Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июле 2023 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Одним из ключевых направлений региональной политики Центра в июле 2023 года оставались перезагрузка элит и работа «кадровых лифтов». Показательно, что в прошедшем месяце состоялось два подобных мероприятия с участием Владимира Путина: встреча с выпускниками программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и заседание Наблюдательного совета организации «Россия – страна возможностей».
В рамках этих мероприятий шло обсуждение не только кадровых лифтов для управленцев, но и задач в сфере подготовки специалистов для обрабатывающей промышленности, крупных корпораций, а также обучения иностранных студентов (например, в ходе встречи президента с выпускниками программ ВШГУ РАНХиГС упоминалась подобная роль вузов Томской области).
Важным направлением выявления перспективных кадров в новых регионах в 2024-2030 годах с целью углубления интеграции этих территорий в социально-экономическое пространство России может стать реализация в таких субъектах социальных и культурных инициатив. Показательно, например, что гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов в рамках встречи с выпускниками программ ВШГУ РАНХиГС особо отметил реализацию в таких регионах около тысячи проектов на сумму более 2 млрд. рублей.
2.Дальнейшее развитие тренда по активизации контактов Кремля со странами Африки может создать дополнительные возможности не только для субъектов, специализирующихся на производстве аграрной продукции, ВПК либо являющихся важными логистическими узлами, но и для центров производства минеральных удобрений. Отметим, например, посещение делегацией африканских журналистов Волховского производственного комбината «ФосАгро» в Ленинградской области. Кроме того, на этом фоне у федеральных властей появляются дополнительные стимулы для поддержки предприятий судостроения (включая ряд регионов Северо-Запада).
3. В ходе обсуждения мер поддержки обрабатывающей промышленности в начале августа 2023 года Владимир Путин специально акцентировал внимание на инициативах и перспективных практиках в сфере индустриального развития, ранее представленных ему Сергеем Собяниным. Роль мэра Москвы в разработке федеральных инициатив (прежде всего по вопросам антикризисного реагирования) традиционно была высокой. При этом в преддверии президентской кампании можно ожидать активного публичного взаимодействия главы государства и с другими влиятельными главами регионов по вопросам обсуждения ключевых направлений государственной политики. Вероятно, в первую очередь президент будет обсуждать подобные вопросы с губернаторами, возглавляющими комиссии Госсовета, руководителями ведущих индустриальных и ресурсодобывающих регионов, а также главами субъектов, имеющих особое значение для внешнеэкономических связей и развития международных транспортных коридоров.
4. В логике индустриальной повестки вероятно усиление внимания Кремля не только к промышленным, но и к исследовательским центрам. Отметим, например, посещение в июле 2023 года представительной делегацией с участием вице-премьера-главы Минпромторга Дениса Мантурова, главы аппарата коллегии Военно-промышленной комиссии –замглавы аппарата правительства Богдана Стежки, полпреда президента в Уральском федеральном округе Владимира Якушева, а также губернатора региона Алексея Текслера предприятия «Росатома» (Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И.Забабахина) в Челябинской области.
Вероятно посещение Владимиром Путиным в преддверии и в период президентской кампании с осени 2023 по весну 2024 года ряда ведущих региональных исследовательских центров в сфере ВПК и развития иных высокотехнологичных отраслей, возможно, АПК (вспомним участие главы государства в режиме видеоконференции в запуске племенного центра по воспроизводству индейки в Тюменской области в ноябре прошлого года), а также инженерных школ (для примера — отметим форум в Новгородской области в сентябре 2022 года).
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Заметный резонанс в июле 2023 года ожидаемо получили сюжеты, связанные с ситуацией в предвыборных регионах. Влияние на внутриэлитный баланс в таких субъектах РФ могут оказать как итоги регистрации кандидатов, так и публичные конфликты между статусными фигурами в связи с предстоящим перераспределением должностей после Единого дня голосования.
1.Можно ожидать временного снижения влияния региональных отделений парламентских оппозиционных партий, а также самих кандидатов, не сумевших собрать необходимого числа подписей для преодоления «муниципального фильтра». Наиболее резонансный из подобных сюжетов – отказ в регистрации кандидатом в губернаторы по соответствующим основаниям депутату Госдуму от КПРФ Марии Прусаковой в Алтайском крае. Кроме того, можно отметить аналогичные решения в Красноярском крае в отношении депутата регионального заксобрания от «Новых людей» Дениса Терехова, а также в Хакасии – в отношении депутата Верховного совета от «Справедливой России – За правду» Ольги Ширковец. В случае с Марией Прусаковой вероятно усиление критики в ее адрес со стороны внутрипартийных оппонентов, особенно с учетом того, что в 2024-2026 году нельзя исключать активизации внутренних конфликтов в КПРФ в ожидании вероятной смены политических поколений в руководстве партии.
2.Примером активизации публичных конфликтов в связи с предстоящим перераспределением влияния в новом составе заксобраний и, возможно, в правительствах субъектов по итогам ЕДГ-2023 является, например, резонансное заявление мэра города Саянска Иркутской области Олега Боровского. Он отказался от участия в выборах в региональный парламент, а ранее выступил с критикой в адрес областного премьера Константина Зайцева, публично высказав надежду на то, что «губернатор не станет в дальнейшем лоббировать Зайцева на пост спикера заксобрания». Этот сюжет — очевидный пример выхода на публичный уровень в период региональных избирательных кампаний межбюджетных конфликтов. Ранее Боровский высказал и претензии к главе регионального правительства по поводу распределения субсидий между городами области.
Можно ожидать активизации таких публичных конфликтов в августе-начале сентября 2023 года в регионах со сложной внутриэлитной конфигурацией, а также в тех субъектах, где ожидаются заметные ротации в руководстве заксобраний после выборов. Вероятно, наиболее явно такие процессы будут проявляться в регионах, где активно обсуждается вероятность смены спикеров заксобраний, занимавших данные посты длительное время, – как в случае с Владимиром Штыгашевым в Хакасии или Владимиром Киселевым во Владимирской области.
3.В другую группу регионов, где происходит изменение внутриэлитного баланса, входят субъекты, в 2020-первой половине 2023 года затронутых губернаторскими ротациями. В ряде случаев процесс ослабления позиций представителей старых элит становится более интенсивным на фоне антикоррупционных расследований – в качестве примера отметим арест бывшего замглавы Белгородской области Константина Полежаева, состоявшийся после его отставки (этот чиновник перешел в областные органы власти с поста мэра Белгорода еще в январе 2019 года, когда главой региона был Евгений Савченко).
Кроме того, одним из факторов изменения баланса сил становится ослабление позиций игроков стройкомплекса, тяготеющих к внутриэлитным группам, находившимся на пике влияния при предыдущем руководстве подобных регионов. Один из примеров – расторжение администрацией Кирова контрактов на возведение в городе трех школ по нацпроекту «Образование» со строительной компанией «Монолит», считающейся близкой к экс-главе правительства области Александру Чурину.
Скорее всего, в преддверии и в период президентской кампании (то есть как минимум с осени 2023 по весну 2024 года) получит дальнейшее развитие тренд, связанный с особым вниманием Кремля к ситуации в сфере возведения социальных объектов и реализации иных проектов, осуществляемых стройкомплексом (включая, например, расселение ветхого и аварийного жилья). Это может усилить влияние федеральных структур «Единой России», плотно занимающейся этой темой, не только на повестку президентской кампании, но и на изменение внутриэлитного баланса на уровне регионов. Кроме того, может возрасти роль правоохранительных и проверяющих государственных структур, в сфере внимания которых также могут находиться различные аспекты этой проблемы: Генпрокуратуры, Следственного комитета, возможно, Счетной палаты — особенно в случае, если будет решен вопрос с назначением ее нового председателя. Вероятно, в конце 2023-первой половине 2024 года в зоне наиболее интенсивного перераспределения влияния в сфере стройкомплекса окажутся регионы, в которых смена губернаторов прошла в 2022-2023 годах, а также субъекты, где аппаратные позиции действующих губернаторов считаются наименее устойчивыми.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды августа-сентября 2023 года
1.После Единого дня голосования в сентябре традиционно актуализируется тема предстоящих губернаторских ротаций. Вероятно, в первую очередь в зоне риска окажутся главы регионов с протестным потенциалом, полномочия которых истекают в 2024 году (Денис Паслер в Оренбургской области, возможно, Бату Хасиков в Калмыкии и Александр Осипов в Забайкальском крае), а также в 2025 году (например, Владимир Уйба в Коми). Не исключена в этот период замена и некоторых глав регионов, утверждаемых в должности региональными парламентами (уязвимыми могут быть позиции главы Ингушетии Махмуда-Али Калиматова). В то же время возможен и более консервативный подход федерального центра к проведению таких ротаций: перестановки в менее населенных, а значит, имеющих меньшее значение для президентской кампании регионах могут быть перенесены на позднюю весну 2024 года. Такой же сценарий может быть реализован в отношении глав ряда наиболее электорально управляемых субъектов.
2. В рамках регионального блока VIII Восточного экономического форума, анонсированного на 10–13 сентября 2023 года вероятно усиление акцента на вопросы поддержки арктических территорий, поддержки и расширения инфраструктуры для системы образования, развития дальневосточных городов. Стоит отметить, например, что, говоря об архитектуре деловой программы ВЭФ-2023, вице-премьер-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев отметил тему «Образование и воспитание как основа независимости» в качестве отдельного направления, а проекты для Арктической зоны специально выделил в рамках тематического блока «Дальний Восток за десять лет. Что получилось и что нужно сделать». Кроме того, вероятно, в ходе предстоящего форума сохранится акцент на поддержке туристической отрасли, имевший заметное значение в рамках ВЭФ-2022. Можно предположить, что проведение этого мероприятия вслед за уже состоявшимся масштабным саммитом «Россия-Африка» и намеченным на 22-24 августа 2023 года саммитом БРИКС может мотивировать его организаторов на обращение к более широкой международной повестке, чем собственно взаимодействие со странами Восточной Азии. Это, в свою очередь, может привести к усилению акцента на темы продовольственной безопасности и АПК, дополнительно укрепляя роль руководства Минсельхоза и аграрных регионов в рамках форума.
3.Вероятно, продолжится обсуждение усиления роли губернаторов в обеспечении безопасности регионов. Одним из шагов в этом направлении в июле 2023 года стало принятие Госдумой и Советом Федерации изменений в отдельные законодательные акты, предусматривающие в том числе наделение глав субъектов правом на создание специализированных государственных унитарных предприятий, в круг задач которых войдут охрана порядка и противодействие диверсионным группам. Вполне возможно, что в реальности это будет вести к укреплению роли в данной сфере не столько самих губернаторов, сколько их заместителей по вопросам безопасности, к отбору и назначению которых федеральный центр будет проявлять более пристальное внимание. Переход в этот блок региональных администраций может стать одним из возможных (но, конечно, не единственным) «кадровым лифтом» для ветеранов СВО.
4. В связи с годовщиной начала частичной мобилизации в сентябре-начале октября 2023 года не исключено проведение масштабных мероприятий с участием президента по подведению промежуточных итогов реализации регионами мер поддержки участников СВО и членов их семей. Возможно, такие мероприятия также могут быть сопряжены и с обсуждением путей по привлечению перспективных кадров с опытом участия в спецоперации к деятельности региональных и муниципальных органов власти.
5. Учитывая как вероятную роль молодежной повестки в рамках президентской кампании, так и подготовку к проведению в России 29 февраля-7 марта 2024 года Всемирного фестиваля молодежи и студентов, осенью 2023 года возможно проведение мероприятий в сфере молодежной политики с участием первых лиц. В этих условиях дополнительные возможности могут появиться у глав регионов, либо уже вовлеченных в обсуждение соответствующих тем на федеральных площадках (отметим, например, главу профильной комиссии Госсовета, губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова), либо имеющих опыт проведения крупных молодежных мероприятий в возглавляемых ими субъектах. В рамках тематической повестки июля можно выделить проведение фестиваля «iВолга-2023» в Самарской области или посещение премьером Михаилом Мишустиным курорта «Манжерок» в Республике Алтай.
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Инфраструктурные и инвестиционные проекты, подготовка к Единому дню голосования, вызовы в сфере безопасности, последствия стихийных бедствий и протестные кампании входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в июле 2023 года.
После рабочих встреч с Владимиром Путиным укрепляются позиции губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова (с 4-го на 3-е место), главы Мурманской области Андрея Чибиса (с 27-го на 24-е место), главы Удмуртии Александра Бречалова (с 31-го на 26-е место), губернатора Саратовской области Романа Бусаргина (с 48-го на 47-е место)
Рабочие поездки главы правительства Михаила Мишустина в регионы приносят дополнительные политические очки главе Приморского края Олегу Кожемяко (с 23-го на 19-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), врио губернатора Красноярского края Михаилу Котюкову (с 56-го на 55-е место), главе Республики Алтай Олегу Хорохордину (с 75-го на 74-е место). Фактором укрепления позиций Олега Кожемяко также становится проведение во Владивостоке форума «Развитие малых городов и исторических поселений» и подготовка к организации Восточного экономического форума в сентябре 2023 года. После рабочих встреч с премьером восходящий тренд затрагивает позиции врио главы Омской области Виталия Хоценко (с 55-го на 54-е место) и губернатора Алтайского края Виктора Томенко (с 61-го на 60-е место).
После рабочих встреч с вице-премьером-главой Минпромторга Денисом Мантуровым, в ходе которых обсуждался промышленный потенциал регионов, восходящий тренд затрагивает позиции губернатора Воронежской области Александра Гусева (с 54-го на 51-е место) и главы Оренбургской области Дениса Паслера (с 71-го на 65-е место).
Рабочая встреча с вице-премьером Александром Новаком, в ходе которой обсуждались, в частности, вопросы газификации, совершенствования Энергетической стратегии на период до 2035 года, а также перспективы реализации в регионе проекта по добыче метана из угольных пластов, способствует укреплению позиций губернатора Кемеровской области-Кузбасса Сергей Цивилева (с 19-го на 18-е место). После рабочей поездки вице-премьера-полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева в Сахалинскую область, в ходе которой обсуждался ход реализации инвестпроекта по модернизации Корсаковского порта, а также прошло совещание по вопросу функционирования преференциального режима для инвесторов на островах Курильской гряды, укрепляются позиции главы региона Валерия Лимаренко (с 38-го на 36-е место) — даже несмотря на ряд критических замечаний зампреда правительства в адрес местных чиновников.
С учетом распоряжения правительства о перераспределении в 2023 году около 1,5 млрд рублей на создание необходимой инфраструктуры для развития экологического туризма укрепляются позиции глав регионов, которые должны получить дополнительное финансирование: губернатора Ярославской области Михаила Евраева (с 51-го на 48-е место, переходит в группу с сильным влиянием) и главы Адыгеи Мурата Кумпилова (с 65-го на 63-е место).
Отказ «Справедливой России – За правду» и «Новых людей» от выдвижения своих кандидатов на выборах главы Якутии способствует ситуативному укреплению позиций действующего главы республики Айсена Николаева (с 26-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием). На фоне скандалов на выборах в гордуму Екатеринбурга, а также природных пожаров в регионе покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев (с 20-го на 23-е место).
Нисходящий тренд затрагивает позиции руководителей ряда южных и приграничных регионов: главы Республики Крым Сергея Аксенова (с 14-го на 16-е место), губернатора Севастополя Михаила Развожаева (с 32-го на 33-е место), губернатора Ростовской области Василия Голубева (с 28-го на 37-е место). Кроме того, теряет позиции в рейтинге врио главы Донецкой Народной республики Денис Пущилин (с 13-го на 17-е место).
С учетом протестной кампании в кубанской станице Полтавская, жители которой выступают против расширения мусорного полигона и подготовили обращение к президенту Белоруссии Александру Лукашенко по этому поводу, а также на фоне подтопления жилых кварталов после мощных ливней в Сочи и Туапсинском районе покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев (с 18-го на 25-е место). Стихийный митинг жителей Избербаша в связи с проблемами с водоснабжением города становится проблемным для главы Дагестана Сергея Меликова (с 25-го на 29-е место). На фоне протестной кампании против строительства крематория в Курском районе Курской области теряет позиции глава региона Роман Старовойт (с 24-го на 28-е место).
Резонанс по поводу разгерметизации промыслового трубопровода на Южно-Ошском нефтяном месторождении, в 180 км от Усинска, и попадания нефтесодержащей продукции в реку Колва становится одним из факторов ослабления позиций главы Республики Коми Владимира Уйбы (с 78-го на 88-е место). Существенно ослабевает и влияние губернатора Владимирской области Александра Авдеева (с 53-го на 70-е место). Среди проблем Авдеева — публикации ряда федеральных медиа о проблемах, которые, по версии критиков, наблюдались при организации детского отдыха в загородном оздоровительном центре «Олимп».
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в июне | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 |
1 |
9,69 |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
2 |
2 |
8,08 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
3 |
4 |
7,52 |
Дюмин Алексей Геннадьевич Губернатор Тульской области |
4 |
3 |
7,47 |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
5 |
5 |
7,41 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
6 |
6 |
7,26 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 |
7 |
7,04 |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
8 |
8 |
6,98 |
Никитин Андрей Сергеевич Губернатор Новгородской области |
9 |
9 |
6,91 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
10 |
10 |
6,82 |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
11 |
11 |
6,74 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
12 |
12 |
6,73 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
13 |
15 |
6,67 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
14 |
17 |
6,62 |
Алиханов Антон Андреевич Губернатор Калининградской области |
15 |
16 |
6,60 |
Аксёнов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
16 |
14 |
6,58 |
Пушилин Денис Владимирович И.о. главы Донецкой Народной Республики |
17 |
13 |
6,56 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич Губернатор Кемеровской области |
18 |
19 |
6,53 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
19 |
23 |
6,52 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
20 |
26 |
6,51 |
Сильное влияние |
|||
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
21 |
21 |
6,50 |
Пасечник Леонид Иванович И.о. главы Луганской Народной Республики |
22 |
22 |
6,48 |
Куйвашев Евгений Владимирович Губернатор Свердловской области |
23 |
20 |
6,47 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
24 |
27 |
6,46 |
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
25 |
18 |
6,45 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
26 |
31 |
6,43 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
27 |
30 |
6,42 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
28 |
24 |
6,41 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
29 |
25 |
6,39 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
30 |
29 |
6,37 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
31 |
33 |
6,36 |
Балицкий Евгений Витальевич И.о. губернатора Запорожской области |
32 |
34 |
6,35 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
33 |
32 |
6,33 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
34 |
35 |
6,31 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
35 |
36 |
6,30 |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
36 |
38 |
6,28 |
Голубев Василий Юрьевич Губернатор Ростовской области |
37 |
28 |
6,27 |
Комарова Наталья Владимировна Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
38 |
40 |
6,26 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
39 |
44 |
6,24 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
40 |
37 |
6,22 |
Сальдо Владимир Васильевич И.о. губернатора Херсонской области |
41 |
41 |
6,21 |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
42 |
49 |
6,20 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
43 |
47 |
6,19 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
44 |
39 |
6,17 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
45 |
42 |
6,15 |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
46 |
43 |
6,14 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
47 |
48 |
6,12 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
48 |
51 |
6,11 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
49 |
45 |
6,09 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
50 |
46 |
6,08 |
Среднее влияние |
|||
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
51 |
54 |
6,07 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
52 |
57 |
6,06 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
53 |
52 |
6,04 |
Хоценко Виталий Павлович И.о. губернатора Омской области |
54 |
55 |
6,02 |
Котюков Михаил Михайлович И.о. губернатора Красноярского края |
55 |
56 |
6,00 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
56 |
59 |
5,98 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
57 |
58 |
5,96 |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
58 |
50 |
5,95 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
59 |
63 |
5,93 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
60 |
61 |
5,92 |
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево – Черкесской Республики |
61 |
62 |
5,91 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
62 |
66 |
5,89 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
63 |
65 |
5,88 |
Кузнецов Владислав Гариевич И.о. губернатора Чукотского АО |
64 |
64 |
5,86 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
65 |
71 |
5,84 |
Кувшинников Олег Александрович Губернатор Вологодской области |
66 |
67 |
5,82 |
Егоров Максим Борисович Глава администрации Тамбовской области |
67 |
60 |
5,81 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
68 |
69 |
5,80 |
Анохин Василий Николаевич И.о. губернатора Смоленской области |
69 |
72 |
5,78 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
70 |
53 |
5,77 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
71 |
68 |
5,75 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
72 |
77 |
5,74 |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
73 |
70 |
5,73 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
74 |
75 |
5,71 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
75 |
74 |
5,70 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
76 |
79 |
5,69 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
77 |
76 |
5,67 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
78 |
73 |
5,65 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
79 |
87 |
5,64 |
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
80 |
80 |
5,62 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
81 |
85 |
5,61 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
82 |
81 |
5,60 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
83 |
82 |
5,58 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
84 |
83 |
5,57 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
85 |
88 |
5,56 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
86 |
84 |
5,54 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
87 |
86 |
5,52 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
88 |
78 |
5,49 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
89 |
89 |
5,42 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).