Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в ноябре 2023 года


1.Федеральная политика в отношении регионов

 1.В ноябре 2023 года руководством страны был сделан дополнительный акцент на социальных приоритетах, в том числе в региональной политике. Можно отметить в этом контексте церемонию открытия новых и капитально отремонтированных объектов здравоохранения в ряде субъектов, прошедшую при участии Владимира Путина.

В ходе этой акции президент обратил внимание на необходимость обеспечения квалифицированной медицинской помощи «в малых городах и поселках», что может косвенно указывать как на вероятное расширение программ строительства и реконструкции ФАП и других медучреждений для таких территорий, так и на готовность к более активному реагированию федеральных властей на проблемы в системе здравоохранения на этом уровне. В частности, не исключен более явный акцент на проблемы  в медучреждениях малых населенных пунктов и в ходе пресс-конференции-прямой линии с президентом 14 декабря.

2.В логике сопряжения курсов на развитие промышленного потенциала и на укрепление транспортно-логистических коридоров дополнительное внимание было уделено судостроительной отрасли, что может стать фактором экономического роста для регионов Северо-Запада, где расположена заметная часть таких объектов. Стоит обратить внимание на повестку рабочей встречи Владимира Путина с президентом – председателем правления Банка ВТБ Андреем Костиным, в ходе которой — в рамках обсуждения планов работы Объединенной судостроительной корпорации наряду с заводом  «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде были упомянуты «Севмашзавод» и «Звёздочка» в Архангельской области, Балтийский завод, Пролетарский завод и «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, а также планы строительства новых судоверфей — как на Дальнем Востоке, так и в Ленинградской области.

Дополнительным стимулом для поддержки государством центров судостроения остается не только роль Северного морского пути (на чем был сделана акцент в ходе данной рабочей встречи), но и особое значение продовольственного экспорта (во многом с использованием именно водных маршрутов) для укрепления политического влияния России в странах «Глобального Юга». Высоко значение строительства для этих целей судов-балкеров для перевозки зерна, о чем, например, на полях ПМЭФ в июне 2023 года напоминал глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.

3.Проходящая в Москве выставка «Россия» становится значимой площадкой как для обсуждения стратегических направлений региональной политики, так и для продвижения субъектами значимых для их развития инвестиционных и инфраструктурных проектов. Учитывая, что Владимир Путин, также посетивший эту площадку в начале декабря, подчеркивал ее значение и в ходе мероприятий внешнеполитического значения (например, в ходе церемонии вручения верительных грамот  иностранными дипломатами в Кремле), организация выставки становится существенным имиджевым преимуществом для ее организаторов

Активное участие в мероприятиях на этой площадке принимают не только губернаторы, но и полпреды президента в федеральных округах. Например, интенсивную работу на выставке вел полпред в УрФО Владимир Якушев, акцентировавший внимание на необходимости реализации новых инфраструктурных проектов в этом федеральном округе — в том числе Северного широтного хода (планируется к строительству в Ямало-Ненецком автономном округе), который должен стать важным фактором и для развития Северного морского пути. Это еще раз может свидетельствовать об усилении в ближайшей перспективе роли полпредов – как в сфере координации работы региональных властей по проблемам безопасности и мониторинга протестных настроений, так и в продвижении приоритетных экономических проектов.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

1.Проходят ожидаемые перестановки на региональном и муниципальном уровнях в тех субъектах, где губернаторы вступили в должность в 2022 году либо по итогам выборов перешли на новый срок в 2023 году. В качестве примеров можно назвать досрочную отставку главы Думы Томска Чингиса Акатаева (глава Томской области Владимир Мазур был назначен на пост врио в мае 2022 года), а также избрание новым спикером заксобрания Приморского края бывшего заместителя губернатора по внутренней политике Антона Волошко (глава региона Олег Кожемяко переизбран на второй срок в 2023 году).

При этом в период с декабря 2023 по март 2024 года можно ожидать снижения интенсивности кадровых перестановок на региональном и муниципальном уровнях — кроме территорий, где в этот период по каким-либо причинам может пройти замена губернаторов, а также Вологодской области, где новый врио главы был назначен 31 октября 2023 года.

Вероятно, кадровые перестановки на уровне правительств большинства субъектов в период президентской кампании могут затронуть прежде всего:

  • руководителей региональных ведомств, находящихся под угрозой антикоррупционных расследований,
  • уезжающих из регионов членов команд губернаторов с высокими шансами на отставку,
  • руководителей наиболее уязвимых для информационных атак управленческих блоков (например, сферы здравоохранения и ЖКХ).

2.Первые кадровые перестановки после назначения Олега Филимонова врио губернатора Вологодской области — пример традиционной тактики, характерной для руководителей, карьера которых ранее складывалась за пределами возглавляемого ими региона. Был соблюден определенный баланс с назначением на большинство наиболее влиятельные должности «внешних» кадров – при сохранении в команде и ряда управленцев, уже работавших в областных органах власти при предыдущем губернаторе Олеге Кувшинникове.

Показательны переход на пост главы правительства региона Александра Мордвинова, ранее работавшего в должности врио вице-премьера Самарской области, или назначение заместителем вологодского губернатора Михаила Сылки, ранее возглавлявшего подмосковный Волоколамск. Но в то же время заместителями губернатора назначены «местные» кадры: Инна Синягина (при Олеге Кувшинникове возглавляла администрацию губернатора) и Александр Ершов (руководил областным Департаментом соцзащиты населения).

Вполне возможно, в случае в Вологодской области в ближайшее время будет наблюдаться постепенное обновление системы региональной власти — с вероятностью более активных кадровых перестановок в преддверии официального старта губернаторской кампании (в конце весны — в начале лета) и уже после ее завершения  (в течение осени 2024 года).

3.Трения по поводу проекта бюджета Хакасии на 2024-й и плановый период 2025-2026 годов пока приобрели лишь ограниченный по масштабу публичный характер (в конце ноября документ был принят Верховным советом республики в первом чтении), однако могут говорить о потенциале усиления открытых внутриэлитных противоречий в регионе в течение 2024 года. В этих условиях ключевые игроки будут стремиться расширить базу поддержки среди местных элит — отметим, например, заявление спикера регионального парламента Сергея Сокола  о необходимости поддержки муниципальных образований.

Вероятно, новой активизации подобных конфликтов в регионе можно ожидать в апреле-мае 2024 года в преддверии официального старта кампании по довыборам в Госдуму по Хакасскому одномандатному округу № 35. Кроме того, хотя во время президентской кампании ведущие региональные игроки, скорее всего, будут избегать взаимной резкой публичной критики, сбои в работе коммунальных систем или проблемы в социальной сфере региона могут стать триггером и для открытых публичных конфликтов.

В рамках федеральных трендов можно ожидать заметного резонанса вокруг публичных слушаний по поводу проектов региональных  бюджетов — прежде всего в регионах с уязвимыми позициями губернаторов и активным соперничеством внутриэлитных групп в преддверии рассмотрения таких документов осенью 2024 года. В следующем году в условиях необходимости сокращения региональных бюджетных расходов может наблюдаться  активизация конкуренции за финансирование между профильными ведомствами, а также руководством наиболее влиятельных муниципальных образований.

3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды декабря 2023 — января 2024 года.

 1.В ходе пресс-конференции Владимира Путина, в декабре 2023 года совмещенной с форматом «Прямой линии», если опираться на опыт предыдущих подобных мероприятий, могут быть представлены проблемные сюжеты, в том числе из одного или двух индустриальных регионов, арктических территорий, а также, возможно, из экономически проблемных территорий Северо-Запада и Центрального Нечерноземья. В центре проблемной  повестки может оказаться состояние системы здравоохранения и коммунальных сетей, расселение аварийного и ветхого жилья, соблюдение прав многодетных семей, экология. Отставки губернаторов по итогам этой пресс-конференции маловероятны. Тем не менее возможны перестановки среди чиновников, отвечающих за социальную или жилищно-коммунальную сферы в регионах, откуда могут поступить наиболее резонансные обращения.

2.Скорее всего, наиболее интенсивная волна информационных атак против глав регионов будет наблюдаться в течение второй — начале третьей декады декабря 2023 года (то есть незадолго до и в первые дни после пресс-конференции главы государства). Она может затронуть как наиболее уязвимых губернаторов (среди них руководство Оренбургской области, Забайкальского края, Республик Алтай и Коми), так и глав субъектов, которые рассматриваются в качестве потенциальных кандидатов в состав правительства, которое будет сформировано после президентских выборов. В этих условиях может вырасти число негативных публикаций также и о губернаторах, представляющих ряд политически устойчивых регионов (например, патерналистскую Кемеровскую и электорально управляемую Тульскую область).

3.С учетом особого внимания Владимира Путина к демографической проблематике и приближения Года семьи кроме традиционных сезонных тем проблемной повестки (аварии в системе ЖКХ, существенные недоработки при устранении последствий масштабных снегопадов) оппоненты губернаторов в декабре 2023 — январе 2024 года, скорее всего, будут акцентировать дополнительное внимание на состоянии детских медучреждений, инфраструктуры образования (прежде всего школ), резонансных криминальных инцидентах с участием подростков и молодежи, а также соблюдении прав родственников мобилизованных.

4.В декабре 2023 — январе 2024 года сохраняется высокая вероятность новых расследований в отношении чиновников регионального и муниципального уровня. Тенденции октября-ноября 2023 года могут свидетельствовать о том, что наиболее пристальное внимание правоохранительных органов может быть обращено к вопросам работы стройкомплекса, в том числе в сфере дорожного строительства (отметим, например, задержание в начале декабря экс-главы Минтранса Чувашии Владимира Осипова), расширения социальной инфраструктуры (пример — сообщения о прошедших в ноябре обысках в зданиях трех ведомств Пермского края в связи с  выполнением госконтракта на приобретение здания для реабилитационного центра), а также к регионам, где в ближайшей перспективе должны состояться или в недавнем прошлом уже прошли крупные праздничные мероприятия, находящиеся на контроле федерального центра (вспомним обыски в Корпорации развития Пермского края и Агентстве новых технологий, связанных с реализацией мероприятий в рамках празднования 300-летия Перми).

5.На старте президентской кампании можно ожидать усиления активности локальных протестных групп, акцентируюших внимание на проблемах местного уровня (в экологической сфере, по вопросам застройки или местных проблем с социальной инфраструктурой). Обратим внимание, например, на резонанс по поводу прошедшего в ноябре 2023 года митинга против строительства  мусороперерабатывающего завода в Павловске (Алтайский край). Более вероятно, что нового пика активности таких инициативных групп можно будет ожидать во второй-третьей декадах января 2024 года на фоне сезонного роста протестных настроений после новогодних праздников. На федеральном уровне этот тренд может вести к усилению влияния Следственного комитета и Генпрокуратуры, к которым часто апеллируют подобные локальные  группы.

4.Вероятность ротаций в губернаторском корпусе в период до июня 2024 года

 

Регион, руководитель Факторы уязвимости Факторы устойчивости
Республика Алтай, Хорохордин Олег Леонидович Протестный потенциал региона, что приобретает дополнительное значение в условиях одновременного проведения в 2024 году выборов главы республики и депутатов Госсобрания — Эл Курултай. Отметим, что в ходе выборов в Госдуму в 2021 году регион характеризовался высоким уровнем протестных настроений (например, поддержка КПРФ по республике составила 30,09%).

 

Среди проблемных сигналов для О.Хорохордина осенью 2023 года можно отметить, например, поручение замгенпрокурора Дмитрия Демешина вынести представление главе республики по поводу темпов строительства 60-квартирного жилого дома для детей-сирот.

 

Среди позитивных трендов для О.Хорохордина — внимание федерального центра к развитию курорта «Манжерок» (в частности, в июле 2023 года его посещал глава Правительства Михаил Мишустин), а также прилегающих территорий (скажем, экологическое восстановление озера Манжерок проводится по государственно-частному партнерству с участием Сбербанка России).

 

Протестный характер региона сам по себе также мотивировать федеральный центр не форсировать кадровые перемены в руководстве региона.

 

Вероятность замены главы республики в 2024 году — на уровне выше среднего.

 

Республика Ингушетия, Калиматов Махмуд-Али Макшарипович Регион неоднократно занимал проблемные позиции по итогам различных федеральных рейтингов. Например, по данным РИА «Рейтинг» по итогам 2022 года Ингушетия заняла последнее место по уровню благополучия жителей.

 

Ранее в регионе имели место резонансные коррупционные скандалы. Так, в начале 2023 года сотрудниками ФСБ и МВД была раскрыта преступная группировка, действовавшая в региональных подразделениях Пенсионного фонда и «Почты России», ущерб от деятельности которой за 2 года оценивался примерно в 2 млрд рублей.

 

В регионе реализуется ряд ивестпроектов (например, при участии российско-турецких компаний),  Правительством республики были утверждены дорожные карты по реанимации   промышленных проектов в индустриальной сфере.

 

Вероятность замены главы республики в 2024 году — на уровне выше среднего.

Республика Коми, Уйба Владимир Викторович Высказывания главы региона неоднократно получали негативный резонанс в федеральных СМИ.

 

Проблемным аспектом для республики остаются коррупционные скандалы, среди наиболее резонансных — арест мэра Печоры Валерия Серова.

 

При этом регион обладает устойчивым протестным потенциалом — например, на выборах в Госдуму в 2021 году уровень поддержки «Единой России» по республике находился на уровне 29,44%, что существенно ниже федеральных показателей.

 

 

Срок полномочий В.Уйбы истекает только в сентябре 2025 года, при этом население республики составляет лишь чуть более 726 тыс. человек, поэтому настроения в регионе могут оказать лишь незначительное влияние на федеральные предвыборные кампании.

 

Также федеральный центр вполне может учитывать риск быстрого роста антирейтинга вероятного преемника В.Уйбы с учетом застарелых социально-экономических проблем региона.

 

В первой половине 2024 года вероятность отставки В.Уйбы – на уровне несколько выше среднего.

 

Забайкальский край, Осипов Александр Михайлович Ситуация в регионе характеризуется застарелыми социально-экономическими и инфраструктурными проблемами, в том числе, касающимися работы коммунальных сетей.

 

А.Осипов, в отличие от целого ряда губернаторов, так и не стал секретарем регионального отделения «Единой России» — в декабре 2023 года на этом посту был утвержден региональной конференцией начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец.

 

В 2023 году по итогам выборов в краевое заксобрание «Единая Россия» получила существенно более высокий результат, чем в ходе парламентской кампании-2021 (56,94%  против 38,66%), что само по себе могло бы говорить о снижении протестных настроений в регионе. Впрочем, А.Осипов не входил в список партии на этих выборах.

 

Вероятность отставки А.Осипова до июня 2024 года находится на уровне  несколько выше среднего.

 

Липецкая область, Артамонов Игорь Георгиевич Хотя в целом протестный потенциал региона остается сравнительно ограниченным, с Липецкой областью периодически связаны информационные поводы, свидетельствующие о проявлении подобных настроений и потенциале оппозиции. Например, на недавних досрочных выборах в Совет депутатов Стебаевского сельского поселения все 10 мандатов получила КПРФ.

 

Ранее свидетельством существенных проблем в работе с внутриполитической ситуацией в регионе многие эксперты сочли состоявшуюся в августе 2023 года отставку курировавшей этой направление в области Любови Фроловой.

 

Позитивный резонанс получил ряд социальных инициатив И.Артамонова, например, в сфере поддержки участников СВО и членов их семей.

 

Позитивную оценку Центра получал ряд инвестпроектов, реализуемых в регионе (например, в сфере АПК).

 

Проблемы региона, все же, не так часто становились поводом для пристального внимания федеральных СМИ.

 

Вероятность отставки И.Артамонова — на среднем уровне.

Оренбургская область, Паслер Денис Владимирович Негативные медиа-поводы из региона неоднократно попадали в поле зрения федеральных медиа, в том числе в связи с расследованиями в отношении местных чиновников. Например, в ноябре 2022 года был задержан бывший замминистра культуры региона Анатолий Чахеев. Фигурантом уголовного расследования является действующий министр архитектуры и пространственно-градостроительного развития  области Наталья Ибрагимова.

 

В регионе реализуется ряд перспективных экономических проектов — например, в рамках развития ОЭЗ  «Оренбуржье», а также в сфере АПК.

 

Область приобретает дополнительное значение и в рамках взаимодействия а России и Казахстана — например, в ноябре 2022 года здесь прошел Форум межрегионального сотрудничества двух государств.

 

Вероятность отставки Д.Паслера — на уровне несколько выше среднего.

 

 

5.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

 Подготовка и проведение резонансных общероссийских и международных мероприятий, реализация проектов по строительству научно-образовательной и транспортной инфраструктуры, новые инвестпроекты, но также локальные протестные кампании и  аварии в системе ЖКХ — в числе факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в ноябре 2023 года.

Входит в число фигурантов рейтинга Георгий Филимонов, в конце октября 2023 года назначенный врио губернатора Вологодской области (68-е место).

С учетом подготовки к Играм стран БРИКС и саммиту БРИКС, которые должны пройти в Казани в июне и октябре 2024 года соответственно, усиливается влияние главы Татарстана Рустама Минниханова (с 4-го на 3-е место).

Проведение Русского экономического форума в Челябинской области, а также визит в регион гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева, принявшего участие в торжественном открытии образовательного центра «Новый Снежинск», укрепляют влияние губернатора Алексея Текслера (с 12-го на 10-е место).

Восходящий тренд затрагивает позиции губернатора Красноярского края Михаила Котюкова (с 31-го на 28-е место) и главы Волгоградской области Андрея Бочарова (с 54-го на 51-е место), вместе с Владимиром Путиным в формате видеоконференции принявших участие в торжественной церемонии открытия объектов здравоохранения (в частности, Енисейской центральной районной больницы и городской детской поликлиники №2 города Волжский).

По итогам рабочей встречи с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, в ходе которой обсуждалось создание ИТ-кампуса мирового уровня «Неймарк» в Нижнем Новгороде, усиливается губернатор Нижегородской области Глеб Никитин (с 12-го на 9-е место). После проведения под председательством вице-премьера Александра Новака совещания по развитию энергетического комплекса Северной Осетии, а затем его визита в этот регион укрепляются позиции главы республики Сергея Меняйло (с 25-го на 22-е место).

Заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о завершении на 80% первого этапа северного обхода Твери на трассе М-11 «Нева» становится позитивным информационным поводом для губернатора Тверской области Игоря Рудени (с 30-го на 23-е место).

С учетом сообщений о реализуемых в регионах инвестпроектах (например, 47 проектов в химической отрасли с общим объемом инвестиций около 18 млрд. рублей) укрепляются позиции губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 7-го на 5-е место). Реализация в Тюменской области трех новых инвестпроектов с общим объемом инвестиций более 4 млрд. рублей становится одним из факторов укрепления позиций губернатора региона Александра Моора (с 8-го на 7-е место). Масштабные проекты в сфере дорожного строительства в Адыгее (объем дорожного фонда региона в 2024 году превысит 4,1 млрд рублей) укрепляют позиции главы республики Мурата Кумпилова (с 57-го на 54-е место).

На фоне аварий на теплосетях в Приморском крае (так, в конце ноября 2023 года в центре Владивостока без отопления и горячей воды остались дома, где проживает около 6 тыс. человек) покидает группу с очень сильным влиянием губернатор региона Олег Кожемяко (с 20-го на 23-е место). Приток беженцев в Мурманскую область создает серьезные вызовы для губернатора Андрея Чибиса (с 24-го на 35-е место).

Протестная кампания против строительства мусороперерабатывающего завода в Павловске создает проблемный фон для губернатора Алтайского края Виктора Томенко (с 62-го на 67-е место). Выявившиеся публичные различия в подходах к приоритетам при обсуждении проекта регионального бюджета между правительством и руководством Верховного Совета Хакасии стали проблемным фактором для главы республики Валентина Коновалова (с 81-го на 84-е место)

  

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в октябре Средний балл
 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1  

1

 

9,91

Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2  

2

 

7,84

Минниханов Рустам Нургалиевич

Глава Республики Татарстан

3  

4

 

7,67

Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург
4  

3

 

7,60

Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

5  

7

 

7,55

Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

6  

6

 

7,50

Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
7  

8

 

6,98

Дрозденко Александр Юрьевич  

Губернатор Ленинградской области

8  

9

 

6,87

Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
9  

12

 

6,81

Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
10  

12

 

6,73

Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО
11  

11

 

6,68

Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики
12  

14

 

6,63

Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

13  

16

 

6,60

Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
14  

5

 

6,47

Аксёнов Сергей Валерьевич                               

Глава Республики Крым

15  

18

 

6,45

Алиханов Антон Андреевич                         

Губернатор Калининградской области

16  

15

 

6,44

Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

17  

10

 

6,42

Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
18  

19

 

6,40

Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
19  

17

 

6,39

Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
20  

23

 

6,38

 

Сильное влияние

Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

21  

27

 

6,36

Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания
22  

25

 

6,34

Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
23  

30

 

6,32

Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
24  

20

 

6,30

Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
25  

32

 

6,28

Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
26  

21

 

6,27

Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики
27  

22

 

6,26

Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края
28  

31

 

6,25

Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области
29  

34

 

6,23

Богомаз Александр Васильевич   

Губернатор Брянской области

30  

38

 

6,22

Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
31  

29

 

6,21

Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края
32  

40

 

6,19

Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
33  

37

 

6,18

Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
34  

35

 

6,16

Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
35  

24

 

6,14

Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской Республики
36  

28

 

6,12

Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
37  

26

 

6,11

Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
38  

39

 

6,10

Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области
39  

33

 

6,08

Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра

 

 

40

 

44

 

6,07

Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
41  

49

 

6,06

Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
42  

41

 

6,04

Лимаренко Валерий Игоревич    

Губернатор Сахалинской области

43  

43

 

6,03

Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
44  

36

 

6,01

Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
45  

42

 

6,00

Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
46  

48

 

5,98

Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области
47  

50

 

5,97

Голубев Василий Юрьевич     

Губернатор Ростовской области

48  

47

 

5,95

Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
49  

45

 

5,94

Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
50  

59

 

5,92

 

Среднее влияние

Бочаров Андрей Иванович  

Губернатор Волгоградской области

51  

54

 

5,91

Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
52  

52

 

5,89

Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
53  

51

 

5,88

Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея   
54  

57

 

5,86

Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
55  

60

 

5,85

Темрезов  Рашид Бориспиевич 

Глава Карачаево – Черкесской Республики

56  

56

 

5,84

Парфенчиков Артур Олегович  

Глава Республики Карелия

57  

55

 

5,82

Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
58  

67

 

5,80

Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
59  

58

 

5,78

Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
60  

53

 

5,77

Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
61  

61

 

5,75

Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
62  

63

 

5,74

Гусев Александр Викторович  

Губернатор Воронежской области

63  

69

 

5,73

Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
64  

66

 

5,71

Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
65  

46

 

5,70

Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
66  

65

 

5,68

Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
67  

62

 

5,67

Филимонов Георгий Юрьевич
Врио Губернатора Вологодской области
68  

 

5,65

Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики
69  

64

 

5,64

Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области
70  

77

 

5,62

Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
71  

71

 

5,61

Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
72  

74

 

5,59

Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

73  

73

 

5,58

Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

74  

72

 

5,56

Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа
75  

68

 

5,55

Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
76  

75

 

5,53

Егоров Максим Борисович
Глава Тамбовской области
77  

80

 

5,52

Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО
78  

76

 

5,50

Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области
79  

79

 

5,49

Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
80  

78

 

5,47

Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
81  

82

 

5,46

Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
82  

83

 

5,44

Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
83  

85

 

5,43

Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия
84  

81

 

5,41

Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
85  

84

 

5,37

Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
86  

86

 

5,32

Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
87  

87

 

5,31

Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
88  

88

 

5,29

Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
89  

89

 

4,99

 

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

 Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

 Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2023 г.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: