1.Федеральная политика в отношении регионов

1.Несмотря на напряженную внешнеполитическую повестку, Владимир Путин в ноябре уделил заметное внимание работе с губернаторским корпусом. Так, после рабочих встреч с президентом укрепляются позиции губернатора Запорожской области Евгения Балицкого (с 36-го на 30-е место) и главы Кировской области Александра Соколова (с 54-го на 47-е место, переходит в группу с сильным влиянием).

 Среди ключевых акцентов, обозначенных президентом в ходе таких встреч, можно выделить преодоление дефицита кадров в социальной сфере и развитие социальной инфраструктуры, экологические проблемы (включая утилизацию твердых коммунальных отходов), расселение аварийного жилья, а также организацию помощи участникам СВО.

Комплексные меры поддержки ветеранов спецоперации и членов их семей активно рассматривались в ноябре в рамках разработки региональных инициатив и межрегионального сотрудничества. Например, в Вологодской области при поддержке губернатора Георгия Филимонова (с 51-го на 50-е место, переходит в группу с сильным влиянием) состоялся форум Северо-Западного федерального округа «Трудоустройство и меры поддержки участников СВО: лучшие региональные практики». А в Ленинградской области губернатором Александром Дрозденко (с 12-го на 10-е место) было подержано введение подарочных сертификатов ко дню рождения для жен и детей участников спецоперации.

2.Одним из значимых приоритетов Кремля по-прежнему остается работа с арктической повесткой и развитие Северного морского пути. Показательна, например, церемония торжественного спуска на воду атомного ледокола «Чукотка», в которой приняли участие Владимир Путин, а также губернаторы Санкт-Петербурга Александр Беглов (4-е место) и Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов (35-е место).

Обратим внимание на акцент, сделанный президентом в ходе выступления по данной теме, на вопросах развития транспортной инфраструктуры в рамках усиления роли Северного морского пути, а также необходимости поддержки судостроительной отрасли. В рамках этого тренда, в частности, усиливается влияние губернатора Приморского края Олега Кожемяко (с 20-го на 18-е место) — с учетом упомянутых главой Минпромторга Антоном Алихановым планов загрузки загрузки расположенной в регионе верфи «Звезда» с выпуском до 2037 года для нужд Севморпути 92 грузовых судов ледового класса.

3. На инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!» с участием президента были поставлены вопросы, актуальные и для региональной политики Кремля. В частности, Владимир Путин отметил необходимость «закрепиться на траектории долгосрочного устойчивого экономического роста, обеспечить качественную инвестиционную динамику в реальном секторе».

Очевидно, что в рамках этой стратегии федеральный центр продолжит поддержку и поощрение региональных мероприятий, направленных на привлечение инвестиций, а также выход отечественных производителей на рынки дружественных и нейтральных стран.  Среди мероприятий такого характера, состоявшихся в ноябре, заметен Югорский экономический форум, прошедший при активной поддержке главы ХМАО Руслана Кухарука (22-е место).

4. Ключевым событием декабря в рамках региональной политики федерального центра должна стать «Прямая линия» с Владимиром Путиным. Ожидаемо, что «прямые линии» с губернаторами, которые состоялись в ноябре или должны пройти в первой половине декабря, будут ориентированы на превентивное реагирование на социальные и инфраструктурные проблемы на местах с целью провести необходимую работу по проблемным точкам до мероприятия с президентом.

Более эффективной тактикой для губернаторов (как с имиджевой точки зрения, так и в логике оценки ситуации в регионах Кремлем) будет не просто ситуативное реагирование на обращения граждан по проблемным сюжетам, но длительная вовлеченность в решение каждой из таких проблем.

От федеральных властей в 2025 году логично ожидать усиления взаимодействия с социально ориентированными НКО, в том числе с учетом возможного снижения интенсивности боевых действий в зоне проведения СВО, что будет предполагать и более масштабное возвращение военнослужащих в родные регионы с необходимостью проработки для них новых социальных программ.

Уже в ноябре-начале декабря 2024 года вопросы поддержки добровольчества оставались важной составляющей работы федеральных властей с регионами. Отметим, например, повестку рабочей встречи губернатора Тюменской области Александра Моора (с 14-го на 12-е место) с вице-премьером Дмитрием Чернышенко.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

1.Ротации в губернаторском корпусе стали сопровождаться более выраженным акцентом на проведение жесткого аудита и антикоррупционных расследований в регионах, где состоялись перестановки. Так, в Ростовской области были задержаны заместитель губернатора-глава Минтранса региона Виталий Кушнарев и замглавы того же ведомства Дмитрий Мамелко. Ожидается активизация проверок, прежде всего по поводу строительства приграничных оборонительных сооружений, в Курской области после назначения на пост врио губернатора региона Александра Хинштейна.

 Интенсивные проверки могут коснуться сферы ЖКХ и строительства — как на региональном, так и на муниципальном уровне. В ряде регионов, где были назначены новые врио, уже произошли перестановки в руководстве соответствующих блоков. Так, в Республике Коми еще в начале ноября в отставку ушел вице-премьер-глава Минстроя региона Андрей Селиванов, а в Тамбовской области в начале декабря — министр ЖКХ и ТЭК Елена Бибикова. Отметим также приостановку выдачи разрешений на строительство многоквартирных домов, а также инвентаризацию всех выданных ранее разрешений в Ростовской области.

 В кадровой сфере существенных перестановок в региональном правительстве с привлечением «внешних» кадров (в том числе из числа выходцев из силовых структур) можно ожидать в Курской области. При этом возможно, что заметная часть таких ротаций будет проведена не в декабре 2024-го, а в январе-марте 2025 года — с учетом необходимости  подбора специалистов, способных работать в сложных условиях региона, где идут боевые действия, а затем будут требоваться масштабные восстановительные работы в наиболее пострадавших от этого районах. Вероятно, часть приглашенных в новое правительство региона чиновников будет иметь опыт работы в новых субъектах.

 Отметим вошедших в число фигурантов рейтинга врио  губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря (63-е место), врио главы Тамбовской области Евгения Первышова (70-е место), врио губернатора Еврейской автономной области Марии Костюк (74-е место), а также усиление влияния врио главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна (с 69-го на 64-е место) и кардинальную потерю позиций экс-губернатором Курской области Алексеем Смирновым (с 37-го на 89-е место, экспертный опрос для рейтинга АПЭК был завершен до его отставки).

 2.Продолжаются кадровые ротации в органах исполнительной власти на уровне регионов, где губернаторские кампании завершились в сентябре 2024 года. Ряд таких назначений отражает важные федеральные тренды.

 Показательно стремление губернаторов усилить контроль над сферой ЖКХ на старте зимнего сезона. Например, глава Челябинской области Алексей Текслер (9-е место), в сентябре переизбранный на второй срок, объявил о создании специального министерства жилищно-коммунального хозяйства и расторжении контракта с и. о. начальника Управления Госжилинспекции по региону Рашидой Ковалевой.

Федеральный тренд на усиление внимания как центральных, так и региональных властей к сфере ЖКХ, очевидно, ведет к повышению аппаратных рисков для курирующих это направление замов губернаторов и руководителей профильных подразделений. В то же время эта тенденция может приводить к росту  влияния представителей контрольно-счетных палат, контрольно-ревизионных управлений губернаторов, а также руководителей прокуратуры и Следственного комитета, которые  специализируются на этой сфере.

 3.В первые месяцы 2025 годы новые перестановки на уровне мизндравов и социальных блоков регионального уровня могут быть связаны с началом реализации нацпроекта «Семья». Конечно, регионы, которые могут на высоком уровне реализовать федеральную стратегию в этой сфере, могут получить положительное внимание Кремля и привлечение руководителей социальной сферы, а также губернаторов регионов к разработке новых общенациональных социальных проектов. Среди позитивных событий месяца в этой сфере — церемония открытия в Москве крупнейшего в России Центра женского здоровья, в которой приняли участие вице-премьер Татьяна Голикова и мэр города Сергей Собянин (1-е место).

 На старте реализации нацпроекта «Семья» проверки федеральных структур в отношении региональных минздравов могут дополнительно активизироваться. Характерно, что перестановки в таких ведомствах затронули и регионы, руководство которых сейчас чувствует себя менее устойчиво в связи с изменением баланса сил на федеральном уровне. Обратим внимание, например, на прошедшую в конце октября отставку главы Минздрава Московской области Алексея Сапонюка — на фоне некоторого усиления уязвимости губернатора региона Андрея Воробьева (с 7-го на 8-е место) в контексте ослабления позиций команды Сергея Шойгу на федеральном уровне.

 3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды декабря 2024-го — января 2025 года

 1.Постепенно активизируется обсуждение сценариев парламентской кампании-2026 на уровне одномандатных округов. Региональными внутриполитическими блоками, а также в медиа-пространтстве обсуждаются варианты подбора ключевых кандидатов,  которые примут участие на выборах в Госдуму по мажоритарной системе — как правило, в контексте возможного выдвижения по округам в 2026 году участников СВО или вытеснения активных депутатов-одномандатников, находящихся в сложных отношениях с действующими губернаторами, из политического пространства соответствующих субъектов. В этих условиях уже в январе-феврале 2025 года можно ожидать активизации на региональном уровне негативных информационных кампаний против части потенциальных новых кандидатов лояльного пула, а также в отношении ресурсных игроков из других субъектов, которые могут рассматривать возможность сменить не только округ, но и регион для выдвижения. В первую очередь такие информационные кампании могут быть характерны для экономически развитых субъектов  со сложной внутриэлитной конфигурацией (таких, например, как Свердловская, Иркутская, Новосибирская области, Красноярский и Хабаровский края).

 2.По сообщениям о прошедшем в мастерской управления «Сенеж» 28-30 ноября 2024 года семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике, федеральный внутриполитический блок в рамках подготовки к парламентской кампании-2026 ориентирует регионы на достижение показателей явки избирателей и результатов «Единой России» в среднем на уровне 55%, что должно превысить показатели аналогичных выборов 2021 года (51,7% и 49,8% соответственно). Добиться таких целей можно, повышая интерес избирателей к будущей кампании, а значит, способствуя усилению конкуренции среди игроков оппозиционного фланга при одновременной активизации работы партии большинства с традиционными для нее электоральными группами и умеренно протестной средой. На уровне субъектов (прежде всего с заметным протестным потенциалом) в декабре 2024-го — январе 2025 года это может привести к смене руководства ряда отделений оппозиционных партий, а также глав части региональных исполкомов «Единой России». А месседжи врио секретаря Генсовета «Единой России» Владимира Якушева (в том числе изложенные в его программной статье «Объединение власти и народа») о значении принципа «большого волонтерского штаба» и «партийного МЧС» в работе с актуальной повесткой могут свидетельствовать о  том, что в 2025-2026 годах исполкомы региональных отделений партии могут быть усилены выходцами из социально ориентированных НКО и специалистами по работе с протестной повесткой, в  частности, получившими опыт работы на уровне первичных отделений или в качестве муниципальных депутатов.

 3.На федеральном уровне можно ожидать попыток кадровой перезагрузки и ребрендинга  ряда непарламентских сил  (отметим, например, отставку главы РЭП «Зеленые» Андрея Нагибина или активизацию «Гражданской инициативы»). А на региональном — роста активности в январе-марте 2025 года отделений непарламентских партий в тех субъектах, где в сентябре ожидаются выборы в заксобрания или в представительные органы административных центров с целью выявить потенциал таких игроков накануне парламентской кампании. На этом фоне в первом полугодии 2025 года может возрасти интерес со стороны непарламентских проектов к региональным оппозиционным политикам, оказавшимся вытесненными из парламентских партий на предыдущих этапах. Такой тренд среди предвыборных территорий 2025 года может коснуться, например, Новосибирской, Костромской области, Республики Коми (где одновременно пройдут выборы в заксобрания и представительные органы административных центров), а также Астрахани, Владимира, Ульяновска, где предстоят выборы в городские думы.

 4.Формируется тренд на усиление контроля федерального центра за реализацией регионами проектов в рамках «Инфраструктурного меню», о чем могут свидетельствовать критические замечания по поводу переноса сроков ввода  строящихся объектов и удорожания подобных проектов, высказанных на совещании по этому поводу, прошедшем в Совете Федерации в начале декабря. В январе-феврале 2025 года в связи с этим можно ожидать роста интенсивности проверок проблемных аспектов реализации в регионах подобных инфраструктурных проектов со стороны федеральных правоохранительных  органов,  а также активизации независимого мониторинга в этой сфере в структуре «Единой России». Обращение Владимира Якушева к главе Минфина Антону Силуанову с предложением выявить наиболее проблемные и рискованные концессионные соглашения в регионах может быть шагом к усилению роли партии большинства в вопросах контроля и за реализацией наиболее масштабных инфраструктурных проектов на местах уже в первой половине 2025 года.

5. Сложным периодом для глав регионов могут стать вторая-третья декады января 2025 года — с учетом традиционного в это время сезонного роста протестных настроений, а также внимания СМИ к проблемам субъектов. Скорее всего, поводам для жесткого реагирования со стороны федеральных властей могут стать не только проблемы в сфере ЖКХ на местах, но и получившие негативный резонанс высказывания региональных и муниципальных чиновников, а также сбои в работе учреждений здравоохранения. С высокой вероятностью в январе-феврале 2025 года можно ожидать отставок заместителей глав муниципалитетов, курирующих вопросы ЖКХ, в ряде предвыборных регионов.

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в октябре Средний балл
 

Очень сильное влияние

     
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва
1 1 9,65
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан
2 3 7,35
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики
3 2 7,25
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург
4 4 7,23
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
5 5 6,83
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
6 6 6,71
Аксенов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым
7 8 6,70
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области
8 7 6,58
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
9 9 6,51
Дрозденко Александр Юрьевич  
Губернатор Ленинградской области
10 12 6,48
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области
11 11 6,47
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
12 14 6,45
Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края
13 18 6,43
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
14 16 6,40
Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики
15 17 6,34
Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края
16 13 6,32
Лимаренко Валерий Игоревич    
Губернатор Сахалинской области
17 22 6,30
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
18 20 6,29
Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики
19 10 6,28
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
20 26 6,27
 

Сильное влияние

     
Демешин Дмитрий Викторович
Губернатор Хабаровского края
21 19 6,25
Кухарук Руслан Николаевич
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра
22 15 6,23
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
23 21 6,22
Турчак Андрей Анатольевич
Глава Республики Алтай
24 36 6,20
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО
25 23 6,18
Середюк Илья Владимирович                                 Губернатор Кемеровской области 26 35 6,17
Богомаз Александр Васильевич   
Губернатор Брянской области
27 41 6,16
Федорищев Вячеслав Андреевич
Губернатор Самарской области
28 39 6,15
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
29 33 6,14
Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области
30 36 6,13
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
31 27 6,12
Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области
32 25 6,10
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
33 28 6,08
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
34 29 6,07
Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО
35 31 6,05
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
36 46 6,04
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания
37 34 6,03
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
38 49 6,01
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
39 38 6,00
Беспрозванных Алексей Сергеевич                   Губернатор Калининградской области 40 52 5,97
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
41 43 5,96
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края
42 45 5,94
Миляев Дмитрий Вячеславович                                 Губернатор Тульской области 43         50 5,91
Темрезов  Рашид Бориспиевич 
Глава Карачаево – Черкесской Республики
44 42 5,90
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
45 47 5,88
Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области
46 40 5,86
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
47 54 5,84
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
48 44 5,83
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
49 48 5,82
Филимонов Георгий Юрьевич
Губернатор Вологодской области
50 51 5,81
 

Среднее влияние

     
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области
51 30 5,80
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
52 32 5,79
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
53 59 5,74
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
54 53 5,73
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики
55 56 5,70
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
56 62 5,68
Бочаров Андрей Иванович  
Губернатор Волгоградской области
57 58 5,67
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
58 60 5,65
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа  
59 57 5,63
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
60 64 5,62
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
61 65 5,60
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
62 55 5,59
Слюсарь Юрий Борисович
Врио губернатора Ростовской области
63 5,55
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Врио главы Республики Коми
64 69 5,54
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
65 70 5,53
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
66 66 5,51
Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области
67 73 5,50
Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области
68 72 5,49
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
69 75 5,47
Первышов Евгений Алексеевич
Врио главы Тамбовской области
70 5,45
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
71 68 5,43
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
72 80 5,40
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
73 81 5,42
Костюк Мария Федоровна
Врио губернатора Еврейской автономной области
74 5,37
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
75 78 5,32
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
76 83 5,26
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
77 63 5,22
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
78 74 5,21
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
79 77 5,20
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области
80 87 5,18
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
81 76 5,11
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
82 67 5,07
Гусев Александр Викторович  
Губернатор Воронежской области
83 61 5,03
Парфенчиков Артур Олегович  
Глава Республики Карелия
84 85 5,00
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
85 79 4,96
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
86 71 4, 92
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
87 84 4,88
Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия
88 88 4,77
Смирнов Алексей Борисович
Губернатор Курской области
89 37 4,65

  

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

 Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).

 

Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2024 г.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: