектов со сложной внутриэлитной конфигурацией (таких, например, как Свердловская, Иркутская, Новосибирская области, Красноярский и Хабаровский края).
2.По сообщениям о прошедшем в мастерской управления «Сенеж» 28-30 ноября 2024 года семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике, федеральный внутриполитический блок в рамках подготовки к парламентской кампании-2026 ориентирует регионы на достижение показателей явки избирателей и результатов «Единой России» в среднем на уровне 55%, что должно превысить показатели аналогичных выборов 2021 года (51,7% и 49,8% соответственно). Добиться таких целей можно, повышая интерес избирателей к будущей кампании, а значит, способствуя усилению конкуренции среди игроков оппозиционного фланга при одновременной активизации работы партии большинства с традиционными для нее электоральными группами и умеренно протестной средой. На уровне субъектов (прежде всего с заметным протестным потенциалом) в декабре 2024-го — январе 2025 года это может привести к смене руководства ряда отделений оппозиционных партий, а также глав части региональных исполкомов «Единой России». А месседжи врио секретаря Генсовета «Единой России» Владимира Якушева (в том числе изложенные в его программной статье «Объединение власти и народа») о значении принципа «большого волонтерского штаба» и «партийного МЧС» в работе с актуальной повесткой могут свидетельствовать о том, что в 2025-2026 годах исполкомы региональных отделений партии могут быть усилены выходцами из социально ориентированных НКО и специалистами по работе с протестной повесткой, в частности, получившими опыт работы на уровне первичных отделений или в качестве муниципальных депутатов.
3.На федеральном уровне можно ожидать попыток кадровой перезагрузки и ребрендинга ряда непарламентских сил (отметим, например, отставку главы РЭП «Зеленые» Андрея Нагибина или активизацию «Гражданской инициативы»). А на региональном — роста активности в январе-марте 2025 года отделений непарламентских партий в тех субъектах, где в сентябре ожидаются выборы в заксобрания или в представительные органы административных центров с целью выявить потенциал таких игроков накануне парламентской кампании. На этом фоне в первом полугодии 2025 года может возрасти интерес со стороны непарламентских проектов к региональным оппозиционным политикам, оказавшимся вытесненными из парламентских партий на предыдущих этапах. Такой тренд среди предвыборных территорий 2025 года может коснуться, например, Новосибирской, Костромской области, Республики Коми (где одновременно пройдут выборы в заксобрания и представительные органы административных центров), а также Астрахани, Владимира, Ульяновска, где предстоят выборы в городские думы.
4.Формируется тренд на усиление контроля федерального центра за реализацией регионами проектов в рамках «Инфраструктурного меню», о чем могут свидетельствовать критические замечания по поводу переноса сроков ввода строящихся объектов и удорожания подобных проектов, высказанных на совещании по этому поводу, прошедшем в Совете Федерации в начале декабря. В январе-феврале 2025 года в связи с этим можно ожидать роста интенсивности проверок проблемных аспектов реализации в регионах подобных инфраструктурных проектов со стороны федеральных правоохранительных органов, а также активизации независимого мониторинга в этой сфере в структуре «Единой России». Обращение Владимира Якушева к главе Минфина Антону Силуанову с предложением выявить наиболее проблемные и рискованные концессионные соглашения в регионах может быть шагом к усилению роли партии большинства в вопросах контроля и за реализацией наиболее масштабных инфраструктурных проектов на местах уже в первой половине 2025 года.
5. Сложным периодом для глав регионов могут стать вторая-третья декады января 2025 года — с учетом традиционного в это время сезонного роста протестных настроений, а также внимания СМИ к проблемам субъектов. Скорее всего, поводам для жесткого реагирования со стороны федеральных властей могут стать не только проблемы в сфере ЖКХ на местах, но и получившие негативный резонанс высказывания региональных и муниципальных чиновников, а также сбои в работе учреждений здравоохранения. С высокой вероятностью в январе-феврале 2025 года можно ожидать отставок заместителей глав муниципалитетов, курирующих вопросы ЖКХ, в ряде предвыборных регионов.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в октябре | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,65 |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
2 | 3 | 7,35 |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
3 | 2 | 7,25 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
4 | 4 | 7,23 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
5 | 5 | 6,83 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
6 | 6 | 6,71 |
Аксенов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
7 | 8 | 6,70 |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
8 | 7 | 6,58 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
9 | 9 | 6,51 |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
10 | 12 | 6,48 |
Никитин Андрей Сергеевич Губернатор Новгородской области |
11 | 11 | 6,47 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
12 | 14 | 6,45 |
Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
13 | 18 | 6,43 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
14 | 16 | 6,40 |
Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
15 | 17 | 6,34 |
Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
16 | 13 | 6,32 |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
17 | 22 | 6,30 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
18 | 20 | 6,29 |
Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
19 | 10 | 6,28 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
20 | 26 | 6,27 |
Сильное влияние |
|||
Демешин Дмитрий Викторович Губернатор Хабаровского края |
21 | 19 | 6,25 |
Кухарук Руслан Николаевич Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
22 | 15 | 6,23 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
23 | 21 | 6,22 |
Турчак Андрей Анатольевич Глава Республики Алтай |
24 | 36 | 6,20 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
25 | 23 | 6,18 |
Середюк Илья Владимирович Губернатор Кемеровской области | 26 | 35 | 6,17 |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
27 | 41 | 6,16 |
Федорищев Вячеслав Андреевич Губернатор Самарской области |
28 | 39 | 6,15 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
29 | 33 | 6,14 |
Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
30 | 36 | 6,13 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
31 | 27 | 6,12 |
Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
32 | 25 | 6,10 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
33 | 28 | 6,08 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
34 | 29 | 6,07 |
Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
35 | 31 | 6,05 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
36 | 46 | 6,04 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
37 | 34 | 6,03 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
38 | 49 | 6,01 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
39 | 38 | 6,00 |
Беспрозванных Алексей Сергеевич Губернатор Калининградской области | 40 | 52 | 5,97 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
41 | 43 | 5,96 |
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
42 | 45 | 5,94 |
Миляев Дмитрий Вячеславович Губернатор Тульской области | 43 | 50 | 5,91 |
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево – Черкесской Республики |
44 | 42 | 5,90 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
45 | 47 | 5,88 |
Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
46 | 40 | 5,86 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
47 | 54 | 5,84 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
48 | 44 | 5,83 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
49 | 48 | 5,82 |
Филимонов Георгий Юрьевич Губернатор Вологодской области |
50 | 51 | 5,81 |
Среднее влияние |
|||
Куйвашев Евгений Владимирович Губернатор Свердловской области |
51 | 30 | 5,80 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
52 | 32 | 5,79 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
53 | 59 | 5,74 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
54 | 53 | 5,73 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
55 | 56 | 5,70 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
56 | 62 | 5,68 |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
57 | 58 | 5,67 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
58 | 60 | 5,65 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
59 | 57 | 5,63 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
60 | 64 | 5,62 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
61 | 65 | 5,60 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
62 | 55 | 5,59 |
Слюсарь Юрий Борисович Врио губернатора Ростовской области |
63 | — | 5,55 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Врио главы Республики Коми |
64 | 69 | 5,54 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
65 | 70 | 5,53 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
66 | 66 | 5,51 |
Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
67 | 73 | 5,50 |
Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
68 | 72 | 5,49 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
69 | 75 | 5,47 |
Первышов Евгений Алексеевич Врио главы Тамбовской области |
70 | — | 5,45 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
71 | 68 | 5,43 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
72 | 80 | 5,40 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
73 | 81 | 5,42 |
Костюк Мария Федоровна Врио губернатора Еврейской автономной области |
74 | — | 5,37 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
75 | 78 | 5,32 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
76 | 83 | 5,26 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
77 | 63 | 5,22 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
78 | 74 | 5,21 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
79 | 77 | 5,20 |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
80 | 87 | 5,18 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
81 | 76 | 5,11 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
82 | 67 | 5,07 |
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
83 | 61 | 5,03 |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
84 | 85 | 5,00 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
85 | 79 | 4,96 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
86 | 71 | 4, 92 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
87 | 84 | 4,88 |
Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
88 | 88 | 4,77 |
Смирнов Алексей Борисович Губернатор Курской области |
89 | 37 | 4,65 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2024 г.