Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в марте 2023 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.В числе значимых направлений политики Кремля остается развитие транспортных коридоров. В тесной взаимосвязи с этой темой в марте обсуждалась модернизация городской инфраструктуры. Так, в ходе прошедшего в Улан-Удэ под председательством Владимира Путина совещания по развитию дальневосточных городов мастер-планы по поддержке Тынды и Северобайкальска рассматривались с учетом роли этих населенных пунктов в качестве опорных точек БАМа. В ежегодном отчете правительства в Госдуме Михаил Мишустин напомнил, что первой по значимости задачей остается «укрепление взаимодействия с нашими союзниками», предполагающее развитие транспортных коридоров. При этом премьер-министр особо отметил значение формирования инфраструктуры для коридора «Север – Юг», реализация подобных проектов в Азово-Черноморском регионе, а также доведение пропускной способности Восточного полигона железных дорог до 180 млн тонн до конца 2024 года.
Показательно личное участие президента вместе с мэром столицы Сергеем Собяниным в открытии Большой кольцевой линии Московского метрополитена, а в сфере активности региональных властей — заключение соглашения, подписанного начальником Свердловской железной дороги Иваном Колесниковым и губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Артюховым о сотрудничестве РЖД и регионального правительства, в том числе при строительстве Северного широтного хода и железнодорожного коридора Обская – Бованенково – Сабетта.
Можно предположить, что обозначенная президентом в послании Федеральному собранию-2023 задача поддержки управленческих команд муниципального уровня может коснуться и администраций городов, расположенных в значимых пунктах транспортных коридоров.
2.Сохраняется приоритетное внимание Кремля к экологическим проблемам. На совещании по развитию дальневосточных городов первой по значимости проблемой президент назвал загрязнение воздуха (в данном случае – в Чите и Улан-Удэ). Решение проблемы глава государства связал с комплексным подходом (в том числе с модернизацией систем электро- и теплоснабжения).
Можно предположить дальнейшее усиление внимания федеральных властей к экологии, в том числе в конце весны-летом 2023 года, когда вероятен сезонный рост общественного интереса к природоохранной проблематике. Это еще раз подтверждает прогноз: экологическая тематика (прежде всего в контексте ситуации в ключевых индустриальных центрах) станет одной из основных и в рамках президентской кампании 2024 года.
3.Развивается тренд усиления ответственности крупного бизнеса за реализацию социальных проектов в регионах. Так, в ходе ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей президент напомнил о необходимости участия крупных корпораций в развитии социальной инфраструктуры в населенных пунктах их присутствия, а также о необходимости публикации нефинансовой ежегодной отчетности о деятельности крупных предприятий по подготовке социальных программ, реализованных ими на уровне соответствующих городов и поселков.
В перспективе 2024-2026 годов такой курс может привести и к усилению внимания крупных компаний к продвижению близких им местных деятелей в представительные органы власти муниципального и регионального уровня.
4.Расширение программ по развитию социальной инфраструктуры, вероятно, также станет одной из ключевых тем, на которых Кремль будет акцентировать внимание во второй половине 2023 – 2024 году. Показательна повестка рабочей встречи Владимира Путина с главой фракции партии «Единая Россия» в Госдуме Владимиром Васильевым, напомнившим об инициативе партии по реализации масштабной программы капремонта средних специальных учебных заведений. Она предполагает не только укрепление функций партии большинства в сфере мониторинга реализации федеральных социальных программ, но и усиление взаимодействия между «Единой Россией» и педагогическим и родительским сообществами в регионах. Это может привести к росту роли партии не только в период президентской кампании-2024, но и в 2024-2026 годах, на начальном этапе реализации инициатив, которые заявлены в послании Федеральному собранию и еще будут представлены Владимиром Путиным.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Подготовка к региональным и муниципальным избирательным кампаниям 2023 года, президентской кампании-2024, а также связанные со спецоперацией значимые факторы федеральной повестки (прежде всего реагирование на террористические угрозы) оказывают влияние на внутриэлитную ситуацию в субъектах Федерации весной.
Одним из ключевых решений в сфере внутриэлитной ситуации в предвыборных регионах становится начало новой волны ротации в губернаторском корпусе. Среди вновь назначенных врио глав регионов в более сложной ситуации может оказаться врио губернатора Смоленской области Василий Анохин, который столкнется не только с необходимостью участвовать в выборах лично, но и учитывать фактор проведения в сентябре 2023 года кампании в Смоленскую облдуму. Пока врио смоленского губернатора придерживается сдержанной кадровой политики. Продление на три месяца служебных контрактов начальников департаментов и главных управлений, а также контрактов заместителей губернатора является сигналом о курсе на постепенные и осторожные перемены в системе областной исполнительной власти. Тем не менее совмещение двух значимых избирательных кампаний — очевидный фактор протестной мобилизации, что может потребовать от Анохина более резкой риторики в отношении региональных и муниципальных чиновников, а возможно, проведения более интенсивных перестановок в своей команде еще до Единого дня голосования.
Примером сложного процесса согласования внутриэлитных противоречий стало обсуждение поправок к Уставу Екатеринбурга по изменению порядка формирования городской думы (новый формат предполагает, что 25 депутатов этого представительного органа будет избираться по мажоритарной системе, а 10 – по пропорциональной). В ходе состоявшихся в городе общественных слушаний по этому вопросу поправки были поддержаны с минимальны перевесом (442 против 423 голосов). Заметными были попытки повлиять на ситуацию игроков со статусом в федеральных органах власти – так, против поправок в ходе слушаний выступил депутат Госдумы от «Справедливой России – За правду» Андрей Кузнецов.
Заметные внутриэлитные противоречия, оказавшие влияние на ход обсуждения поправок, могут привести к более конкурентному формату проведения праймериз «Единой России» в городе, что может предполагать более пристальное внимание федеральных структур партии у этому процессу, в том числе на завершающих этапах проведения и при подведении итогов предварительного голосования.
Дополнительная актуализация повестки безопасности (в том числе на фоне теракта в Санкт-Петербурге) будет способствовать более пристальному публичному вниманию губернаторов к этой повестке, а также может привести к ускорению ротаций среди чиновников, отвечающих за эту сферу на уровне регионов (выше такая вероятность в субъектах, включающих в свой состав города-миллионники, крупные транспортные узлы, и, возможно, индустриальные центры, в первую очередь, значимые предприятия ВПК).
На значимые посты будут переходить управленцы, прошедшие военную службу в зоне проведения спецоперации, что может стать дополнительным стимулом для региональных и муниципальных чиновников, подталкивающим их к заключению подобных контрактов (среди недавних решений – заключение контракта на прохождение военной службы в зоне проведения СВО мэром Воркуты Ярославом Шапошниковым). Более явным будет намерение пройти такую службу со стороны чиновников из регионов с нестабильной внутриэлитной ситуацией и неустойчивыми позициями губернаторов, где у управленцев выше риски потерять свои посты, а значит, больше стимулов усилить свои аппаратные позиции или даже получить возможности для карьеры в других субъектах.
Другим фактором кадровых ротаций становится новый этап подготовки к президентской кампании. С учетом этого фактора усиливается вероятность перестановок профильных вице-губернаторов и высокопоставленных сотрудников региональных внутриполитических блоков: в мае-июне – в тех субъектах, где не ожидается выборов глав и заксобраний; в сентябре – начале октября 2023 года – в некоторых предвыборных территориях.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды апреля-мая 2023 года.
1.Вероятно продолжение резонансных антикоррупционных расследований на региональном и муниципальном уровнях власти. Ряд значимых событий марта с участием президента касались взаимодействия с правоохранительными органами (расширенные заседания коллегий МВД и Генпрокуратуры, встреча главы государства с руководителем Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным). Не исключено, что антикоррупционные расследования вновь затронут приграничные территории (в марте они коснулись Белгородской и Брянской областей) и, возможно, дальневосточные и северные регионы (с учетом повышенного внимания Кремля к проектам в этих частях страны).
2.В конце апреля – мае ожидаем первый сезонный пик проблемы природных пожаров – прежде всего в ряде сибирских и дальневосточных регионов. Как показали дискуссии в СМИ по ситуации с паводками в течение марта 2023 года, стихийные бедствия чаще стали обсуждаться как повод для внимания к недоработкам региональных властей в сфере развития социальной и транспортной инфраструктуры на местах. Возможно, в 2023 году стихийные бедствия будут чаще становиться поводом для проверок в отношении региональных властей (прежде всего со стороны Генпрокуратуры и Счетной палаты) по более широкому кругу вопросов. Активизация сезона природных пожаров в конце апреля – начале мая может стать сопутствующим фактором нового этапа весенних ротаций в губернаторском корпусе.
3. В центре как федеральной, так и региональной повестки будет оставаться помощь семьям мобилизованных. Среди событий марта заметно представление президенту второго доклада рабочей группы по вопросам СВО, возглавляемой секретарем Генсовета «Единой России» Андреем Турчаком, а также заседание комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» во главе с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным по этой теме. Эта тема может стать дополнительным поводом для внимания федеральных властей к ситуации в системе здравоохранения на уровне регионов (отметим совещание рабочей группы по вопросам СВО, прошедшее в конце марта в госпитале имени А.А. Вишневского, и посвященное именно данным аспектам). Ожидаемы специальные мероприятия по поддержке медицинских учреждений в регионах под эгидой федеральных властей (в том числе с участием президента) в конце весны – летом 2023 года.
4.Значимым событием, в том числе для обсуждения региональной проблематики, должно стать заседание Совета законодателей в Санкт-Петербурге, на котором вероятно выступление Владимира Путина. Не исключено, что президент затронет развитие механизмов обратной связи между центром и регионами и контроль за деятельностью чиновников на местах, а также развитие экологического законодательства и пресечение деятельности нелегальных структур в сферах, касающихся природных ресурсов (в том числе в лесном хозяйстве).
5.Праймериз «Единой России» с высокой вероятностью сохранят статус одного из главных событий весны в сфере региональной политики. Наибольший резонанс вокруг этой темы будет наблюдаться в течение мая 2023 года. Можно ожидать наиболее конкурентных кампаний в административных центрах и регионах со сложной внутриэлитной конфигурацией (Екатеринбурге, Красноярске, а также Калмыкии и Башкирии), а также в субъектах, затронутых губернаторскими ротациями в 2021-2022 годах (прежде всего во Владимирской, Ульяновской, Ярославской областях).
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Реализация новых инвестпроектов и развитие промышленного потенциала регионов, продолжение газификации и создания новых научно-исследовательских центров, а также антикоррупционные расследования и локальные акции протеста входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в марте 2023 года.
Укрепляются позиции губернатора Калининградской области Антона Алиханова (перемещается с 11-го на 9-е место) и главы Мордовии Артема Здунова (с 63-го на 61-е место) — после церемоний открытия новых фармацевтических заводов вэтих регионах с участием Владимира Путина (в режиме видеоконференции). Рабочие поездки президента в Севастополь и Бурятию создают позитивный фон для глав этих субъектов: Михаила Развожаева (с 33-го на 32-е место) и Алексея Цыденова (с 79-го на 70-е место). После рабочих встреч с главой государства усиливается влияние врио главы Запорожской области Евгения Балицкого (с 43-го на 41-е место) и губернатора Курганской области Вадима Шумкова (с 67-го на 64-е место).
Рабочая поездка в Краснодарский край вице-премьера-главы Минпромторга Дениса Мантурова, проинспектировавшего строительство перевалочного комплекса аммиака и удобрений в порту Тамань, несколько усиливает влияние Вениамина Кондратьева (с 22-го на 21-е место).
Состоявшееся под председательством вице-премьера Александра Новака совещание по модернизации системы теплоснабжения Твери приносит дополнительные политические возможности губернатору Тверской области Игорю Рудени (с 39-го на 36-е место). Рабочие встречи Новака с губернатором Челябинской области для обсуждения реализации совместной с «Газпромом» программы развития газоснабжения и газификации региона на трехлетний период, а также с главой Тамбовской области по вопросам развития топливно-энергетического комплекса региона создают позитивные информационные поводы для Алексея Текслера (с 12-го на 11-е место) и Максима Егорова (с 59-го на 58-е место).
Переходит в группу с очень сильным влиянием глава Башкирии Радий Хабиров (с 21-го на 20-е место) – так, в ходе визита в регион вице-премьера Дмитрия Чернышенко было заявлено о проработке реализации нескольких инвестпроектов по строительству новых туристических объектов в республике. Визит Чернышенко в Ульяновскую область с обсуждением реализации инвестпроектов с господдержкой и планов региона по развитию внутреннего туризма создает несколько усиливает позиции губернатора Алексея Русских (с 75-го на 73-е место).
Переходит в группу с сильным влиянием губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев (с 53-го на 50-е место). Руководством региона анонсирована возможность создания сети заводов сжиженного природного газа (СПГ) в Верхнебуреинском районе со сроком реализации инвестпроекта до конца 2029 года.
Покидает группу с очень сильным влиянием и резко падает в рейтинге губернатор Брянской области Александр Богомаз (с 16-го на 33-е место) — после задержания его заместителей, Елены Егоровой и Татьяны Кулешовой. Теряет позиции губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков (с 10-го на 12-е место) — после задержания экс-главы административного центра региона Антона Иванова. Аресты замглавы Ненецкого автономного округа Андрея Блощинского и замглавы аппарата губернатора Андрея Демченко приводят к заметному ослаблению позиций главы региона Юрия Бездудного (с 56-го на 65-е место).
Развивается нисходящий тренд для губернатора Красноярского края Александра Усса (с 32-го на 38-е место). Так, многие наблюдатели отметили, что Красноярский экономический форум в 2023 году прошел без очного участия крупных федеральных чиновников и полпреда президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Серышева. После резонансного митинга против роста тарифов ЖКХ в Бийске покидает группу с сильным влиянием губернатор Алтайского края Виктор Томенко (с 49-го на 53-е место). Случаи заражения сибирской язвой в республике стали проблемным событием для главы Чувашии Олега Николаева (с 40-го на 42-е место).
В рейтинг не включены врио глав регионов, назначенные на посты в марте 2023 года: врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов, врио главы Смоленской области Василий Анохин, врио губернатора Омской области Виталий Хоценко. Оценка их уровня влияния будет дана в рейтинге за апрель 2023 года.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в феврале | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,84 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 8,23 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
3 | 3 | 8,08 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт-Петербург |
4 | 4 | 7,27 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
5 | 5 | 7,23 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
6 | 6 | 6,88 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
7 | 8 | 6,81 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
8 | 7 | 6,76 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
9 | 11 | 6,68 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
10 | 9 | 6,65 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
11 | 12 | 6,63 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
12 | 10 | 6,58 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало-Ненецкого АО |
13 | 13 | 6,53 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
14 | 15 | 6,50 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
15 | 18 | 6,47 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области |
16 | 14 | 6,45 |
Пушилин Денис Владимирович И.о. главы Донецкой Народной Республики |
17 | 17 | 6,43 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
18 | 19 | 6,40 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
19 | 20 | 6,38 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
20 | 21 | 6,36 |
Сильное влияние |
|||
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
21 | 22 | 6,33 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
22 | 23 | 6,31 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
23 | 27 | 6,28 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
24 | 26 | 6,25 |
Пасечник Леонид Иванович И.о. главы Луганской Народной Республики |
25 | 24 | 6,22 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
26 | 25 | 6,20 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
27 | 30 | 6,17 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
28 | 31 | 6,15 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
29 | 29 | 6,13 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
30 | 34 | 6,11 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия-Алания |
31 | 28 | 6,09 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
32 | 33 | 6,07 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
33 | 16 | 6,05 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
34 | 41 | 6,02 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
35 | 36 | 6,00 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
36 | 39 | 5,97 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
37 | 35 | 5,94 |
Усс Александр Викторович Губернатор Красноярского края |
38 | 32 | 5,92 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
39 | 38 | 5,90 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
40 | 37 | 5,88 |
Балицкий Евгений Витальевич И.о. губернатора Запорожской области |
41 | 43 | 5,85 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
42 | 40 | 5,82 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
43 | 46 | 5,80 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
44 | 45 | 5,78 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
45 | 47 | 5,76 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
46 | 48 | 5,75 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
47 | 44 | 5,73 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
48 | 42 | 5,72 |
Сальдо Владимир Васильевич И.о. губернатора Херсонской области |
49 | 52 | 5,70 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
50 | 53 | 5,66 |
Среднее влияние |
|||
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
51 | 50 | 5,65 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
52 | 55 | 5,63 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
53 | 49 | 5,62 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
54 | 51 | 5,60 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
55 | 57 | 5,59 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
56 | 65 | 5,58 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
57 | 60 | 5,56 |
Егоров Максим Борисович Глава администрации Тамбовской области |
58 | 59 | 5,55 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
59 | 62 | 5,53 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики |
60 | 58 | 5,51 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
61 | 63 | 5,49 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино–Балкарской Республики |
62 | 54 | 5,47 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
63 | 66 | 5,44 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
64 | 67 | 5,43 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
65 | 56 | 5,42 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
66 | 69 | 5,40 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
67 | 64 | 5,38 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
68 | 68 | 5,35 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
69 | 78 | 5,27 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
70 | 79 | 5,18 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
71 | 82 | 5,16 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
72 | 73 | 5,13 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
73 | 75 | 5,08 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
74 | 70 | 5,07 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
75 | 76 | 5,05 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
76 | 71 | 5,04 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
77 | 72 | 5,03 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
78 | 74 | 5,01 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
79 | 81 | 5,98 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
80 | 80 | 4,95 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
81 | 83 | 4,92 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
82 | 84 | 4,90 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
83 | 87 | 4,87 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
84 | 88 | 4,85 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
85 | 85 | 4,84 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
86 | 89 | 4,75 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2023 г.