Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в августе 2023 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.В преддверии президентской кампании усиливается акцент Кремля на мониторинг и аудит реализации ключевых федеральных проектов в регионах. На это обратил внимание лично Владимир Путин в ходе августовского заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Конечно, на этом фоне дополнительно повышается значение всех институтов, уделяющих особое внимание независимому контролю за реализацией таких проектов и программ. Показательно, например, что тема развития каналов обратной связи и мониторинга ситуации на местах поднималась и в ходе встречи зампреда Совета безопасности, председателя «Единой России» Дмитрия Медведева с губернаторами-секретарями региональных отделений партии в августе.
2.Среди других значимых направлений деятельности федерального центра – жилищное строительство (совещание по вопросам развития строительной отрасли под председательством президента было посвящено, во многом, этой задаче), развитие обрабатывающей промышленности, новые перспективы в сфере общественного транспорта (заседание президиума Госсовета по этой теме).
В этих условиях возрастает роль регионов, возможности которых могут быть задействованы для реализации крупных федеральных и межрегиональных проектов — либо опыт которых может иметь значения для разработки соответствующих национальных программ. Так, в течение августа Владимир Путин по крайне мере дважды (обсуждая вопросы промышленного и транспортного развития) отмечал необходимость изучения практик, реализуемых в Москве, а также инициатив, представленных мэром города Сергеем Собяниным.
В целом, вероятно, в период до марта 2024 года можно ожидать плотного вовлечения в обсуждение федеральных проектов представителей руководства ключевых индустриальных регионов (отметим Татарстан, Нижегородскую, Самарскую, Свердловскую, Челябинскую области), значимых логистических узлов (включая выходящие на крупные международные маршруты Ленинградскую, Астраханскую области, Приморский край); возможно, также центров реализации образовательных проектов и инициатив в сфере продвижения инновационных разработок (вспомним, например, проведение в сентябре 2022 года в Новгородской области совещания по развитию новых инженерных школ, а также представленную в августе 2023 года инициативу губернатора Андрея Никитина по созданию в регионе Центра компетенций в сфере радиоэлектронной борьбы).
3.Крупные федеральные проекты остаются важным фактором влияния на внутриэлитный баланс в регионах. Можно обратить внимание, например, на реплику главы ВЭБ.РФ Игоря Шувалова в ходе встречи с президентом о намерении этой госкорпорации «продвигать механизм «Фабрики проектного финансирования» не с крупнейшими банками, а с некоторыми региональными».
В 2024-2026 годах можно ожидать усиления внутриэлитных позиций в регионах представителей стройкомплекса, вовлеченных в том числе в проекты по развитию инфраструктуры транспортно-логистических коридоров, восстановление новых субъектов, создание университетских кампусов мирового уровня. В условиях усиления внешнеполитического значения аграрного экспорта может дополнительно усилиться влияние Минсельхоза, а также ряда игроков в сфере АПК на региональную политику (отметим в связи с этим достаточно высокую интенсивность поездок министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева по регионам).
4.Усиление интенсивности и расширение географии инициированных украинскими силовыми структурами атак в отношении объектов в России за пределами зоны проведения СВО может потребовать дополнительного перераспределения ответственности между федеральными и региональными органами власти (по крайней мере, если это касается наиболее уязвимых для проведения таких атак территорий). Также может усилиться роль полпредов в сфере обеспечения безопасности (причем не только в ЮФО и ЦФО, примыкающих непосредственно к зоне боевых действий, но и в остальных федеральных округах — с учетом рисков, связанных с активностью диверсионных групп).
В этих условия в сентябре-октябре 2023 года на уровне президента, правительства или на площадках Госсовета, возможно, пройдут дополнительные масштабные совещания с участием губернаторов по вопросам реагирования на новые угрозы в сфере безопасности.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Многие внутриэлитные тренды августа задаются идущими в регионах предвыборными кампаниями. Другими важными факторами, влияющими на конфигурацию элиты, остаются подготовка к президентской кампании и конкуренция между партиями в борьбе за кадры в преддверии новой волны смены политических поколений в депутатском корпусе в 2024-2026 годах.
1.После того, как участие в кампании по выборам главы Хакасии по состоянию здоровья прекратил депутат Госдумы Сергей Сокол, не исключен ряд внутриэлитных компромиссов по итогам выборов в Верховный Совет республики. Включая переход во фракцию «Единой России» в региональном парламенте ряда статусных фигур, избранных от других партий – если не вскоре после формирования нового состава заксобрания, то в течение ближайшего года.
Конечно, многое будет зависеть от итоговых результатов «Единой России» и КПРФ на выборах в Верховный Совет региона. Снижение уровня конкуренции на выборах главы республики может способствовать падению интереса части избирателей (прежде всего, менее политизированных) к участию в голосовании. Для «Единой России» важно не терять темп кампании в последние дни накануне ЕДГ в Хакасии, чтобы сохранить высокий уровень мобилизации лояльных избирателей.
2.Осенью 2023 года, вероятно, активизируются внутриэлитные конфликты в региональных отделениях системных оппозиционных партий. Прежде всего в тех субъектах, где ход недавних избирательных кампаний мог усилить уязвимость местных лидеров региональных отделений.
Так, возможно, заявление депутата заксобрания Алтайского края Дмитрия Рождественского о переходе из КПРФ во фракцию «Единая Россия» стоит связывать не только с предвыборной ситуацией в регионе – сам он заявил о разногласиях, накопившихся у него в отношениях с коммунистами в течение последних 2 лет. Однако это еще раз может подтверждать прогноз, что после завершения предвыборной кампании медиа-атаки (в том числе публичная критика со стороны действующих и бывших коллег) в отношении первого секретаря крайкома КПРФ, депутата Госдумы Марии Прусаковой, которая не смогла преодолеть «муниципальный фильтр» для участия в губернаторской кампании, могут стать более интенсивными.
При этом заявление о переходе в «Единую Россию» другого депутата заксобрания того же региона от КПРФ, Владимира Громова, ранее принимавшего участие в военной спецоперации, может свидетельствовать и об определенных перспективах работы партии большинства с кадрами, прошедшими СВО. Возможно, на пути к внутрипартийным праймериз 2024 года в «Единой России» будут разработаны дополнительные механизмы по работе с такими кадрами с опытом участия в спецоперации (не только уже имеющими статус депутатов или чиновников различных уровней, но и только планирующими подобную карьеру).
3.В сентябре-октябре 2023 года можно ожидать новых кадровых перестановок в регионах, где в 2020-2023 годах состоялась смена губернаторов. Конечно, более ярко выраженным этот тренд будет в тех субъектах, руководители которых подтвердят свои полномочия по итогам Единого дня голосования.
Ожидаемы перестановки в руководстве заксобраний после формирования их нового состава. Например, предметом сложных переговоров, которые, вероятно, активизируются уже в преддверии ЕДГ, будет вопрос о кандидатуре на пост спикера Верхового Совета Хакасии. Ныне занимающий этот пост Владимир Штыгашев, впервые пришедший на эту должность в 1992 году, баллотируется в региональный парламент от КПРФ и принял активное участие в кампании действующего главы республики Валентина Коновалова. Давно обсуждаются перспективы смены спикера заксобрания, например, во Владимирской области, где Владимир Киселев занимает эту должность с 2009 года.
Есть перспективы новых перестановок и в регионах, в которых новые губернаторы подтвердили свои полномочия в 2022 году. Показателен, например, состоявшийся в августе уход из правительства Ярославской области вице-премьера Валерия Холодова, ранее работавшего в команде экс-губернатора Дмитрия Миронова.
В ряде случаев в тех субъектах, где смена губернаторов состоялась в 2021-2022 году, новые кадровые перестановки на уровне региональных правительств и муниципальных органов власти будут проходить на фоне антикоррупционных расследований.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды сентября-октября 2023 года
1.Если в сентябре не произойдет крупных событий (например, внешнеполитического значения), существенно влияющих на внутриполитическую повестку, можно ожидать, что в начале осени продолжатся тренды августа 2023 года, развивающие переход руководства ключевых партий в режим президентской кампании. Это означает высокую интенсивность рабочих поездок представителей руководства партий по регионам (причем как самих потенциальных кандидатов в президенты, так и ключевых публичных фигур, которые будут задействованы в их кампании), а также, в целом ряде случаев, более жесткие заявления с их стороны в отношении чиновников регионального и муниципального уровня (как в случае с резкими высказываниями лидера ЛДПР Леонида Слуцкого в отношении мэра Красноярска Владислава Логинова). Наиболее интенсивные рабочие поездки по регионам в сентябре-октябре продолжат Леонид Слуцкий и лидер «Новых людей» Алексей Нечаев, а также секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак (с учетом вероятной роли, которую партия большинства может сыграть в сфере организации каналов обратной связи с гражданами в рамках президентской кампании).
2.Приближение президентской кампании актуализирует вопросы поддержки НКО — кампания Владимира Путина в преддверии выборов-2018 начиналась с его выступления на Всероссийском форуме добровольцев в декабре 2017 года. В этих условиях может возрасти внимание Кремля к поддержке волонтерского движения и социально ориентированных общественных организаций на уровне регионов. Обратим внимание, например, на проведение в конце августа 2023 года форума «Сообщество» в Самарской области при участии главы региона Дмитрия Азарова. Вероятно, эффективность работы властей регионов с подобными НКО и локальными сообществами окажет влияние на географию рабочих поездок Владимира Путина в ходе президентской кампании, а также, как минимум в перспективе 2024 года, усилит лоббистские возможности глав субъектов, результативно работающих с волонтерским движением.
3.В центре внимания федеральных властей в течение сентября, вероятно, будет оставаться дальневосточная повестка (с учетом проведения Восточного экономического форума и фактора сезонных паводков в Приморском крае), ситуация в аграрных регионах Центрального Черноземья, Южного федерального округа и юга Сибири в условиях уборочной кампании, а также положение дел в новых субъектах, учитывая годовщину проведения референдумов об их интеграции в состав России. Это может дополнительно усилить акцент в рамках публичных заявлений и ключевых решений федеральных чиновников на вопросы обновления коммунальной инфраструктуры, развития сельских территорий, строительства новых транспортных объектов при реализации проектов логистических коридоров (включая необходимую инфраструктуру для аграрного экспорта).
4.Фактором подготовки к Единому дню голосования-2024 могут стать не только осенние ротации в губернаторском корпусе, но и антикоррупционные процессы в отношении чиновников из регионов, в которых в следующем году должны состояться выборы глав. При этом такие расследования могут пройти в отношении высокопоставленных чиновников как в регионах, где позиции губернаторов уже давно рассматриваются как уязвимые (отметим Оренбургскую область, где ранее уже проходили процессы подобного рода), так и в тех субъектах, где губернаторы могут получить одобрение Кремля для выдвижения на новый срок. В зоне риска по-прежнему находятся чиновники, курирующие стройкомплекс и земельные вопросы, а также, возможно, управленцы регионального уровня из социальных блоков.
5.Можно ожидать прямого внимания главы государства к вопросам развития стратегически важных регионов (отметим прошедшее под его председательством в августе совещание по вопросам социально-экономического развития Красноярского края) и, возможно, даже муниципальных образований в таких субъектах (например, в рамках арктической и дальневосточной повестки). В итоге плотная работа Кремля с регионами может стать дополнительным фактором рекрутирования кадров в преддверии обновления состава правительства и руководства федеральных ведомств после президентских выборов 2024 года.
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Реализация и обсуждение инвестиционных и инфраструктурных проектов в регионах, подготовка к Единому дню голосования, а также стихийные бедствия, техногенные аварии, угрозы в сфере безопасности и расследования правоохранительных органов, затрагивающие региональные ведомства, входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в августе 2023 года.
После рабочих встреч с Владимиром Путиным укрепляются позиции врио главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина (с 17-го на 16-е место), врио главы Луганской народной республики Леонида Пасечника (с 22-го на 21-е место), врио губернатора Запорожской области Евгения Балицкого (с 32-го на 30-е место), врио губернатора Херсонской области Владимира Сальдо (с 41-го на 39-е место), а также врио губернатора Омской области Виталия Хоценко (с 54-го на 52-е место) и главы Ингушетии Махмуда-Али Калиматова (с 78-го на 55-е место)
После участия президента в мероприятиях по празднованию 80-летия победы в Курской битве укрепляются позиции губернатора Курской области Романа Старовойта (с 28-го на 26-е место), также выступившего на заседании президиума Госсовета по развитию общественного транспорта. После проведения под председательством президента совещания по вопросам социально-экономического развития Красноярского края усиливается влияние врио главы региона Михаила Котюкова (с 55-го на 53-е место).
Рабочая встреча с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, в ходе которой обсуждались развитие образовательной инфраструктуры и туризма в Новосибирской области, укрепляет влияние главы региона Андрею Травникову (с 39-го на 37-е место). После рабочей встречи с вице-премьером Александром Новаком, в ходе которой затрагивались вопросы модернизации системы теплоснабжения Мурманской области, а также строительства газопровода Волхов – Мурманск, усиливается влияние губернатора Андрея Чибиса (с 24-го на 22-е место).
После отказа депутата Госдумы Сергея Сокола продолжать участие в кампании по выборам главы Хакасии по состоянию здоровья значительно укрепляются позиции действующего главы региона Валентина Коновалова (с 85-го на 71-е место). Кроме того, восходящий тренд затрагивает позиции губернатора Орловской области Андрея Клычкова (с 72-го на 68-е место), а также главы Ульяновской области Алексея Русских (с 82-го на 75-е место). Теряет позиции глава Алтайского края Виктор Томенко (с 60-го на 65-е место) — на фоне призыва руководства регионального отделения КПРФ к избирателям поддержать на выборах любого кандидата, кроме действующего губернатора.
Заключение правительством Ленинградской области инвестиционных соглашений на общую сумму 8 млрд. рублей по реализации на территории региона трех крупных проектов (по строительству птицефабрики, зерносушильного, а также второй очереди тепличного комплекса) приносит укрепляет позиции в рейтинге губернатора Александру Дрозденко (с 11-го на 10-е место). Получение Адыгеей казначейского инфраструктурного кредита на 1,4 млрд. рублей на реконструкцию крупнейшего в Европе открытого плавательного бассейна в Майкопе, а также на модернизацию дорожной инфраструктуры в горной части республики, способствует усилению главы региона Мурата Кумпилова (с 63-го на 61-е место).
Масштабный лесной пожар в Геленджике стал серьезной проблемой для губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (с 25-го на 27-е место). После взрыва на АЗС в Махачкале, повлекшего массовую гибель людей, теряет позиции глава Дагестана Сергей Меликов (с 29-го на 34-е место). Проблемными для него становятся и проведенные сотрудниками ФСБ обыски в Минсельхозпроде и Минэкономразвития республики.
На фоне сохраняющихся рисков в сфере безопасности, а также отставки главы Белгородского района Владимира Перцева нисходящий тренд затрагивает позиции губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 13-го на 17-е место). Критика министром здравоохранения Михаилом Мурашко в адрес вице-премьера Хабаровского края Евгения Никонова и главы Минздрава этого субъекта Юрия Бойченко становятся проблемными для главы региона Михаила Дегтярева (с 57-го на 60-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в июле | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 |
1 |
9,78 |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
2 |
2 |
8,26 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
3 |
3 |
7,62 |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
4 |
5 |
7,53 |
Дюмин Алексей Геннадьевич Губернатор Тульской области |
5 |
4 |
7,49 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
6 |
6 |
7,34 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 |
7 |
6,94 |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
8 |
8 |
6,83 |
Никитин Андрей Сергеевич Губернатор Новгородской области |
9 |
9 |
6,82 |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
10 |
11 |
6,74 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
11 |
10 |
6,70 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
12 |
12 |
6,69 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
13 |
14 |
6,68 |
Аксёнов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
14 |
16 |
6,61 |
Алиханов Антон Андреевич Губернатор Калининградской области |
15 |
15 |
6,60 |
Пушилин Денис Владимирович И.о. главы Донецкой Народной Республики |
16 |
17 |
6,57 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
17 |
13 |
6,54 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
18 |
20 |
6,53 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
19 |
19 |
6,48 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич Губернатор Кемеровской области |
20 |
18 |
6,47 |
Сильное влияние |
|||
Пасечник Леонид Иванович И.о. главы Луганской Народной Республики |
21 |
22 |
6,45 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
22 |
24 |
6,44 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
23 |
21 |
6,40 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
24 |
26 |
6,38 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
25 |
27 |
6,33 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
26 |
28 |
6,32 |
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
27 |
25 |
6,30 |
Куйвашев Евгений Владимирович Губернатор Свердловской области |
28 |
23 |
6,27 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
29 |
31 |
6,26 |
Балицкий Евгений Витальевич И.о. губернатора Запорожской области |
30 |
32 |
6,25 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
31 |
30 |
6,24 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
32 |
33 |
6,22 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
33 |
34 |
6,21 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
34 |
29 |
6,20 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
35 |
35 |
6,18 |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
36 |
42 |
6,17 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
37 |
39 |
6,15 |
Голубев Василий Юрьевич Губернатор Ростовской области |
38 |
37 |
6,14 |
Сальдо Владимир Васильевич И.о. губернатора Херсонской области |
39 |
41 |
6,12 |
Комарова Наталья Владимировна Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
40 |
38 |
6,10 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
41 |
40 |
6,08 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
42 |
43 |
6,07 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
43 |
44 |
6,06 |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
44 |
36 |
6,04 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
45 |
47 |
6,02 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
46 |
45 |
6,01 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
47 |
49 |
6,00 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
48 |
48 |
5,98 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
49 |
52 |
5,97 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
50 |
50 |
5,95 |
Среднее влияние |
|||
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
51 |
51 |
5,93 |
Хоценко Виталий Павлович И.о. губернатора Омской области |
52 |
54 |
5,92 |
Котюков Михаил Михайлович И.о. губернатора Красноярского края |
53 |
55 |
5,91 |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
54 |
46 |
5,89 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
55 |
78 |
5,88 |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
56 |
58 |
5,86 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
57 |
53 |
5,84 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
58 |
56 |
5,83 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
59 |
62 |
5,82 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
60 |
57 |
5,80 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
61 |
63 |
5,77 |
Кузнецов Владислав Гариевич И.о. губернатора Чукотского АО |
62 |
64 |
5,75 |
Кувшинников Олег Александрович Губернатор Вологодской области |
63 |
66 |
5,74 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
64 |
59 |
5,73 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
65 |
60 |
5,72 |
Анохин Василий Николаевич И.о. губернатора Смоленской области |
66 |
69 |
5,70 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
67 |
65 |
5,68 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
68 |
72 |
5,67 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
69 |
68 |
5,65 |
Егоров Максим Борисович Глава администрации Тамбовской области |
70 |
67 |
5,64 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
71 |
85 |
5,62 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
72 |
70 |
5,61 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
73 |
71 |
5,59 |
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
74 |
80 |
5,57 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
75 |
82 |
5,55 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
76 |
74 |
5,54 |
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево – Черкесской Республики |
77 |
61 |
5,53 |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
78 |
73 |
5,52 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
79 |
76 |
5,50 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
80 |
75 |
5,48 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
81 |
77 |
5,47 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
82 |
81 |
5,46 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
83 |
83 |
5,45 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
84 |
84 |
5,43 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
85 |
79 |
5,42 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
86 |
86 |
5,41 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
87 |
87 |
5,34 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
88 |
88 |
5,25 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
89 |
89 |
5,17 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).