1.Федеральная политика в отношении регионов

 1.Одним из ключевых акцентов федеральной политики в отношении регионов в декабре 2024 года стало повышение эффективности работы каналов обратной связи с гражданами. Это нашло отражение как в повестке акции «Итоги года с Владимиром Путиным», так и на съезде «Единой России», прошедшем с участием президента.

В ходе «прямой линии» Владимира Путина особое значение получили выделенные президентом акценты на необходимости сохранения особого внимания к демографической сфере (как напомнил глава государства, «с этого должен начинаться рабочий день и этим заканчиваться» губернатора), социальным проблемам участников СВО и жителей новых регионов, а также, вероятно, вопросам развития ведущих центров ВПК. Приоритеты Кремля в «народосбережении» могут как стать фактором более плотного контроля федеральных властей за функционированием системы здравоохранения в регионах, так и создать новые кадровые лифты для управленцев из социальной сферы в рамках рекрутирования их в правительство и в Госдуму в перспективе 2025-2027 годов.

В рамках съезда «Единой России» с курсом на более детальную работу с муниципальной повесткой можно связать утверждение в должности  секретаря Генсовета Владимира Якушева, неоднократно подчеркивавшего необходимость усиления роли первичных отделений «Единой России», повышения эффективности независимого контроля за реализацией нацпроектов в регионах (в том числе в сфере строительства и капремонта образовательных учреждений), а также работы партии с волонтерским движением. Вероятно, с этим курсом в дальнейшем может быть связано расширение представительства политиков, получивших опыт работы муниципальными депутатами или в качестве общественников, занимавшихся вопросами местного уровня, во фракции «Единой России» в Госдуме после парламентских выборов 2026 года.

2.С подведением промежуточных итогов демографической политики, в том числе на региональном уровне, также было связано проведение под председательством президента в декабре заседания Госсовета по вопросам поддержки семей. Вероятно, в 2025-2026 году дополнительный акцент в реализации стратегии  в этой сфере будет сделан на поддержку наиболее проблемных в демографическом отношении муниципальных образований, на чем, в частности, в ходе этого мероприятия акцентировал внимание губернатор Новгородской области, глава комиссии Госсовета по направлению «Семья»  Андрей Никитин (13-е место).

Кроме того, дополнительную поддержку федерального центра могут получить региональные программы в этой сфере, разработанные с учетом специфики соответствующих субъектов. Показательный пример: ранее по инициативе губернатора Вологодской области Георгия Филимонова (с 50-го на 49-е место) был разработан региональный проект «Семья – оплот Русского Севера»

Внимание Кремля к вопросам демографической политики в 2025-2030 годах с высокой вероятностью будет мотивировать глав регионов на проведение регулярных личных инспекций работы социальных учреждений. Среди примеров подобной активности глав регионов в декабре 2024 года — проведенный губернатором Челябинской области Алексеем Текслером (с 9-го на 8-е место) в рамках поведения итогов «Года семьи»  рабочий объезд социальных объектов административного центра этого субъекта.

При этом демографическая политика связана не только с созданием условий для повышения рождаемости, но и с решением более широкого круга задач по увеличению продолжительности жизни, включая реализацию медицинских программ для наиболее социально уязвимых групп населения. Показательно, что одним из значимых мероприятий с участием Владимира Путина в декабре стало посещение им совместно с мэром Москвы Сергеем Собяниным (1-е место)  Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой.

3.Приоритетным направлением региональной политики Кремля остается инфраструктурное строительство. Это приобретает дополнительное значение с учетом активизации подготовки к думской кампании-2026. Так, в декабре Владимир Путин  принял участие в церемонии открытия объектов воздушной и автодорожной инфраструктуры в регионах (в онлайн-формате).

Внимание федерального центра к теме может стать дополнительным стимулом и для активизации работы муниципальных властей по подготовке экономических проектов, которые могут быть выведены на новый уровень с учетом ввода крупных инфраструктурных объектов. Например, отмеченное президентом завершение реконструкции международного аэропорта Ставрополя в сочетании с планами модернизации взлетно-посадочной полосы этого объекта в 2025-2029 годах становится стимулом для развития туристического потенциала города. Показательно, что в ноябре 2024 года под председательством мэра Ставрополя Ивана Ульянченко состоялось заседание Совета по развитию туризма для обсуждения приоритетных проектов в этой сфере.

Показательно проведение в конце декабря 2024 года заседания президиума (штаба) правительственной комиссии по региональному развитию под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина. По итогам акции укрепляются позиции руководителей ряда регионов, которых профильный вице-премьер назвал в числе лидеров по реализации программ по направлению дорожного и жилищного строительства: главы Северной Осетии Сергея Меняйло (с 37-го на 28-е место),  руководителя Адыгеи Мурата Кумпилова (с 41-го на 39-е место), губернатора Пензенской области Олега Мельниченко (с 82-го на 75-е место).

Можно предположить, что в 2025-2030 годах не только губернаторы, но и главы муниципальных образований, которые наиболее эффективно смогли использовать новые инфраструктурные возможности для развития экономики соответствующих территорий, получат дополнительные шансы для задействования их компетенций в работе на уровне правительства, а также полпредств президента в федеральных округах.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

1.Важным фактором, влияющим на внутриэлитный баланс в целом ряде субъектов, остаются расследования в отношении чиновников регионального и местного уровней. Одно из наиболее резонансных — проверка в отношении «Корпорации развития Курской области», отвечавшей за проведение работ по строительству оборонительных сооружений. В декабре был арестован впоследствии отправленный в отставку гендиректор компании Владимир Лукин. Также сотрудниками Следственного комитета был проведен допрос экс-губернатора Курской области Алексея Смирнова. На этом фоне сразу на высоком уровне входит в число фигурантов рейтинга врио губернатора региона Александр Хинштейн (27-е место).

На уровне Курской области эта ситуация, а также ожидаемое предоставление новых федеральных средств на восстановление объектов в приграничных районах становятся дополнительным стимулом для проверок, затрагивающих стройкомплекс региона.

В федеральном масштабе  такой тренд может стать одним из стимулов для новых проверок в отношении строительных компаний, выполняющих госконтракты для строительства объектов оборонного значения. Показательно, что в последние месяцы 2024 года появились новые аспекты расследований уголовных дел в отношении топ-менеджеров Военно-строительной компании. Так, в ноябре 2024 года было возбуждено уголовное дело в отношении экс-руководителя «Строительного управления по Центральному военному округу» Сергея Сухова и директора ООО «Специальные технологии строительства» Павла Кравченко по подозрению в совершении мошенничества в особо крупном размере при выполнении государственного оборонного заказа при капремонте казарм в Свердловской области. Драйвером для новой волны проверок может стать назначение в декабре 2024 года главы Минобороны Андрея Белоусова председателем Наблюдательного совета ВСК.

Подобные проверки могут затронуть регионы с наибольшей концентрацией военных городков, некоторые территории, граничащие с зоной проведения СВО и, возможно, более широкий круг приграничных субъектов. Такой тренд может привести к изменению внутриэлитного баланса в регионах, стройкомплекс которых будет в наибольшей степени затронут подобными расследованиями.

2.Как ранее прогнозировало АПЭК, антикоррупционные расследования также коснулись социального блока в ряде регионов. Так, был задержан глава Минздрава Владимирской области Валерий Янин. Характерно, что арест бывшего члена Совета Федерации и экс-главы Рязанской области Николая Любимова также, по данным СМИ, может быть связан с продолжением расследования дел в отношении отставного вице-губернатора региона Игоря Грекова и экс-сенатора  Ирины Петиной в связи с заключением госконтрактов на поставку медицинского оборудования.

В рамках других направлений антикоррупционных расследований примечательно задержание вице-премьера-главы Минсельхоза Бурятии  Галсана Дареева. В этой ситуации теряет позиции в рейтинге глава республики Алексей Цыденов (с 73-го на 77-е место). Конечно, прежде всего это расследование демонстрирует проблемную ситуацию в работе аграрного ведомства конкретного субъекта. Однако не исключено, что в 2025 году в сфере более плотного внимания правоохранительных и контрольных органов может оказаться ситуация с распределением субсидий в сфере АПК и в ряде других регионов — прежде всего тех, где позиции губернаторов уязвимы или в текущем году должны пройти выборы глав субъектов.

3.Традиционно наиболее существенные изменения внутриэлитного баланса наблюдаются в регионах, ранее затронутых ротациями в губернаторском корпусе. Можно отметить, например, ситуацию в Республике Коми, где врио главы региона Ростислав Гольдштейн (с 64-го на 58-е место) сделал основную ставку при формировании новой команды на местные кадры, в том числе имеющие существенный опыт работы по соответствующим направлениям (как вице-премьер-министр строительства и ЖКХ Эдуард Слабиков или глава Минздрава Ирина Кондратьева), либо  ранее уже занимавшие министерские посты в региональном правительстве (как Роман Полшведкин, вновь возглавивший Минприпроды республики). Этот курс приводит к расширению внутриэлитной коалиции вокруг Ростислава Гольдштейна, а также к выстраиванию более эффективной системы реагирования на кризисные ситуации в республике (в том числе в значимых для имиджа властей любого региона  социальной сфере и ЖКХ).

В Республике Коми значимым фактором изменения внутриэлитного баланса также может стать обсуждаемый в региональной прессе возможный переход на полностью мажоритарную систему при формировании местных представительных органов власти во всех  муниципальных образованиях региона. В настоящий момент смешанная система выборов депутатов местного уровня сохраняется в Сыктывкаре, Воркуте и Инте. Если  решения  о таких изменениях будут приняты окончательно, это может привести к ослаблению влияния оппозиционных элит в ключевых городах республики, что может способствовать укреплению стартовых позиций команды нового руководства региона в рамках подготовки к выборам в Госдуму от этого субъекта в 2026 году.

4.Курс на вовлечение наиболее перспективных кадров, являющихся участниками СВО, к работе в региональных и местных органах власти может способствовать как созданию новых каналов обратной связи с гражданами, так и усилению внутриэлитных противоречий в регионах.

Так, заметный федеральный резонанс получил сюжет, связанный с главой администрации Сосновки (Кировская область) Никитой Гореловым, ранее участвовавшим в СВО, а в декабре заявившим, что он получил предписание военного комиссара региона вернуться в свое подразделение, дислоцированное на Донбассе. Ранее Горелов заявил о раскрытии коррупционных схем в городском хозяйстве и именно с этим связал свой конфликт с местными элитами. К ситуации в городе проявили внимание как региональная администрация, так и руководство областного отделения КПРФ.

Этот сюжет еще раз показывает, что назначение на руководящие должности на муниципальном уровне участников СВО требует дополнительного внимания к их сопровождению со стороны внутриполитических блоков региональных администраций. Подобный кадровый тренд будет предполагать дополнительные риски как для губернаторов в случае, если ими на ранней стадии не будут предприниматься усилия для устранения конфликтов, так и для непосредственно отвечающих за реагирование на такие вызовы вице-губернаторов по внутренней политике.

Дополнительные преимущества в этой ситуации получают главы регионов, непосредственно вовлеченные в подготовку инициатив, ориентированных на участников СВО. Так, в ряде субъектов действуют собственные кадровые программы для ветеранов спецоперации. Например, о реализации подобного проекта «Герои Югры» неоднократно упоминал губернатор Ханты-Мансийского округа Руслан Кухарук (с 22-го на 17-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием). Вероятно, заметная кадровая составляющая будет и в рамках мероприятий «Года Героев», объявленного на 2025 год губернатором Тюменской области Александром Моором (с 12-го на 11-е место). Перспективным представляется создание по инициативе  губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко (с 10-го на 9-е место) должностей заместителей по поддержке участников СВО и членов из семей в муниципальных администрациях, на которые будут назначаться ветераны спецоперации.

В целом в 2025-2026 годах стоит ожидать усиления роли «Единой России» как одной из ключевых платформ для работы с управленческими кадрами с опытом участия в СВО, а также института, позволяющего на системном уровне задействовать возможности депутатов и чиновников с таким бэкграундом для контроля за реализацией нацпроектов на местах.

3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды января-февраля 2025 года

1.Среди ключевых тем предстоящей весенней сессии парламента, которые могут иметь долгосрочное влияние на внутриэлитную ситуацию в регионах, — обсуждение законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», а также проекта новой нарезки одномандатных округов на выборах в Госдуму. Окончательная редакция закона о местном самоуправлении может оказать заметное влияние на позицию представителей муниципальных элит накануне парламентской кампании, особенно в регионах с протестных потенциалом, где еще не был осуществлен переход к одноуровневой системе соответствующих органов власти. В свою очередь, сокращение числа одномандатных округов по выборам в Госдуму в некоторых субъектах, вероятно, усилит конкуренцию между представителями региональных элит за оставшиеся мандаты. В этих условиях в 2025-2026 годах от федерального руководства политических партий может потребоваться более частое вмешательство в работу отделений в протестных регионах для предотвращения и разрешения подобных конфликтов. При этом дополнительные преимущества могут получить партии, которые начнут превентивную работу с подобными вызовами уже в течение 2025 года. Отметим в этом контексте заявление секретаря Генсовета «Единой России» Владимира Якушева об объявлении наступившего года в рамках приоритетов работы партии «Годом муниципального депутата».

2.В 2025 году появляются дополнительные факторы для развития волонтерского движения. Импульсом для этого становится существенная роль общественников в ликвидации последствий аварии танкеров в Керченском проливе для черноморского побережья Кубани. При этом с учетом экологических последствий происшествия ослабевают позиции в рейтинге губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (с 13-го на 14-е место). Но имеют значение и иные поводы для внимания властей к социально ориентированным НКО — в том числе  подготовка к празднованию 80-летия Победы. Активность на этом направлении может стать  важным фактором оценки работы губернаторов федеральным центром, что становится стимулом для плотной работы таких руководителей с подобной повесткой. Например, как подчеркнул глава Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов (38-е место), региональный волонтерский корпус 80-летия Победы должен начать работу в этом регионе в наступившем году.

3.Одно из ожидаемых событий начала 2025 года — выступление Владимира Путина с Посланием Федеральному собранию. Завершающие этапы его подготовки с высокой вероятностью будут предполагать привлечение к такой работе губернаторского корпуса — прежде всего, глав комиссий Госсовета, а также руководителей наиболее экономически значимых территорий. Это, в свою очередь, может стать стимулом для более плотного взаимодействия таких губернаторов с региональным экспертным сообществом, общественниками и ведущими образовательными центрами  субъектов в январе-феврале 2025 года.

4.Важным фактором для превентивного реагирования губернаторов на политические риски может стать подготовка как к пожароопасному сезону, так и к периоду паводков — с учетом проблемного опыта борьбы с такими вызовами в ряде регионов весной 2024 года. В рамках этой повестки дополнительное влияние на региональную политику (прежде всего в дальневосточных, сибирских, уральских субъектах) уже в январе-феврале 2025 года могут получить как полпреды президента и руководство  МЧС, так и различные правоохранительные и контрольные органы (включая Счетную палату и Генпрокуратуру), для которых важной задачей может стать мониторинг подготовки наиболее проблемных регионов к подобным сезонным вызовам. Также вероятно более активное привлечение к такой работе общественных активистов, в том числе из «Единой России» и ОНФ.

5.Промежуточные итоги проведения отопительного сезона в январе-феврале 2025 года могут стать фактором новых перестановок среди чиновников, курирующих сферу ЖКХ на муниципальном, а также на региональном уровне (в случае наиболее резонансных происшествий в этой сфере в соответствующих субъектах). Не исключено, что специальные решения, отставки, а в ряде случаев и задержания местных чиновников из этой отрасли в случае резонансных коммунальных аварий могут последовать в марте-апреле 2025 года.  В зоне особого риска могут оказаться как профильные чиновники в регионах, где в 2025 году предстоят губернаторские кампании (в том числе в субъектах с вновь назначенными врио, получающими карт-бланш на кадровые перестановки), а также экономически развитые территории, где недоработки в жилищно-коммунальной сфере обычно получают широкий резонанс в федеральных медиа. Прежде всего подобные политические риски будут особенно высокими для регионов, включающих в свой состав города-миллионники или являющихся значимым звеном крупных агломераций. Так, можно отметить повышенное внимание СМИ в конце 2023-начале 2024 года к коммунальным авариям в Московской области.

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в ноябре Средний балл
 

Очень сильное влияние

     
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва
1 1 9,80
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан
2 2 7,80
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики
3 3 7,79
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург
4 4 7,31
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
5 5 7,16
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
6 6 7,01
Аксенов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым
7 7 7,00
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
8 9 6,88
Дрозденко Александр Юрьевич  
Губернатор Ленинградской области
9 10 6,82
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области
10 8 6,75
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
11 12 6,74
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
12 14 6,69
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области
13 11 6,66
Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края
14 13 6,65
Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края
15 16 6,62
Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики
16 15 6,60
Кухарук Руслан Николаевич
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра
17 22 6,58
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
18 20 6,55
Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики
19 19 6,53
Лимаренко Валерий Игоревич    
Губернатор Сахалинской области
20 17 6,52
 

Сильное влияние

     
Демешин Дмитрий Викторович
Губернатор Хабаровского края
21 21 6,50
Турчак Андрей Анатольевич
Глава Республики Алтай
22 24 6,49
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
23 18 6,48
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
24 23 6,47
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
25 33 6,46
Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области
26 30 6,45
Хинштейн Александр Евсеевич
Врио губернатора Курской области
27 6,39
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания
28 37 6,38
Середюк Илья Владимирович                                 Губернатор Кемеровской области 29 26 6,34
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО
30 25 6,32
Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области
31 32 6,31
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
32 31 6,29
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
33 36 6,28
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
34 29 6,27
Федорищев Вячеслав Андреевич
Губернатор Самарской области
35 28 6,26
Богомаз Александр Васильевич   
Губернатор Брянской области
36 27 6,25
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
37 34 6,23
Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО
38 35 6,21
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
39 41 6,19
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
40 39 6,17
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края
41 42 6,15
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
42 38 6,14
Темрезов  Рашид Бориспиевич 
Глава Карачаево – Черкесской Республики
43 44 6,12
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области
44 51 6,10
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
45 45 6,09
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
46 48 6,08
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
47 47 6,06
Беспрозванных Алексей Сергеевич                   Губернатор Калининградской области 48 40 6,04
Филимонов Георгий Юрьевич
Губернатор Вологодской области
49 50 6,02
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
50 49 6,01
 

Среднее влияние

     
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
51 54 6,00
Слюсарь Юрий Борисович
Врио губернатора Ростовской области
52 62 5,97
Миляев Дмитрий Вячеславович                                 Губернатор Тульской области   53 43 5,96
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
54 52 5,94
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
55 56 5,92
Бочаров Андрей Иванович  
Губернатор Волгоградской области
56 57 5,90
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
57 58 5,89
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Врио главы Республики Коми
58 64 5,88
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
59 61 5,85
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики
60 55 5,83
Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области
61 46 5,82
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
62 65 5,81
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
63 71 5,79
Первышов Евгений Алексеевич
Врио главы Тамбовской области
64 70 5,77
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа  
65 59 5,76
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
66  

62

 

5,75

Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
67 60 5,72
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
68 69 5,71
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
69 53 5,70
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
70 66 5,69
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
71 75 5,68
Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области
72 68 5,67
Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области
73 67 5,66
Костюк Мария Федоровна
Врио губернатора Еврейской автономной области
74 74 5,64
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
75 82 5,63
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
76 86 5,61
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
77 73 5,60
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
78 72 5,59
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
79 77 5,57
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
80 75 5,55
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
81 78 5,54
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
82 76 5,52
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
83 79 5,51
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
84 81 5,49
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области
85 80 5,48
Парфенчиков Артур Олегович  
Глава Республики Карелия
86 84 5,42
Гусев Александр Викторович  
Губернатор Воронежской области
87 83 5,34
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
88 85 5,25
Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия
89 88 5,12

 

 

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

 Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).

 

Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2024 г.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: