Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июне 2023 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.В ходе мероприятий июня 2023 года Владимиром Путиным был сделан серьезный акцент на поддержке малого и среднего бизнеса. Примечательны не только тезисы президента, представленные в ходе Петербургского экономического форума, по поводу минимизации проверок в отношении предпринимателей (такая инициатива имеет наибольшее значение именно для малого и среднего бизнеса), но также настоятельное напоминание главы государства регионам в ходе Форума АСИ «Сильные идеи для нового времени» о необходимости подготовки «своих программ продвижения местных торговых марок». В преддверии президентской кампании вероятны как более плотное вовлечение региональных властей в обсуждение мер поддержки малого и среднего бизнеса (в том числе на площадках Госсовета и «Единой России»), так и более жесткая реакция Кремля на злоупотребления муниципальных и региональных в отношении предпринимателей этого уровня. Вероятно, дополнительным мотивом для внимания Кремля к этим проблемам становится и роль малого и среднего бизнеса в волонтерском движении и реализации инициатив в сфере поддержки участников спецоперации и членов их семей.
2.Поручение президента расширить программу льготного кредитования строительства туристической инфраструктуры на местах, с которым глава государства выступил в ходе ПМЭФ, дополнительно повышает уровень конкуренции между регионами за получение поддержки в рамках подобных программ. Вероятно, особое внимание этой теме, как и в 2022 году, будет уделено в ходе Восточного экономического форума в сентябре. Можно предположить, что наиболее перспективные проекты в рамках развития туристической инфраструктуры могут стать фактором экспансии представителей крупного бизнеса из наиболее финансово благополучных (в том числе курортных) регионов в более экономически проблемные, влияя и на внутриэлитный баланс в таких субъектах РФ.
3. Внимание Кремля к вопросам развития речного судоходства может стать важным драйвером развития как индустриальных центров, так и перспективных логистических узлов. Показателен упомянутый мэром Москвы Сергеем Собяниным в ходе совещания, прошедшего под председательством Владимира Путина, инвестпроект по строительству верфи для производства трех видов судов, а также инициативы губернатора Самарской области Дмитрия Азарова о создании в регионе портово-логистического хаба для коридора «Север-Юг». Акцент на поддержку этой отрасли, вероятно, станет дополнительным фактором поддержки для ряда регионов Центрального и Приволжского федеральных округов уже в перспективе 2024-2025 годов – можно вспомнить, например, поручение президента обратить внимание на реконструкцию канала имени Москвы. Значение же дальнейшего развития потенциала транспортных коридоров в целом становится мотивом для дополнительного внимания Кремля к поддержке значимых центров морского судостроения – от Дальнего Востока до регионов Северо-Запада, например, Ленинградской области, где еще в 2021 году был создан территориальный судостроительный кластер.
4. Остаются в приоритетной повестке проблемы транспортной доступности новых регионов, рассмотренные в рамках рабочей встречи президента с главой Минтранса Виталием Савельевым и гендиректором – председателем правления «РЖД» Олегом Белозеровым. Транспортные проекты могут стать дополнительным драйвером для инфраструктурного развития и для соседних субъектов в Южном и Центральном федеральных округах. При этом стратегическое значение реализации таких проектов может стать еще одним мотивов для кадровых перестановок в федеральных ведомствах и госкорпорациях, связанных с транспортной и строительной отраслями, в преддверии или непосредственно после президентской кампании 2024 года.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Наиболее заметные изменения внутриэлитного баланса ожидаемо наблюдаются в тех субъектах, в которых региональные и значимые муниципальные предвыборные кампании должны состояться в сентябре 2023-го или в 2024 году.
1.Выдвижение или подготовка к выдвижению кандидатов в преддверии избирательных кампаний традиционно приводит к интенсификации или закрепляет промежуточные результаты внутриэлитного дрейфа на региональном уровне.
Одним из наиболее заметных событий этого плана стало включение спикера Верховного Совета Хакасии Владимира Штыгашева в первую тройку списка КПРФ, а также выдвижение по одномандатному округу № 9 на выборах в региональный парламент. Кроме того, показательно сделанное в июне 2023 года заявление зампреда Ярославского областного отделения «Справедливой России – за правду» Сергея Хабибулина о планах выдвижения на выборах в заксобрание от этой партии депутатов регионального парламента Владимира Денисова (ранее исключенного из фракции «Единая Россия»), а также вышедших из КПРФ в этом году Шакира Абдуллаева и депутата Заволжского сельского поселения Татьяны Шаминой. В Ивановской области о выходе из КПРФ объявила депутат регионального парламента Юлия Лобкова, а также депутат Кинешемской городской думы Вера Ложкина.
Ситуация в Ярославской области и Хакасии – пример попыток строительства более широкой коалиции региональных элит на базе самого сильного из оппозиционных игроков. Например, в случае с Хакасией заметно влияние Владимира Штыгашева в Таштыпском и Бейском районах республики. Кроме того, одним из маркеров стремления КПРФ сформировать более широкую элитную коалицию становится и включение в ее предвыборный список по республике других беспартийных политиков, например, главы Комитета по бюджету и налоговой политике Верховного Совета региона Олега Иванова и адвоката Олег Земцова (заняли 4-е и 5-е место в списке на выборах в региональный парламент, а Олег Иванов также возглавил список коммунистов на выборах в горсовет Абакана).
Региональные оппозиционные коалиции, как правило, отличаются неустойчивостью. Независимо от итогов выборов вероятность дробления таких коалиций (то есть выхода из соответствующих фракций беспартийных политиков) в первый год после Единого дня голосования-2023 будет достаточно заметной.
«Единую Россию» в предвыборных регионах «элитная» активность оппозиционных партий будет подталкивать к шагам по дополнительному расширению внутриэлитных коалиций, на которые они опираются – за счет более плотного вовлечения в кампанию партии влиятельных представителей бизнеса и муниципальных игроков. Такие шаги уже были предприняты на старте кампании. Отметим, например, включение в первую тройку предвыборного списка партии по Хакасии Абрека Челтыгмашева, главы Аскизского района, – одного из наиболее населенных муниципальных районов республики, где около половины жителей составляют хакасы. Но шаги по расширению внутриэлитной коалиции вокруг «Единой России» и более плотному вовлечению наиболее влиятельных фигур регионального и местного уровня в ее кампанию, скорее всего, продолжатся и в течение июля-августа 2023 года (прежде всего в Хакасии, где совмещены несколько значимых предвыборных кампаний).
2.В тех регионах, в которых ранее состоялась отставка прежних губернаторов и назначение врио, дрейф элит затрагивает и федеральных парламентариев, связанных с такими субъектами. Показательно обсуждение, в том числе в федеральных СМИ, версий о вероятности ухода из Совета Федерации Елены Мизулиной, представляющей в верхней палате парламента Омскую область. Или победу на праймериз «Единой России» по отбору кандидатов для участия в довыборах в Госдуму по Дивногорскому одномандатному округу № 56 и.о. заместителя губернатора Красноярского края, бывшего главы краевого центра Сергея Еремина.
Во второй половине 2023 –первые месяцы 2024 года возможен переход и других управленцев из регионов-«доноров кадров», где сменились губернаторы (прежде всего из Красноярского края) как на федеральный уровень, так и на руководящие посты в других субъектах. Нельзя исключать перехода таких управленцев на губернаторские посты в других регионах в ходе ротаций осенью 2023 или весной 2024 года.
3.В субъектах со сложной внутриэлитной конфигурацией постепенно активизируется подготовка к региональным и муниципальным избирательным кампаниям 2024 года. Один из примеров — Челябинская область, где вероятное избрание Олега Гербера на пост спикера заксобрания вместо ушедшего на пост заместителя губернатора Александра Лазарева может дополнительно укрепить позиции главы субъекта Алексея Текслера с точки зрения влияния на региональный парламент.
Системный характер имеет инициатива об изменении порядка формирования Челябинской городской Думы, предполагающая возвращение прямых выборов депутатов этого уровня и упразднение районных представительных органов. Проведение выборов в Челябинскую гордуму по более крупным округам, чем было в случае с районными представительными органами, создаст необходимость более масштабных вложений в кампанию либо более активной демонстрации имиджевого и лоббистского потенциала кандидатов. Такая ситуация может стимулировать выдвижение в ходе муниципальных выборов-2024 в этом городе более широкого круга ресурсных кандидатов, а также повысить заинтересованность многих выдвиженцев во взаимодействии с региональными властями. Это, в свою очередь, может стать выигрышным фактором для Алексея Текслера в ходе губернаторской кампании, в том числе усиливая его позиции в рамках переговоров с местными элитами.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды июля-августа 2023 года
1. Усиление внимания Центра к социальной повестке (отметим представленные на ПМЭФ социальные инициативы Владимира Путина, а также прошедшее под председательством губернатора Новгородской области Андрея Никитина заседание Комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика»), вполне вероятно, будет сопровождаться дополнительной активизацией расследований в отношении чиновников, курирующих социальные вопросы, а также руководства бюджетных учреждений в регионах. Возможно, дополнительное внимание в рамках такой антикоррупционной политики будет уделено наиболее экономически проблемным субъектам, в том числе республикам Северного Кавказа. Вспомним, что одно из наиболее резонансных расследований коснулось вице-премьера Карачаево-Черкессии Ирины Гербековой — в связи с предполагаемыми эпизодами в период ее работы в должности главврача республиканской клинической больницы.
2. Мятеж ЧВК «Вагнер», а также сообщения ФСБ о предотвращении покушения на главу Республики Крым Сергея Аксенова, скорее всего, станут дополнительными мотивами для более активного взаимодействия между губернаторами и силовыми структурами, причем не только в приграничных субъектах, но и в регионах, где расположены ключевые транспортные узлы и, возможно, наиболее значимые нефтегазовые месторождения. В этих условиях может возрасти роль как заместителей губернаторов, курирующих вопросы безопасности, так и полпредов президента в федеральных округах в рамках координации между региональными властями и силовыми ведомствами.
3. Вероятно усиление внимания федеральных деятелей к дальневосточным регионам. Скорее всего, пик рабочих поездок представителей федеральных властей в такие субъекты придется на период с конца июля по начало сентября 2023 года и, вероятно, затронет ключевые предвыборные регионы (прежде всего Приморский край и Якутию), а также иные территории с наиболее заметными экологическими проблемами и риском обострения пожароопасной обстановки. В рамках дальневосточной повестки, продвигаемой Кремлем, акцент может быть сделан на расширение социальной инфраструктуры, поддержку малых населенных пунктов и развитие туристического потенциала таких регионов.
4. В июле-августе можно ожидать активной работы с предвыборными регионами Минсельхоза, причем не только с ключевыми аграрными субьектами, но также с индустриальными центрами — с учетом задач по обновлению парка сельхозтехники и строительству отечественных крупнотоннажных сухогрузов, о чем министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев вновь напомнил в ходе ПМЭФ. Возможно, в рамках формирования позитивной повестки не только региональных, но и президентских выборов дополнительный акцент может быть сделан на роли субъектов, ранее не воспринимавшихся в качестве ключевых центров АПК, в обеспечении продовольственной безопасности страны. Один из примеров – состоявшийся в июне визит главы аграрного ведомства в Тюменскую область, в ходе которого, в частности, был затронут вопрос работы в регионе 4 современных селекционных центров.
5. Приближение президентской кампании подталкивает партии к использованию региональных выборов для создания информационных поводов, ориентированных скорее на федеральные медиа и информационное поле. Одним из примеров является выдвижение Виктора Бута в качестве кандидата от ЛДПР в заксобрание Ульяновской области (во главе территориальной группы №10 в партсписке) и горсовет Красноярска (вторым номером в общегородской части списка). Пока медийное значение этого решения представляется более перспективным, чем электоральное: Бут узнаваем, но слабо ассоциируется с актуальной для консервативного избирателя повесткой, поэтому его участие в кампании само по себе вряд ли может привлечь значительное число голосов в пользу ЛДПР. Активные шаги по созданию таких федеральных инфоповодов в июле-августе 2023 года будут предприниматься системными партиями, прежде всего в ходе кампании по выборам мэра Москвы, в которой участвует относительно статусный состав кандидатов от парламентской оппозиции (два вице-спикера, а также первый замглавы фракции в Госдуме).
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Проведение Петербургского экономического форума и реализация новых инвестпроектов, модернизация инфраструктуры на местах, мятеж Пригожина и ситуация в зоне проведения спецоперации, стихийные бедствия и расследования в отношении региональных чиновников входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в июне 2023 года.
Усиливается влияние губернатора Тульской области Алексея Дюмина (с 7-го на 3-е место) — на фоне новой волны слухов о его возможном переходе на должность федерального уровня. Ранее позитивные информационные поводы для этого губернатора также создал визит в регион вице-премьера Татьяны Голиковой. Восходящий тренд затрагивает позиции губернаторов, вынужденных работать в более сложных условиях в период прохождения через территорию возглавляемых ими регионов мятежных подразделений ЧВК «Вагнер»: главы Ростовской области Василий Голубева (с 32-го на 28-е место), Воронежской области Александра Гусева (с 57-го на 54-е место), Липецкой области Игоря Артамонова (с 71-го на 69-е место).
Визит Владимира Путина в Дагестан и проведение президентом совещания по развитию туризма в Дербенте создает позитивные информационные поводы для главы республики Сергея Меликова (с 28-го на 25-е место). После рабочих встреч с президентом укрепляются позиции губернатора Орловской области Андрея Клычкова (с 86-го на 77-е место) и главы Магаданской области Сергея Носова (с 48-го на 46-е место). Усиливается влияние губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 12-го на 10-е место) – так, в ходе ПМЭФ Владимир Путин назвал ЯНАО в числе регионов, которые «добились наибольшего прогресса в национальном рейтинге инвестиционного климата».
Проведение в Уфе X Форума регионов России и Белоруссии способствует усилению влияния главы Башкирии Радия Хабирова (с 24-го на 21-е место). Также усиливается влияние губернатора Приморского края Олега Кожемяко (с 26-го на 23-е место) – в частности, на заседании президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока были одобрено льготное финансирование проекта строительства рыбного порта на полуострове Назимова. После рабочей встречей с вице-премьером Александром Новаком, в ходе которой обсуждалась реализация комплексного плана энергоснабжения реализуемых в регионе инвестпроектов до 2025 года, укрепляются позиции главы Республики Тыва Владислава Ховалыга (с 88-го на 87-е место).
Укрепляются позиции большинства врио глав регионов. Рабочие поездки первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко в Донецкую народную республику становятся позитивным фактором для врио главы региона Дениса Пушилина (с 17-го на 13-е место). Кроме того, позитивными для Пушилина, а также для врио главы Запорожской области Евгения Балицкого (с 40-го на 34-е место) и врио губернатора Херсонской области Владимира Сальдо (с 44-го на 41-е место) становится решение президиума Правительственной комиссии по региональному развитию одобрить заявки новых субъектов на специальные казначейские кредиты для модернизации коммунальной инфраструктуры: 11,5 млрд рублей для ДНР, 2,5 млрд для Запорожской и 2 млрд – для Херсонской области. После рабочей поездки в Омскую область вице-премьера-главы Минпромторга Дениса Мантурова, принявшего участие в запуске ряда новых предприятий, укрепляются позиции врио главы субъекта Виталия Хоценко (с 60-го на 55-е место). Подписание на полях ПМЭФ соглашения о сотрудничестве с «Роснефтью» о реализации проекта «Восток ойл», освоении Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений, модернизации Ачинского нефтеперерабатывающего завода усиливает влияние врио губернатора Красноярского края Михаила Котюкова (с 62-го на 56-е место).
По итогам ПМЭФ усиливается влияние главы Челябинской области, главы комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексея Текслера (с 13-го на 12-е место) – в частности, губернатор представил предложения по финансовому обеспечению опережающего роста российской экономики, а также заключил ряд соглашений, например, о развитии Транспортно-логистического комплекса «Южноуральский».
Сделанное на полях ПМЭФ заявление о реализации в Адыгее более 30 инвестпроектов с суммарным объемом инвестиций 72,3 млрд рублей становится укрепляет позиции главы республики Марата Кумпилова (с 69-го на 65-е место). Укрепляются позиции главы региона Сергея Аксенова (с 16-го на 14-е место).
При этом на фоне активизации боевых действий в зоне проведения военной спецоперации нисходящий тренд затрагивает позиции ряда приграничных регионов – главы Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 10-го на 15-е место) и губернатора Курской области Романа Старовойта (с 22-го на 24-е место).
Сход селевых потоков в ряде районов Северной Осетии становится фактором ослабления позиций главы республики Сергея Меняйло (с 23-го на 33-е место). Попытка проведения в административном центре региона митинга жильцов аварийных домов становится проблемным информационным поводом для главы Якутии Айсена Николаева (с 25-го на 26-е место). После задержания и заключения под домашний арест вице-премьера Карачаево-Черкессии Ирины Гербековой заметно ослабевают позиции главы республики Рашида Темрезова (с 52-го на 62-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в мае | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 |
1 |
9,51 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 |
2 |
8,12 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
3 |
7 |
7,72 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
4 |
4 |
7,39 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
5 |
3 |
7,28 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
6 |
5 |
7,16 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 |
6 |
7,03 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
8 |
8 |
6,73 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
9 |
9 |
6,63 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
10 |
12 |
6,56 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
11 |
11 |
6,55 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
12 |
13 |
6,54 |
Пушилин Денис Владимирович И.о. главы Донецкой Народной Республики |
13 |
17 |
6,52 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
14 |
16 |
6,51 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
15 |
10 |
6,50 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
16 |
15 |
6,48 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
17 |
14 |
6,47 |
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
18 |
19 |
6,45 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области |
19 |
18 |
6,44 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
20 |
20 |
6,43 |
Сильное влияние |
|||
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
21 |
24 |
6,42 |
Пасечник Леонид Иванович И.о. главы Луганской Народной Республики |
22 |
21 |
6,40 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
23 |
26 |
6,38 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
24 |
22 |
6,37 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
25 |
28 |
6,35 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
26 |
25 |
6,33 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
27 |
30 |
6,31 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
28 |
32 |
6,26 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
29 |
31 |
6,24 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
30 |
29 |
6,22 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
31 |
27 |
6,21 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
32 |
33 |
6,20 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
33 |
23 |
6,18 |
Балицкий Евгений Витальевич И.о. губернатора Запорожской области |
34 |
40 |
6,17 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
35 |
42 |
6,16 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
36 |
41 |
6,14 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
37 |
46 |
6,13 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
38 |
38 |
6,12 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
39 |
35 |
6,10 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
40 |
39 |
6,09 |
Сальдо Владимир Васильевич И.о. губернатора Херсонской области |
41 |
44 |
6,07 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
42 |
34 |
6,06 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
43 |
36 |
6,04 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
44 |
37 |
6,03 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
45 |
45 |
5,99 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
46 |
48 |
5,97 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
47 |
43 |
5,95 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
48 |
47 |
5,93 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
49 |
50 |
5,90 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
50 |
51 |
5,89 |
Среднее влияние |
|||
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
51 |
53 |
5,87 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
52 |
49 |
5,84 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
53 |
54 |
5,83 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
54 |
57 |
5,81 |
Хоценко Виталий Павлович И.о. губернатора Омской области |
55 |
60 |
5,79 |
Котюков Михаил Михайлович И.о. губернатора Красноярского края |
56 |
62 |
5,78 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
57 |
56 |
5,77 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
58 |
58 |
5,75 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
59 |
55 |
5,74 |
Егоров Максим Борисович Глава администрации Тамбовской области |
60 |
61 |
5,72 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
61 |
59 |
5,70 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики |
62 |
52 |
5,69 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
63 |
64 |
5,67 |
Кузнецов Владислав Гариевич И.о. губернатора Чукотского АО |
64 |
63 |
5,66 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
65 |
69 |
5,65 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
66 |
65 |
5,63 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
67 |
66 |
5,62 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
68 |
72 |
5,61 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
69 |
71 |
5,59 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
70 |
68 |
5,58 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
71 |
74 |
5,56 |
Анохин Василий Николаевич И.о. губернатора Смоленской области |
72 |
79 |
5,54 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
73 |
70 |
5,53 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
74 |
78 |
5,52 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
75 |
81 |
5,50 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
76 |
83 |
5,48 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
77 |
86 |
5,47 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
78 |
85 |
5,45 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
79 |
67 |
5,44 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
80 |
73 |
5,43 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
81 |
77 |
5,40 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
82 |
75 |
5,38 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
83 |
76 |
5,36 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
84 |
80 |
5,35 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
85 |
84 |
5,33 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
86 |
82 |
5,30 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
87 |
88 |
5,22 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
88 |
87 |
5,11 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
89 |
89 |
5,03 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).