1.Федеральная политика в отношении регионов

 1.Одним из ключевых направлений региональной политики Центра в июле 2023 года оставались перезагрузка элит и работа «кадровых лифтов». Показательно, что в прошедшем месяце состоялось два подобных мероприятия с участием Владимира Путина: встреча с выпускниками программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и заседание Наблюдательного совета организации «Россия – страна возможностей».

В рамках этих мероприятий шло обсуждение не только кадровых лифтов для управленцев, но и задач в сфере подготовки специалистов для обрабатывающей промышленности, крупных корпораций, а также обучения иностранных студентов (например, в ходе встречи президента с выпускниками программ ВШГУ РАНХиГС упоминалась подобная роль вузов Томской области).

Важным направлением выявления перспективных кадров в новых регионах  в 2024-2030 годах с целью углубления интеграции этих территорий в социально-экономическое пространство России может стать реализация в таких субъектах социальных и культурных инициатив. Показательно, например, что гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов в рамках встречи с выпускниками программ ВШГУ РАНХиГС особо отметил реализацию в таких регионах около тысячи проектов  на сумму более  2 млрд.  рублей.

2.Дальнейшее развитие тренда по активизации контактов Кремля со странами Африки может создать дополнительные возможности не только для субъектов, специализирующихся на производстве аграрной продукции, ВПК либо являющихся важными логистическими узлами, но и для центров производства минеральных удобрений. Отметим, например, посещение делегацией африканских журналистов Волховского производственного комбината «ФосАгро» в Ленинградской области. Кроме того, на этом фоне у федеральных властей появляются дополнительные стимулы для поддержки предприятий судостроения (включая ряд регионов Северо-Запада).

3. В ходе обсуждения мер поддержки обрабатывающей промышленности в начале августа 2023 года Владимир Путин специально акцентировал внимание на инициативах и перспективных практиках в сфере индустриального развития, ранее представленных ему Сергеем Собяниным. Роль мэра Москвы в разработке федеральных инициатив (прежде всего по вопросам антикризисного реагирования) традиционно была высокой. При этом в преддверии президентской кампании можно ожидать активного публичного взаимодействия главы государства и с другими влиятельными главами регионов по вопросам обсуждения ключевых направлений государственной политики. Вероятно, в первую очередь президент будет обсуждать подобные вопросы с губернаторами, возглавляющими комиссии Госсовета, руководителями ведущих индустриальных и ресурсодобывающих регионов, а также главами субъектов, имеющих особое значение для внешнеэкономических связей и развития международных транспортных коридоров.

4. В логике индустриальной повестки вероятно усиление внимания Кремля не только к промышленным, но и к исследовательским центрам. Отметим, например, посещение в июле 2023 года представительной делегацией с участием вице-премьера-главы Минпромторга Дениса Мантурова, главы аппарата коллегии Военно-промышленной комиссии –замглавы аппарата правительства Богдана Стежки, полпреда президента в Уральском федеральном округе Владимира Якушева, а также губернатора региона Алексея Текслера  предприятия «Росатома» (Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И.Забабахина) в Челябинской области.

Вероятно посещение Владимиром Путиным в преддверии и в период президентской кампании с осени 2023 по весну 2024 года ряда ведущих региональных исследовательских центров в сфере ВПК и развития иных высокотехнологичных отраслей, возможно, АПК (вспомним участие главы государства в режиме видеоконференции в запуске племенного центра по воспроизводству индейки в Тюменской области в ноябре прошлого года), а также инженерных школ  (для примера — отметим форум в Новгородской области в сентябре 2022 года).

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

Заметный резонанс в июле 2023 года ожидаемо получили сюжеты, связанные с ситуацией в предвыборных регионах. Влияние на внутриэлитный баланс в таких субъектах РФ могут оказать как итоги регистрации кандидатов, так и публичные конфликты между статусными фигурами в связи с предстоящим перераспределением должностей после Единого дня голосования.

1.Можно ожидать временного снижения влияния региональных отделений парламентских оппозиционных партий, а также самих кандидатов, не сумевших собрать необходимого числа подписей для преодоления «муниципального фильтра». Наиболее резонансный из подобных сюжетов – отказ в регистрации кандидатом в губернаторы по соответствующим основаниям депутату Госдуму от КПРФ Марии Прусаковой в Алтайском крае. Кроме того, можно отметить аналогичные решения в Красноярском крае в отношении депутата регионального заксобрания от «Новых людей» Дениса Терехова, а также в Хакасии – в отношении депутата Верховного совета от «Справедливой России – За правду» Ольги Ширковец. В случае с Марией Прусаковой вероятно усиление критики в ее адрес со стороны внутрипартийных оппонентов, особенно с учетом того, что в 2024-2026 году нельзя исключать  активизации внутренних конфликтов в КПРФ в ожидании вероятной смены политических поколений в руководстве партии.

2.Примером активизации публичных конфликтов в связи с предстоящим перераспределением влияния в новом составе заксобраний и, возможно, в правительствах субъектов по итогам ЕДГ-2023 является, например, резонансное заявление мэра города Саянска Иркутской области Олега Боровского. Он отказался от участия в выборах в региональный парламент, а ранее выступил с критикой в адрес областного премьера Константина Зайцева, публично высказав надежду на то, что «губернатор не станет в дальнейшем лоббировать Зайцева на пост спикера заксобрания». Этот сюжет — очевидный пример выхода на публичный уровень в период региональных избирательных кампаний межбюджетных конфликтов. Ранее Боровский высказал и претензии к главе регионального правительства по поводу распределения субсидий между городами области.

Можно ожидать активизации таких публичных конфликтов в августе-начале сентября 2023 года в регионах со сложной внутриэлитной конфигурацией, а также в тех субъектах, где ожидаются заметные ротации в руководстве заксобраний после выборов. Вероятно, наиболее явно такие процессы будут проявляться в регионах, где активно обсуждается вероятность смены спикеров заксобраний, занимавших данные посты длительное время, – как в случае с Владимиром Штыгашевым в Хакасии или Владимиром Киселевым во Владимирской области.

3.В другую группу регионов, где происходит изменение внутриэлитного баланса, входят субъекты, в 2020-первой половине 2023 года затронутых губернаторскими ротациями. В ряде случаев процесс ослабления позиций представителей старых элит становится более интенсивным на фоне антикоррупционных расследований – в качестве примера отметим арест бывшего замглавы Белгородской области Константина Полежаева, состоявшийся после его отставки (этот чиновник перешел в областные органы власти с поста мэра Белгорода еще в январе 2019 года, когда главой региона был Евгений Савченко).

Кроме того, одним из факторов изменения баланса сил становится ослабление позиций игроков стройкомплекса, тяготеющих к внутриэлитным группам, находившимся на пике влияния при предыдущем руководстве подобных регионов. Один из примеров – расторжение администрацией Кирова контрактов на возведение в городе трех школ по нацпроекту «Образование» со строительной компанией «Монолит», считающейся близкой к экс-главе правительства области Александру Чурину.

Скорее всего, в преддверии и в период президентской кампании (то есть как минимум с осени 2023 по весну 2024 года) получит дальнейшее развитие тренд, связанный с  особым вниманием Кремля к ситуации в сфере возведения социальных объектов и реализации иных проектов, осуществляемых стройкомплексом (включая, например, расселение ветхого и аварийного жилья). Это может усилить влияние федеральных структур «Единой России», плотно занимающейся этой темой, не только на повестку президентской кампании, но и на изменение внутриэлитного баланса на уровне регионов. Кроме того, может возрасти роль правоохранительных и проверяющих государственных структур, в сфере внимания которых также могут находиться различные аспекты этой проблемы: Генпрокуратуры, Следственного комитета, возможно, Счетной палаты — особенно в случае, если будет решен вопрос с назначением ее нового председателя. Вероятно, в конце 2023-первой половине 2024 года в зоне наиболее интенсивного перераспределения влияния в сфере стройкомплекса окажутся регионы, в которых смена губернаторов прошла в 2022-2023 годах, а также субъекты, где аппаратные позиции действующих губернаторов считаются наименее устойчивыми.

3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды августа-сентября 2023 года

 1.После Единого дня голосования в сентябре традиционно актуализируется тема предстоящих губернаторских ротаций. Вероятно, в первую очередь в зоне риска окажутся главы регионов с протестным потенциалом, полномочия которых истекают в 2024 году (Денис Паслер в Оренбургской области, возможно, Бату Хасиков в Калмыкии и Александр Осипов в Забайкальском крае), а также в 2025 году (например, Владимир Уйба в Коми). Не исключена в этот период замена и некоторых глав регионов, утверждаемых в должности региональными парламентами (уязвимыми могут быть позиции главы Ингушетии Махмуда-Али Калиматова). В то же время возможен и более консервативный подход федерального центра к проведению таких ротаций: перестановки в менее населенных, а значит, имеющих меньшее значение для президентской кампании регионах могут быть перенесены на позднюю весну 2024 года. Такой же сценарий может быть реализован в отношении глав ряда наиболее электорально управляемых субъектов.

2. В рамках регионального блока VIII Восточного экономического форума, анонсированного на 10–13 сентября 2023 года вероятно усиление акцента на вопросы поддержки арктических территорий, поддержки и расширения инфраструктуры для системы образования, развития дальневосточных городов. Стоит отметить, например, что, говоря об архитектуре деловой программы ВЭФ-2023, вице-премьер-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев отметил тему «Образование и воспитание как основа независимости» в качестве отдельного направления, а проекты для Арктической зоны специально выделил в рамках тематического блока «Дальний Восток за десять лет. Что получилось и что нужно сделать». Кроме того, вероятно, в ходе предстоящего форума сохранится акцент на поддержке туристической отрасли, имевший заметное значение в рамках ВЭФ-2022. Можно предположить, что проведение этого мероприятия вслед за уже состоявшимся масштабным саммитом «Россия-Африка» и намеченным на 22-24 августа 2023 года саммитом БРИКС может мотивировать его организаторов на обращение к более широкой международной повестке, чем собственно взаимодействие со странами Восточной Азии. Это, в свою очередь, может привести к усилению акцента на темы продовольственной безопасности и АПК, дополнительно укрепляя роль руководства Минсельхоза и аграрных регионов в рамках форума.

3.Вероятно, продолжится обсуждение усиления роли губернаторов в обеспечении безопасности регионов. Одним из шагов в этом направлении в июле 2023 года стало принятие Госдумой и Советом Федерации изменений в отдельные законодательные акты, предусматривающие в том числе наделение глав субъектов правом на создание специализированных государственных унитарных предприятий, в круг задач которых войдут охрана порядка и противодействие диверсионным группам. Вполне возможно, что в реальности это будет вести к укреплению роли в данной сфере не столько самих губернаторов, сколько их заместителей по вопросам безопасности, к отбору и назначению которых федеральный центр будет проявлять более пристальное внимание. Переход в этот блок региональных администраций может стать одним из возможных (но, конечно, не единственным) «кадровым лифтом» для ветеранов СВО.

4. В связи с годовщиной начала частичной мобилизации в сентябре-начале октября 2023 года не исключено проведение масштабных мероприятий с участием президента по подведению промежуточных итогов реализации регионами мер поддержки участников СВО и членов их семей. Возможно, такие мероприятия также могут быть сопряжены и с обсуждением путей по привлечению перспективных кадров с опытом участия в спецоперации к деятельности региональных и муниципальных органов власти.

5. Учитывая как вероятную роль молодежной повестки в рамках президентской кампании, так и подготовку к проведению в России 29 февраля-7 марта 2024 года Всемирного фестиваля молодежи и студентов, осенью 2023 года возможно проведение мероприятий в сфере молодежной политики с участием первых лиц. В этих условиях дополнительные возможности могут появиться у глав регионов, либо уже вовлеченных в обсуждение соответствующих тем на федеральных площадках (отметим, например, главу профильной комиссии Госсовета, губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова), либо имеющих опыт проведения крупных молодежных мероприятий в возглавляемых ими субъектах. В рамках тематической повестки июля можно выделить проведение фестиваля «iВолга-2023» в Самарской области или посещение премьером Михаилом Мишустиным курорта «Манжерок» в Республике Алтай.

4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Инфраструктурные и инвестиционные проекты, подготовка к Единому дню голосования, вызовы в сфере безопасности, последствия стихийных бедствий и протестные кампании входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в июле 2023 года.  

После рабочих встреч с Владимиром Путиным укрепляются позиции губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова (с 4-го на 3-е место), главы Мурманской области Андрея Чибиса (с 27-го на 24-е место), главы Удмуртии Александра Бречалова (с 31-го на 26-е место), губернатора Саратовской области Романа Бусаргина (с 48-го на 47-е место)

Рабочие поездки главы правительства Михаила Мишустина в регионы приносят дополнительные политические очки главе Приморского края Олегу Кожемяко (с 23-го на 19-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), врио губернатора Красноярского края Михаилу Котюкову (с 56-го на 55-е место), главе Республики Алтай Олегу Хорохордину (с 75-го на 74-е место). Фактором укрепления позиций Олега  Кожемяко также становится проведение во Владивостоке форума «Развитие малых городов и исторических поселений» и подготовка к организации Восточного экономического форума в сентябре 2023 года. После рабочих встреч с премьером восходящий тренд затрагивает позиции врио главы Омской области Виталия Хоценко (с 55-го на 54-е место) и губернатора Алтайского края Виктора Томенко (с 61-го на 60-е место).

После рабочих встреч с вице-премьером-главой Минпромторга Денисом Мантуровым, в ходе которых обсуждался промышленный потенциал регионов, восходящий тренд затрагивает позиции губернатора Воронежской области Александра Гусева (с 54-го на 51-е место) и главы Оренбургской области Дениса Паслера (с 71-го на 65-е место).

Рабочая встреча с вице-премьером Александром Новаком, в ходе которой обсуждались, в частности, вопросы газификации, совершенствования Энергетической стратегии на период до 2035 года, а также перспективы реализации в регионе проекта по добыче метана из угольных пластов, способствует укреплению позиций губернатора Кемеровской области-Кузбасса Сергей Цивилева (с 19-го на 18-е место). После рабочей поездки вице-премьера-полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева в Сахалинскую область, в ходе которой обсуждался ход реализации инвестпроекта по модернизации Корсаковского порта, а также прошло совещание по вопросу функционирования преференциального режима для инвесторов на островах Курильской гряды, укрепляются позиции главы региона Валерия Лимаренко (с 38-го на 36-е место) — даже несмотря на ряд критических замечаний зампреда правительства в адрес местных чиновников.

С учетом распоряжения правительства о перераспределении в 2023 году около 1,5 млрд рублей на создание необходимой инфраструктуры для развития экологического туризма укрепляются позиции глав регионов, которые должны получить дополнительное финансирование: губернатора Ярославской области Михаила Евраева (с 51-го на 48-е место, переходит в группу с сильным влиянием) и главы Адыгеи Мурата Кумпилова (с 65-го на 63-е место).

Отказ «Справедливой России – За правду» и «Новых людей» от выдвижения своих кандидатов на выборах главы Якутии способствует ситуативному укреплению позиций действующего главы республики Айсена Николаева (с 26-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием). На фоне скандалов на выборах в гордуму Екатеринбурга, а также природных пожаров в регионе покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев (с 20-го на 23-е место).

Нисходящий тренд затрагивает позиции руководителей ряда южных и приграничных регионов: главы Республики Крым Сергея Аксенова (с 14-го на 16-е место), губернатора Севастополя Михаила Развожаева (с 32-го на 33-е место), губернатора Ростовской области Василия Голубева (с 28-го на 37-е место). Кроме того, теряет позиции в рейтинге врио главы Донецкой Народной республики Денис Пущилин (с 13-го на 17-е место).

С учетом протестной кампании в кубанской станице Полтавская, жители  которой выступают против расширения мусорного полигона и подготовили обращение к президенту Белоруссии Александру Лукашенко по этому поводу,  а также на фоне подтопления жилых кварталов после мощных ливней в Сочи и Туапсинском районе покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев (с 18-го на 25-е место). Стихийный митинг жителей Избербаша в связи с проблемами с водоснабжением города становится проблемным для главы Дагестана Сергея Меликова (с 25-го на 29-е место). На фоне протестной кампании против строительства крематория в Курском районе Курской области теряет позиции глава региона Роман Старовойт (с 24-го на 28-е место).

Резонанс по поводу разгерметизации промыслового трубопровода на Южно-Ошском нефтяном месторождении, в 180 км от Усинска, и попадания нефтесодержащей продукции в реку Колва становится одним из факторов ослабления позиций главы Республики Коми Владимира Уйбы (с 78-го на 88-е место). Существенно ослабевает и влияние губернатора Владимирской области Александра Авдеева (с 53-го на 70-е место). Среди проблем Авдеева — публикации ряда федеральных медиа о проблемах, которые, по версии критиков, наблюдались при организации детского отдыха в загородном оздоровительном центре «Олимп».

  

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в июне Средний балл
 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва
1  

1

 

9,69

Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики
2  

2

 

8,08

Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург
3  

4

 

7,52

Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области
4  

3

 

7,47

Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан
5  

5

 

7,41

Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
6  

6

 

7,26

Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
7  

7

 

7,04

Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области
8  

8

 

6,98

Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области
9  

9

 

6,91

Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО
10  

10

 

6,82

Дрозденко Александр Юрьевич  
Губернатор Ленинградской области
11  

11

 

6,74

Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
12  

12

 

6,73

Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
13  

15

 

6,67

Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
14  

17

 

6,62

Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области
15  

16

 

6,60

Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым
16  

14

 

6,58

Пушилин Денис Владимирович
И.о. главы Донецкой Народной Республики
17  

13

 

6,56

Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области
18  

19

 

6,53

Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
19  

23

 

6,52

Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
20  

26

 

6,51

 

Сильное влияние

Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
21  

21

 

6,50

Пасечник Леонид Иванович
И.о. главы Луганской Народной Республики
22  

22

 

6,48

Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области
23  

20

 

6,47

Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
24  

27

 

6,46

Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
25  

18

 

6,45

Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
26  

31

 

6,43

Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
27  

30

 

6,42

Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
28  

24

 

6,41

Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
29  

25

 

6,39

Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
30  

29

 

6,37

Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания
31  

33

 

6,36

Балицкий Евгений Витальевич
И.о. губернатора Запорожской области
32  

34

 

6,35

Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
33  

32

 

6,33

Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
34  

35

 

6,31

Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
35  

36

 

6,30

Лимаренко Валерий Игоревич    
Губернатор Сахалинской области
36  

38

 

6,28

Голубев Василий Юрьевич     
Губернатор Ростовской области
37  

28

 

6,27

Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра
38  

40

 

6,26

Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
39  

44

 

6,24

Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
 

40

 

37

 

6,22

Сальдо Владимир Васильевич
И.о. губернатора Херсонской области
41  

41

 

6,21

Богомаз Александр Васильевич   
Губернатор Брянской области
42  

49

 

6,20

Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
43  

47

 

6,19

Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
44  

39

 

6,17

Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
45  

42

 

6,15

Парфенчиков Артур Олегович   
Глава Республики Карелия
46  

43

 

6,14

Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
47  

48

 

6,12

Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
48  

51

 

6,11

Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
49  

45

 

6,09

Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
50  

46

 

6,08

 

Среднее влияние

Гусев Александр Викторович  
Губернатор Воронежской области
51  

54

 

6,07

Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
52  

57

 

6,06

Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
53  

52

 

6,04

Хоценко Виталий Павлович
И.о. губернатора Омской области
54  

55

 

6,02

Котюков Михаил Михайлович
И.о. губернатора Красноярского края
55  

56

 

6,00

Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
56  

59

 

5,98

Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
57  

58

 

5,96

Бочаров Андрей Иванович  
Губернатор Волгоградской области
58  

50

 

5,95

Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
59  

63

 

5,93

Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
60  

61

 

5,92

Темрезов  Рашид Бориспиевич 
Глава Карачаево – Черкесской Республики
61  

62

 

5,91

Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики
62  

66

 

5,89

Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея   
63  

65

 

5,88

Кузнецов Владислав Гариевич
И.о. губернатора Чукотского АО
64  

64

 

5,86

Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
65  

71

 

5,84

Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области
66  

67

 

5,82

Егоров Максим Борисович
Глава администрации Тамбовской области
67  

60

 

5,81

Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
68  

69

 

5,80

Анохин Василий Николаевич
И.о. губернатора Смоленской области
69  

72

 

5,78

Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
70  

53

 

5,77

Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
71  

68

 

5,75

Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
72  

77

 

5,74

Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области
73  

70

 

5,73

Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
74  

75

 

5,71

Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
75  

74

 

5,70

Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа
76  

79

 

5,69

Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
77  

76

 

5,67

Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
78  

73

 

5,65

Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
79  

87

 

5,64

Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края
80  

80

 

5,62

Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
81  

85

 

5,61

Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
82  

81

 

5,60

Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
83  

82

 

5,58

Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
84  

83

 

5,57

Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
85  

88

 

5,56

Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
86  

84

 

5,54

Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
87  

86

 

5,52

Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
88  

78

 

5,49

Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
89  

89

 

5,42

 Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

 Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: