Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в декабре 2024 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Одним из ключевых акцентов федеральной политики в отношении регионов в декабре 2024 года стало повышение эффективности работы каналов обратной связи с гражданами. Это нашло отражение как в повестке акции «Итоги года с Владимиром Путиным», так и на съезде «Единой России», прошедшем с участием президента.
В ходе «прямой линии» Владимира Путина особое значение получили выделенные президентом акценты на необходимости сохранения особого внимания к демографической сфере (как напомнил глава государства, «с этого должен начинаться рабочий день и этим заканчиваться» губернатора), социальным проблемам участников СВО и жителей новых регионов, а также, вероятно, вопросам развития ведущих центров ВПК. Приоритеты Кремля в «народосбережении» могут как стать фактором более плотного контроля федеральных властей за функционированием системы здравоохранения в регионах, так и создать новые кадровые лифты для управленцев из социальной сферы в рамках рекрутирования их в правительство и в Госдуму в перспективе 2025-2027 годов.
В рамках съезда «Единой России» с курсом на более детальную работу с муниципальной повесткой можно связать утверждение в должности секретаря Генсовета Владимира Якушева, неоднократно подчеркивавшего необходимость усиления роли первичных отделений «Единой России», повышения эффективности независимого контроля за реализацией нацпроектов в регионах (в том числе в сфере строительства и капремонта образовательных учреждений), а также работы партии с волонтерским движением. Вероятно, с этим курсом в дальнейшем может быть связано расширение представительства политиков, получивших опыт работы муниципальными депутатами или в качестве общественников, занимавшихся вопросами местного уровня, во фракции «Единой России» в Госдуме после парламентских выборов 2026 года.
2.С подведением промежуточных итогов демографической политики, в том числе на региональном уровне, также было связано проведение под председательством президента в декабре заседания Госсовета по вопросам поддержки семей. Вероятно, в 2025-2026 году дополнительный акцент в реализации стратегии в этой сфере будет сделан на поддержку наиболее проблемных в демографическом отношении муниципальных образований, на чем, в частности, в ходе этого мероприятия акцентировал внимание губернатор Новгородской области, глава комиссии Госсовета по направлению «Семья» Андрей Никитин (13-е место).
Кроме того, дополнительную поддержку федерального центра могут получить региональные программы в этой сфере, разработанные с учетом специфики соответствующих субъектов. Показательный пример: ранее по инициативе губернатора Вологодской области Георгия Филимонова (с 50-го на 49-е место) был разработан региональный проект «Семья – оплот Русского Севера»
Внимание Кремля к вопросам демографической политики в 2025-2030 годах с высокой вероятностью будет мотивировать глав регионов на проведение регулярных личных инспекций работы социальных учреждений. Среди примеров подобной активности глав регионов в декабре 2024 года — проведенный губернатором Челябинской области Алексеем Текслером (с 9-го на 8-е место) в рамках поведения итогов «Года семьи» рабочий объезд социальных объектов административного центра этого субъекта.
При этом демографическая политика связана не только с созданием условий для повышения рождаемости, но и с решением более широкого круга задач по увеличению продолжительности жизни, включая реализацию медицинских программ для наиболее социально уязвимых групп населения. Показательно, что одним из значимых мероприятий с участием Владимира Путина в декабре стало посещение им совместно с мэром Москвы Сергеем Собяниным (1-е место) Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой.
3.Приоритетным направлением региональной политики Кремля остается инфраструктурное строительство. Это приобретает дополнительное значение с учетом активизации подготовки к думской кампании-2026. Так, в декабре Владимир Путин принял участие в церемонии открытия объектов воздушной и автодорожной инфраструктуры в регионах (в онлайн-формате).
Внимание федерального центра к теме может стать дополнительным стимулом и для активизации работы муниципальных властей по подготовке экономических проектов, которые могут быть выведены на новый уровень с учетом ввода крупных инфраструктурных объектов. Например, отмеченное президентом завершение реконструкции международного аэропорта Ставрополя в сочетании с планами модернизации взлетно-посадочной полосы этого объекта в 2025-2029 годах становится стимулом для развития туристического потенциала города. Показательно, что в ноябре 2024 года под председательством мэра Ставрополя Ивана Ульянченко состоялось заседание Совета по развитию туризма для обсуждения приоритетных проектов в этой сфере.
Показательно проведение в конце декабря 2024 года заседания президиума (штаба) правительственной комиссии по региональному развитию под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина. По итогам акции укрепляются позиции руководителей ряда регионов, которых профильный вице-премьер назвал в числе лидеров по реализации программ по направлению дорожного и жилищного строительства: главы Северной Осетии Сергея Меняйло (с 37-го на 28-е место), руководителя Адыгеи Мурата Кумпилова (с 41-го на 39-е место), губернатора Пензенской области Олега Мельниченко (с 82-го на 75-е место).
Можно предположить, что в 2025-2030 годах не только губернаторы, но и главы муниципальных образований, которые наиболее эффективно смогли использовать новые инфраструктурные возможности для развития экономики соответствующих территорий, получат дополнительные шансы для задействования их компетенций в работе на уровне правительства, а также полпредств президента в федеральных округах.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Важным фактором, влияющим на внутриэлитный баланс в целом ряде субъектов, остаются расследования в отношении чиновников регионального и местного уровней. Одно из наиболее резонансных — проверка в отношении «Корпорации развития Курской области», отвечавшей за проведение работ по строительству оборонительных сооружений. В декабре был арестован впоследствии отправленный в отставку гендиректор компании Владимир Лукин. Также сотрудниками Следственного комитета был проведен допрос экс-губернатора Курской области Алексея Смирнова. На этом фоне сразу на высоком уровне входит в число фигурантов рейтинга врио губернатора региона Александр Хинштейн (27-е место).
На уровне Курской области эта ситуация, а также ожидаемое предоставление новых федеральных средств на восстановление объектов в приграничных районах становятся дополнительным стимулом для проверок, затрагивающих стройкомплекс региона.
В федеральном масштабе такой тренд может стать одним из стимулов для новых проверок в отношении строительных компаний, выполняющих госконтракты для строительства объектов оборонного значения. Показательно, что в последние месяцы 2024 года появились новые аспекты расследований уголовных дел в отношении топ-менеджеров Военно-строительной компании. Так, в ноябре 2024 года было возбуждено уголовное дело в отношении экс-руководителя «Строительного управления по Центральному военному округу» Сергея Сухова и директора ООО «Специальные технологии строительства» Павла Кравченко по подозрению в совершении мошенничества в особо крупном размере при выполнении государственного оборонного заказа при капремонте казарм в Свердловской области. Драйвером для новой волны проверок может стать назначение в декабре 2024 года главы Минобороны Андрея Белоусова председателем Наблюдательного совета ВСК.
Подобные проверки могут затронуть регионы с наибольшей концентрацией военных городков, некоторые территории, граничащие с зоной проведения СВО и, возможно, более широкий круг приграничных субъектов. Такой тренд может привести к изменению внутриэлитного баланса в регионах, стройкомплекс которых будет в наибольшей степени затронут подобными расследованиями.
2.Как ранее прогнозировало АПЭК, антикоррупционные расследования также коснулись социального блока в ряде регионов. Так, был задержан глава Минздрава Владимирской области Валерий Янин. Характерно, что арест бывшего члена Совета Федерации и экс-главы Рязанской области Николая Любимова также, по данным СМИ, может быть связан с продолжением расследования дел в отношении отставного вице-губернатора региона Игоря Грекова и экс-сенатора Ирины Петиной в связи с заключением госконтрактов на поставку медицинского оборудования.
В рамках других направлений антикоррупционных расследований примечательно задержание вице-премьера-главы Минсельхоза Бурятии Галсана Дареева. В этой ситуации теряет позиции в рейтинге глава республики Алексей Цыденов (с 73-го на 77-е место). Конечно, прежде всего это расследование демонстрирует проблемную ситуацию в работе аграрного ведомства конкретного субъекта. Однако не исключено, что в 2025 году в сфере более плотного внимания правоохранительных и контрольных органов может оказаться ситуация с распределением субсидий в сфере АПК и в ряде других регионов — прежде всего тех, где позиции губернаторов уязвимы или в текущем году должны пройти выборы глав субъектов.
3.Традиционно наиболее существенные изменения внутриэлитного баланса наблюдаются в регионах, ранее затронутых ротациями в губернаторском корпусе. Можно отметить, например, ситуацию в Республике Коми, где врио главы региона Ростислав Гольдштейн (с 64-го на 58-е место) сделал основную ставку при формировании новой команды на местные кадры, в том числе имеющие существенный опыт работы по соответствующим направлениям (как вице-премьер-министр строительства и ЖКХ Эдуард Слабиков или глава Минздрава Ирина Кондратьева), либо ранее уже занимавшие министерские посты в региональном правительстве (как Роман Полшведкин, вновь возглавивший Минприпроды республики). Этот курс приводит к расширению внутриэлитной коалиции вокруг Ростислава Гольдштейна, а также к выстраиванию более эффективной системы реагирования на кризисные ситуации в республике (в том числе в значимых для имиджа властей любого региона социальной сфере и ЖКХ).
В Республике Коми значимым фактором изменения внутриэлитного баланса также может стать обсуждаемый в региональной прессе возможный переход на полностью мажоритарную систему при формировании местных представительных органов власти во всех муниципальных образованиях региона. В настоящий момент смешанная система выборов депутатов местного уровня сохраняется в Сыктывкаре, Воркуте и Инте. Если решения о таких изменениях будут приняты окончательно, это может привести к ослаблению влияния оппозиционных элит в ключевых городах республики, что может способствовать укреплению стартовых позиций команды нового руководства региона в рамках подготовки к выборам в Госдуму от этого субъекта в 2026 году.
4.Курс на вовлечение наиболее перспективных кадров, являющихся участниками СВО, к работе в региональных и местных органах власти может способствовать как созданию новых каналов обратной связи с гражданами, так и усилению внутриэлитных противоречий в регионах.
Так, заметный федеральный резонанс получил сюжет, связанный с главой администрации Сосновки (Кировская область) Никитой Гореловым, ранее участвовавшим в СВО, а в декабре заявившим, что он получил предписание военного комиссара региона вернуться в свое подразделение, дислоцированное на Донбассе. Ранее Горелов заявил о раскрытии коррупционных схем в городском хозяйстве и именно с этим связал свой конфликт с местными элитами. К ситуации в городе проявили внимание как региональная администрация, так и руководство областного отделения КПРФ.
Этот сюжет еще раз показывает, что назначение на руководящие должности на муниципальном уровне участников СВО требует дополнительного внимания к их сопровождению со стороны внутриполитических блоков региональных администраций. Подобный кадровый тренд будет предполагать дополнительные риски как для губернаторов в случае, если ими на ранней стадии не будут предприниматься усилия для устранения конфликтов, так и для непосредственно отвечающих за реагирование на такие вызовы вице-губернаторов по внутренней политике.
Дополнительные преимущества в этой ситуации получают главы регионов, непосредственно вовлеченные в подготовку инициатив, ориентированных на участников СВО. Так, в ряде субъектов действуют собственные кадровые программы для ветеранов спецоперации. Например, о реализации подобного проекта «Герои Югры» неоднократно упоминал губернатор Ханты-Мансийского округа Руслан Кухарук (с 22-го на 17-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием). Вероятно, заметная кадровая составляющая будет и в рамках мероприятий «Года Героев», объявленного на 2025 год губернатором Тюменской области Александром Моором (с 12-го на 11-е место). Перспективным представляется создание по инициативе губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко (с 10-го на 9-е место) должностей заместителей по поддержке участников СВО и членов из семей в муниципальных администрациях, на которые будут назначаться ветераны спецоперации.
В целом в 2025-2026 годах стоит ожидать усиления роли «Единой России» как одной из ключевых платформ для работы с управленческими кадрами с опытом участия в СВО, а также института, позволяющего на системном уровне задействовать возможности депутатов и чиновников с таким бэкграундом для контроля за реализацией нацпроектов на местах.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды января-февраля 2025 года
1.Среди ключевых тем предстоящей весенней сессии парламента, которые могут иметь долгосрочное влияние на внутриэлитную ситуацию в регионах, — обсуждение законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», а также проекта новой нарезки одномандатных округов на выборах в Госдуму. Окончательная редакция закона о местном самоуправлении может оказать заметное влияние на позицию представителей муниципальных элит накануне парламентской кампании, особенно в регионах с протестных потенциалом, где еще не был осуществлен переход к одноуровневой системе соответствующих органов власти. В свою очередь, сокращение числа одномандатных округов по выборам в Госдуму в некоторых субъектах, вероятно, усилит конкуренцию между представителями региональных элит за оставшиеся мандаты. В этих условиях в 2025-2026 годах от федерального руководства политических партий может потребоваться более частое вмешательство в работу отделений в протестных регионах для предотвращения и разрешения подобных конфликтов. При этом дополнительные преимущества могут получить партии, которые начнут превентивную работу с подобными вызовами уже в течение 2025 года. Отметим в этом контексте заявление секретаря Генсовета «Единой России» Владимира Якушева об объявлении наступившего года в рамках приоритетов работы партии «Годом муниципального депутата».
2.В 2025 году появляются дополнительные факторы для развития волонтерского движения. Импульсом для этого становится существенная роль общественников в ликвидации последствий аварии танкеров в Керченском проливе для черноморского побережья Кубани. При этом с учетом экологических последствий происшествия ослабевают позиции в рейтинге губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (с 13-го на 14-е место). Но имеют значение и иные поводы для внимания властей к социально ориентированным НКО — в том числе подготовка к празднованию 80-летия Победы. Активность на этом направлении может стать важным фактором оценки работы губернаторов федеральным центром, что становится стимулом для плотной работы таких руководителей с подобной повесткой. Например, как подчеркнул глава Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов (38-е место), региональный волонтерский корпус 80-летия Победы должен начать работу в этом регионе в наступившем году.
3.Одно из ожидаемых событий начала 2025 года — выступление Владимира Путина с Посланием Федеральному собранию. Завершающие этапы его подготовки с высокой вероятностью будут предполагать привлечение к такой работе губернаторского корпуса — прежде всего, глав комиссий Госсовета, а также руководителей наиболее экономически значимых территорий. Это, в свою очередь, может стать стимулом для более плотного взаимодействия таких губернаторов с региональным экспертным сообществом, общественниками и ведущими образовательными центрами субъектов в январе-феврале 2025 года.
4.Важным фактором для превентивного реагирования губернаторов на политические риски может стать подготовка как к пожароопасному сезону, так и к периоду паводков — с учетом проблемного опыта борьбы с такими вызовами в ряде регионов весной 2024 года. В рамках этой повестки дополнительное влияние на региональную политику (прежде всего в дальневосточных, сибирских, уральских субъектах) уже в январе-феврале 2025 года могут получить как полпреды президента и руководство МЧС, так и различные правоохранительные и контрольные органы (включая Счетную палату и Генпрокуратуру), для которых важной задачей может стать мониторинг подготовки наиболее проблемных регионов к подобным сезонным вызовам. Также вероятно более активное привлечение к такой работе общественных активистов, в том числе из «Единой России» и ОНФ.
5.Промежуточные итоги проведения отопительного сезона в январе-феврале 2025 года могут стать фактором новых перестановок среди чиновников, курирующих сферу ЖКХ на муниципальном, а также на региональном уровне (в случае наиболее резонансных происшествий в этой сфере в соответствующих субъектах). Не исключено, что специальные решения, отставки, а в ряде случаев и задержания местных чиновников из этой отрасли в случае резонансных коммунальных аварий могут последовать в марте-апреле 2025 года. В зоне особого риска могут оказаться как профильные чиновники в регионах, где в 2025 году предстоят губернаторские кампании (в том числе в субъектах с вновь назначенными врио, получающими карт-бланш на кадровые перестановки), а также экономически развитые территории, где недоработки в жилищно-коммунальной сфере обычно получают широкий резонанс в федеральных медиа. Прежде всего подобные политические риски будут особенно высокими для регионов, включающих в свой состав города-миллионники или являющихся значимым звеном крупных агломераций. Так, можно отметить повышенное внимание СМИ в конце 2023-начале 2024 года к коммунальным авариям в Московской области.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в ноябре | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,80 |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
2 | 2 | 7,80 |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
3 | 3 | 7,79 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
4 | 4 | 7,31 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
5 | 5 | 7,16 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
6 | 6 | 7,01 |
Аксенов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
7 | 7 | 7,00 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
8 | 9 | 6,88 |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
9 | 10 | 6,82 |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
10 | 8 | 6,75 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
11 | 12 | 6,74 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
12 | 14 | 6,69 |
Никитин Андрей Сергеевич Губернатор Новгородской области |
13 | 11 | 6,66 |
Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
14 | 13 | 6,65 |
Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
15 | 16 | 6,62 |
Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
16 | 15 | 6,60 |
Кухарук Руслан Николаевич Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
17 | 22 | 6,58 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
18 | 20 | 6,55 |
Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
19 | 19 | 6,53 |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
20 | 17 | 6,52 |
Сильное влияние |
|||
Демешин Дмитрий Викторович Губернатор Хабаровского края |
21 | 21 | 6,50 |
Турчак Андрей Анатольевич Глава Республики Алтай |
22 | 24 | 6,49 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
23 | 18 | 6,48 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
24 | 23 | 6,47 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
25 | 33 | 6,46 |
Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
26 | 30 | 6,45 |
Хинштейн Александр Евсеевич Врио губернатора Курской области |
27 | — | 6,39 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
28 | 37 | 6,38 |
Середюк Илья Владимирович Губернатор Кемеровской области | 29 | 26 | 6,34 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
30 | 25 | 6,32 |
Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
31 | 32 | 6,31 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
32 | 31 | 6,29 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
33 | 36 | 6,28 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
34 | 29 | 6,27 |
Федорищев Вячеслав Андреевич Губернатор Самарской области |
35 | 28 | 6,26 |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
36 | 27 | 6,25 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
37 | 34 | 6,23 |
Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
38 | 35 | 6,21 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
39 | 41 | 6,19 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
40 | 39 | 6,17 |
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
41 | 42 | 6,15 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
42 | 38 | 6,14 |
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево – Черкесской Республики |
43 | 44 | 6,12 |
Куйвашев Евгений Владимирович Губернатор Свердловской области |
44 | 51 | 6,10 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
45 | 45 | 6,09 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
46 | 48 | 6,08 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
47 | 47 | 6,06 |
Беспрозванных Алексей Сергеевич Губернатор Калининградской области | 48 | 40 | 6,04 |
Филимонов Георгий Юрьевич Губернатор Вологодской области |
49 | 50 | 6,02 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
50 | 49 | 6,01 |
Среднее влияние |
|||
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
51 | 54 | 6,00 |
Слюсарь Юрий Борисович Врио губернатора Ростовской области |
52 | 62 | 5,97 |
Миляев Дмитрий Вячеславович Губернатор Тульской области | 53 | 43 | 5,96 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
54 | 52 | 5,94 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
55 | 56 | 5,92 |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
56 | 57 | 5,90 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
57 | 58 | 5,89 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Врио главы Республики Коми |
58 | 64 | 5,88 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
59 | 61 | 5,85 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
60 | 55 | 5,83 |
Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
61 | 46 | 5,82 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
62 | 65 | 5,81 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
63 | 71 | 5,79 |
Первышов Евгений Алексеевич Врио главы Тамбовской области |
64 | 70 | 5,77 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
65 | 59 | 5,76 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
66 |
62 |
5,75 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
67 | 60 | 5,72 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
68 | 69 | 5,71 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
69 | 53 | 5,70 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
70 | 66 | 5,69 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
71 | 75 | 5,68 |
Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
72 | 68 | 5,67 |
Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
73 | 67 | 5,66 |
Костюк Мария Федоровна Врио губернатора Еврейской автономной области |
74 | 74 | 5,64 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
75 | 82 | 5,63 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
76 | 86 | 5,61 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
77 | 73 | 5,60 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
78 | 72 | 5,59 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
79 | 77 | 5,57 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
80 | 75 | 5,55 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
81 | 78 | 5,54 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
82 | 76 | 5,52 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
83 | 79 | 5,51 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
84 | 81 | 5,49 |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
85 | 80 | 5,48 |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
86 | 84 | 5,42 |
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
87 | 83 | 5,34 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
88 | 85 | 5,25 |
Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
89 | 88 | 5,12 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2024 г.