Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в августе 2025 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Укрепляются позиции целого ряда губернаторов, с которыми в августе 2025 года провел рабочие встречи Владимир Путин: главы Нижегородской области Глеба Никитина (с 8-го на 5-е место), руководителя Донецкой народной республики Дениса Пушилина (с 20-го на 15-е место), врио губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря (с 30-го на 27-е место), врио главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна (с 27-го на 26-е место), врио губернатора Еврейской автономной области Марии Костюк (с 55-го на 51-е место), главы Магаданской области Сергея Носова (с 56-го на 53-е место), губернатора Саратовской области Романа Бусаргина (с 60-го на 55-е место), губернатора Омской области Виталия Хоценко (с 85-го на 84-е место). В то же время теряют позиции губернатор Херсонской области Владимир Сальдо (с 29-го на 34-е место) и глава Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов (с 76-го на 78-е место).
Восходящим трендом характеризуются позиции части губернаторов, возглавляющих регионы, в которых в августе состоялось открытие инфраструктурных объектов в рамках торжественных церемоний с участием президента (в режиме видеоконференции): главы Челябинской области Алексея Текслера (с 18-го на 17-е место), губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 51-го на 50-е место, переходит группу с сильным влиянием), руководителя Брянской области Александра Богомаза (с 59-го на 57-е место).
2.Владимир Путин в ходе рабочих встреч с губернаторами акцентировал внимание на проблемах жилищного строительства, модернизации дорожной инфраструктуры, поддержки АПК, а также проблем в системе здравоохранения (включая дефицит кадров), ремонта и капительного строительства учреждений образования. Безусловно, сохраняется внимание президента и к теме поддержки ветеранов СВО. Например, этот сюжет стал одним из ключевых в ходе рабочей встречи главы государства с главой Республики Коми Ростиславом Гольдштейном.
Аналогичные проблемы отражены и в августовской повестке работы «Единой России» как одного из ключевых институтов, отвечающих за организацию каналов обратной связи с общественностью в регионах. Так, в преддверии нового политического сезона состоялось заседание Всероссийского штаба по реализации программы строительства и капремонта объектов образования во главе с секретарем Генсовета партии Владимиром Якушевым и главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым.
3.Вероятно, осенью 2025 года одним из ключевых направлений мониторинга федеральными властями ситуации в регионах останется реализация программ поддержки родительского сообщества. Так, этот вопрос обсуждался в ходе рабочей поездки министра труда и соцзащиты Антона Котякова в Ленинградскую область, где в ходе встречи с губернатором Александром Дрозденко (9-е место) было отмечено: в регионе создана одна из самых сильных в стране система помощи семьям с детьми.
Программа той же рабочей поездки, включавшая встречу главы Минтруда и губернатора региона с руководителями средних и крупных предприятий области, отражает и другой федеральный приоритет — на активизацию взаимодействия властей с ключевыми управленцами индустриальной сферы, что может получить дальнейшее развитие в ходе подготовки к парламентской кампании-2026 с учетом необходимости оперативной разработки мер реагирования на вызовы, с которыми могут столкнуться ключевые промышленные центры.
4.Значимым направлением экономической политики федерального цента остается поддержка туристической отрасли. Так, в ходе совещания президента с членами правительства глава Минэкономразвития Максим Решетников обратил внимание на реализацию крупных инвестпроектов, связанных с «новыми точками привлечения» туристов и «впечатляющий рост турпоездок», в рамках которого лидерами стали Адыгея, Карачаево-Черкесия, а также Нижегородская и Тверская области.
Эта политика становится дополнительным фактором экономического роста для ряда регионов СКФО и ЮФО. Например, комментируя данные федеральных ведомств, глава Адыгеи Мурат Кумпилов (36-е место) акцентировал внимание на том, что за первое полугодие 2025 года турпоток в республику вырос на 79,1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
При этом упомянутый Максимом Решетниковым на том же совещании проект «Пять морей и озеро Байкал», предполагающий создание всесезонных курортов на побережьях Японского, Каспийского, Черного, Азовского, Балтийского морей, а также Байкала может стать драйвером развития, в том числе ряда геостратегических территорий, создавая кадровые лифты для местных управленцев, работающих прежде всего в стройкомплексе и экономическом блоке таких субъектов, на перспективу 2026-2030 годов.
5.В конце августа — сентябре традиционно актуализируются дальневосточная и арктическая повестка, что можно связать не только с проведением Восточного экономического форума (3-6 сентября), но и ряда других крупных мероприятий на региональных площадках. Например, в Тюменской области 15-18 сентября при активной поддержке губернатора Александра Моора (7-е место) запланировано проведение Промышленно-энергетического форума TNF-2025, в котором ожидается участие представителей более 50 регионов, в том числе из ключевых северных и сибирских центров нефтегазовой отрасли.
На федеральном уровне курс на поддержку территорий Севера и Дальнего Востока в условиях новых экономических вызовов, скорее всего, будет сопровождаться передачей ряда значимых функций по реализации ключевых проектов для таких территорий федеральным структурам. Так, в ходе совещания под председательством президента по вопросам реализации мастер-плана Магадана в августе 2025 года глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что в рамках такой работы «существенные риски возникают из-за некачественной проектной документации, которую приходится дорабатывать уже в ходе строительства», и обратил внимание на согласование с Минстроем планов создания единого государственного проектного института для повышения качества подобных работ в ДФО.
Не исключено, что дальнейшая активизация контактов с КНР и, возможно, с США в период конца 2025 — 2026 годов станет дополнительным фактором внимания федеральных властей к Дальнему Востоку. Показательно посещение Владимиром Путиным Магаданской области и Чукотки — до и после августовских переговоров с Дональдом Трампом в Анкоридже.
Однако подобный тренд будет предполагать усиление ответственности как губернаторов дальневосточных и арктических территорий, так и курирующих их федеральных чиновников, особенно в рамках реализации крупных инфраструктурных проектов.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Антикоррупционные процессы традиционно оказывают влияние на внутриэлитный баланс на местах. Среди наиболее резонансных расследований в отношении региональных и муниципальных управленцев можно отметить задержания врио замгубернатора Курской области Владимира Базарова, до февраля 2025 года занимавшего аналогичный пост в Белгородской области; руководителя АНО «Дирекция культурных программ» Гульнары Юриной в Башкирии; мэра города Владимир Дмитрия Наумова.
На этом фоне ослабевают позиции губернатора Курской области Александра Хинштейна (с 6-го на 8-е место), главы Башкирии Радия Хабирова (с 14-го на 16-е место), губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 15-го на 20-е место) и главы Владимирской области Александра Авдеева (с 57-го на 63-е место).
Кроме традиционно находящегося в сфере особого внимания силовых структур стройкомплекса, расследования коснулись и других сегментов, где высок риск пересечения со сферой теневой экономики, как в случае со сферой ритуальных услуг.
В перспективе последних месяцев 2025 и в течение 2026 года такая тенденция может усилить риски для части представителей муниципальных элит, прежде всего в административных центрах регионов и окружающих их агломерациях. Кроме того, подобные прецеденты могут подтолкнуть вновь назначаемых врио к более плотным проверкам внешних по отношению к регионам кадров, которые они привлекают в свои команды.
2.В условиях новых вызовов для промышленного сектора значимый прецедент создан в Хабаровском крае: судостроительный завод переходит с баланса Объединенной судостроительной корпорации в собственность региона. С учетом ранее появлявшейся информации о возможности сокращения персонала завода при предыдущих владельцах необходимость антикризисного реагирования в связи с ситуацией на предприятии пока создает скорее вызовы для губернатора края Дмитрия Демешина (с 23-го на 25-е место).
Если такая практика будет воспроизводиться в конце 2025-2026 годах, это может усиливать запрос на привлечение на должности заместителей губернаторов, курирующих промышленную политику в индустриальных регионах, более компетентных управленцев, а также более активное рекрутирование кадров в администрации таких субъектов среди специалистов-практиков, начинавших карьеру в руководстве предприятий.
Эта ситуация является и частью более широкого тренда — по возложению на регионы дополнительной ответственности в сфере промышленного развития. В этой ситуации в более благоприятных условиях, конечно, находятся наиболее экономически благополучные субъекты, уже проводившие последовательную политику по поддержке индустриальных, в том числе высокотехнологичных проектов. Показательно, например, утверждение под руководством Сергея Собянина (1-е место) в августе 2025 года стратегических планов развития инновационной системы Москвы до 2030 года.
3.В конце лета — начале осени традиционно актуализируются проблемы ЖКХ, в первую очередь в сибирских и северных регионах. Можно обратить внимание на введение в Байкальске Иркутской области режима ЧС в связи с риском срыва отопительного сезона. Для губернатора Игоря Кобзева (с 62-го на 61-е место) реагирование на проблему на относительно ранней стадии пока вполне благоприятно.
Осенью — в начале зимы 2025 года наибольшие риски в связи с проблемами в системе ЖКХ могут быть характерны либо для экономически проблемных регионов, либо, напротив, для достаточно финансово благополучных многонаселенных территорий, к которым традиционно проявляют внимание федеральные СМИ и где даже менее масштабные недоработки в этой сфере создают более существенные имиджевые риски для губернаторов.
Преимуществом на перспективу с учетом таких вызовов становится непосредственное внимание губернаторов к муниципальной повестке. Например, глава Ханты-Мансийского автономного округа Руслан Кухарук (с 12-го на 11-е место) в августе добился одобрения правительственной комиссией по региональному развитию инфраструктурного кредита по объектам ЖКХ на общую сумму около 2,7 млрд рублей, который будет направлен на модернизацию коммунальной инфраструктуры как в Сургуте (одном из ключевых городских центров ХМАО), так и в ряде небольших поселков.
Подобные вызовы могут мотивировать региональные администрации на более последовательную работу с муниципальным депутатским корпусом, особенно в преддверии парламентской кампании-2026, когда риски в сфере ЖКХ будут приобретать особое политическое значение.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды сентября-октября 2025 года
1.Учитывая высокую вероятность того, что уровень протестного голосования в ходе большинства выборов в заксобрания и тем более губернаторских кампаний по итогам ЕДГ-2025 может носить ограниченный характер, более существенное внимание федерального центра могут привлечь случаи подобных электоральных процессов на муниципальном уровне — прежде всего, конечно, в административных центрах регионов. В сентябре выборы представительных органах пройдут в 25 таких городах. В этих условиях в сентябре-начале октября 2025 года не исключены перестановки на уровне мэрий городов с протестным потенциалом, а в ряде случаев и в руководстве внутриполитических блоков регионов, где могут быть зафиксированы такие локальные всплески протестного голосования.
2.Необходимость более эффективного контроля за расходованием бюджетных средств в новых экономических условиях может стать стимулом для дальнейшего усиления контроля федеральных властей за кадровыми назначениями на местах. Пример развития такого тренда — предложение Минтранса об изменениях в закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», предполагающих согласование на федеральном уровне назначения глав транспортных ведомств в регионах. До конца 2025 года не исключено выдвижение предложений от ряда других федеральных структур и ведомств подобного характера. Такой тренд может усиливать разницу в политических возможностях глав регионов, пользующихся заметной поддержкой на федеральном уровне (например, переходящих в губернаторский корпус с влиятельных должностей в центральных ведомствах) и их коллег, которые не обладают аппаратным влиянием либо возглавляют экономически проблемные территории.
3.С трендом на более жесткий и плотный контроль за бюджетными расходами и эффективностью реализации крупных проектов может быть связана и другая кадровая тенденция — переход на должности в исполнительной власти регионального и муниципального уровня руководителей с опытом работы в правоохранительной системе или сфере аудита. Среди подобных примеров — назначение новым главой Минсельхоза Красноярского края бывшего главы Счетной палаты региона Дмитрия Воропаева, а в 2024 году — переход на пост мэра Челябинска Алексея Лошкина, возглавлявшего Контрольно-счетную палату на Южном Урале. Такой тренд может получить развитие в конце 2025 — в течение 2026 года с учетом активизации подготовки к парламентской кампании, на фоне которой, как правило, дополнительно актуализируется и антикоррупционная повестка.
4.В период с сентября по декабрь 2025 года вероятна новая волна перестановок в руководстве региональных отделений политических партий, прежде всего среди игроков парламентской оппозиции. Под ударом могут оказаться руководители региональных отделений партий, партии которых выступят по итогам ЕДГ-2025 по соответствующим территориям слабее ожидаемого, а также подобные политические менеджеры в протестных регионах, где борьба за выдвижение в Госдуму от системной оппозиции будет более активной. В первую очередь такие внутриэлитные конфликты в оппозиционных партиях могут затронуть наиболее населенные субъекты с протестным потенциалом, прежде всего включающие в свой состав города-миллионники.
5.Традиционно активизация локальных протестных групп происходит в весенний и летний сезоны. Тем не менее приближение парламентской кампании-2026 и связанный с этим постепенный рост общественной активности может стать дополнительным фактором для более резкой реакции части граждан на местах на реализацию проектов в сфере застройки (прежде всего затрагивающих «зеленые зоны»), если до этого властями не была проведена оценка возможных рисков социального недовольства по этому поводу. Ситуация может усиливать политические вызовы для местных властей в случае, если власти не смогли выдвинуть достаточно компетентных переговорщиков для разрешения таких конфликтов с локальными сообществами. Показателен федеральный резонанс вокруг достаточно жесткого диалога между офицером полиции и противниками строительства школы в парке «Территория детства» в Саратове. В этих условиях уже осенью 2025 года может актуализироваться запрос на усиление региональных внутриполитических блоков, а также администраций крупных городов сотрудниками, способными организовывать диалог с жителями в таких ситуациях. Подобный вызов может стать фактором дальнейшего развития тренда на повышение роли муниципальных депутатов в рамках стратегии «Единой России».
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в июле | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,65 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
2 | 2 | 8,05 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
3 | 4 | 7,64 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
4 | 3 | 7,58 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
5 | 8 | 7,47 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
6 | 5 | 7,06 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 | 7 | 6,87 |
Хинштейн Александр Евсеевич Врио губернатора Курской области |
8 | 6 | 6,83 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
9 | 9 | 6,82 |
Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
10 | 13 | 6,80 |
Кухарук Руслан Николаевич Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
11 | 12 | 6,79 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
12 | 10 | 6,75 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
13 | 19 | 6,74 |
Аксенов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
14 | 11 | 6,73 |
Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
15 | 20 | 6,71 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
16 | 14 | 6,69 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
17 | 18 | 6,68 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
18 | 17 | 6,66 |
Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
19 | 16 | 6,64 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
20 | 15 | 6,62 |
Сильное влияние |
|||
Первышов Евгений Алексеевич Врио главы Тамбовской области |
21 | 26 | 6,60 |
Паслер Денис Владимирович Врио губернатора Свердловской области |
22 | 24 | 6,53 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
23 | 25 | 6,52 |
Федорищев Вячеслав Андреевич Губернатор Самарской области |
24 | 21 | 6,45 |
Демешин Дмитрий Викторович Губернатор Хабаровского края |
25 | 23 | 6,44 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Врио главы Республики Коми |
26 | 27 | 6,43 |
Слюсарь Юрий Борисович Врио губернатора Ростовской области |
27 | 30 | 6,42 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
28 | 32 | 6,41 |
Турчак Андрей Анатольевич Глава Республики Алтай |
29 | 28 | 6,37 |
Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
30 | 31 | 6,35 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
31 | 22 | 6,33 |
Середюк Илья Владимирович Губернатор Кемеровской области | 32 | 36 | 6,32 |
Беспрозванных Алексей Сергеевич Губернатор Калининградской области | 33 | 33 | 6,31 |
Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
34 | 29 | 6,30 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
35 | 37 | 6,28 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
36 | 35 | 6,27 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
37 | 40 | 6,25 |
Филимонов Георгий Юрьевич Губернатор Вологодской области |
38 | 34 | 6,24 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
39 | 38 | 6,22 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
40 | 43 | 6,21 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики |
41 | 39 | 6,20 |
Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
42 |
42 | 6,17 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
43 | 41 | 6,15 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
44 | 47 | 6,13 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
45 | 46 | 6,12 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
46 | 53 | 6,11 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
47 | 44 | 6,10 |
Солнцев Евгений Александрович Врио губернатора Оренбургской области |
48 | 49 | 6,09 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
49 | 45 | 6,07 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
50 | 51 | 6,06 |
Среднее влияние |
|||
Костюк Мария Федоровна Врио губернатора Еврейской автономной области |
51 | 55 | 6,04 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
52 | 52 | 6,02 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
53 | 56 | 6,00 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
54 | 50 | 5,98 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
55 | 60 | 5,96 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
56 | 48 | 5,95 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
57 | 59 | 5,93 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
58 | 54 | 5,92 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
59 | 64 | 5,91 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
60 | 58 | 5,90 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
61 | 62 | 5,87 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
62 | 63 | 5,86 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
63 | 57 | 5,85 |
Дронов Александр Валентинович
Врио губернатора Новгородской области |
64 | 65 | 5,84 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
65 | 72 | 5,82 |
Миляев Дмитрий Вячеславович Губернатор Тульской области | 66 | 61 | 5,80 |
Гехт Ирина Альфредовна Врио губернатора Ненецкого автономного округа |
67 | 70 | 5,79 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
68 | 75 | 5,78 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
69 | 67 | 5,77 |
Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
70 | 77 | 5,76 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
71 | 66 | 5,72 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
72 | 74 | 5,69 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
73 | 73 | 5,68 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
74 | 68 | 5,64 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
75 | 80 | 5,63 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
76 | 69 | 5,62 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
77 | 71 | 5,60 |
Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
78 | 76 | 5,58 |
Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
79 | 78 | 5,54 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
80 | 79 | 5,51 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
81 | 82 | 5,47 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
82 | 83 | 5,42 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
83 | 84 | 5,41 |
Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
84 | 85 | 5,40 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
85 | 87 | 5,38 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
86 | 81 | 5,36 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
87 | 88 | 5,33 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
88 | 89 | 5,32 |
Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
89 | 86 | 5,30 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 23 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2025 г.