Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в апреле 2023 года


1.Федеральная политика в отношении регионов

 В сфере приоритетного внимания Кремля в апреле 2023 года по-прежнему оставались промышленное развитие (в том числе ВПК), поддержка военнослужащих и членов их семей, развитие социальной инфраструктуры и реализация программ жилищного строительства в регионах (отметим рабочую встречу президента с гендиректором ДОМ.РФ Виталием Мутко).

Развитие промышленного потенциала России вообще стало одной из ключевых тем  Владимира Путина в течение апреля. Среди мероприятий  с участием президента — заседание Президиума Госсовета по развитию промышленности страны в условиях санкционного давления, состоявшееся в Туле; прошедшее совместно с мэром столицы Сергеем Собяниным посещение индустриального парка «Руднево» в Москве и проведение совещания по развитию беспилотной авиации; рабочая встреча с главой «Роскосмоса» Юрием Борисовым.

Характерно, что поддержка промышленных предприятий в ходе заседания президиума Госсовета была увязана президентом с задачами реализации логистических проектов (в этом смысле показателен интерес Путина к теме производства техники и оборудования для нужд РЖД). Эта тема получила развитие и в ходе заседания штаба по транспортно-логистическим коридорам, состоявшегося под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Наряду с формированием инфраструктуры транспортного коридора «Север – Юг» и портов Азовско-Черноморского бассейна специальное внимание было уделено  созданию сети транспортно-логистических центров, крупнейшие из которых до 2027 года должны появиться в Москве и Московской области, а также в Пермском, Хабаровском, Приморском и Красноярском краях, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской, Омской областях. Реализация этих проектов может стать дополнительным стимулом для поддержки стройкомплекса, а значит — усиления влияния игроков строительной отрасли, что может привести к корректировке внутриэлитного баланса в ряде уральских, сибирских и дальневосточных регионов.

 Рабочая группа по вопросам СВО, возглавляемая секретарем Генсовета «Единой России» Андреем Турчаком, подтверждает свою роль постоянно действующего института, занимающегося не только законотворческой деятельностью, но и выстраиванием обратной связи с гражданами, вопросами социальной политики, а также выработкой политики безопасности в приграничных регионах (можно отметить предложение Андрея Турчака в ходе встречи с Владимиром Путиным о корректировке правового статуса добровольных народных дружин, действующих в таких субъектах). О значении рабочей группы президент напомнил  в ходе апрельской встречи в Советом законодателей в Санкт-Петербурге.

Вероятно, Кремль по-прежнему будет поощрять внешнеэкономическую деятельность глав регионов. Можно отметить организацию визита главы Татарстана Рустама Минниханова в Гагаузию (сорванного в связи с решением властей Молдавии признать участников татарстанской делегации нежелательными персонами на своей территории), посещение Китая представителями Новгородской и Челябинской областей во главе с губернаторами Андреем Никитиным и Алексеем Текслером, подготовку визита делегации Самарской области в Белоруссию.

По мере подготовки к президентской кампании усиливается внимание федеральных властей к модернизации коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры в регионах. Этот приоритет в рамках региональной политики Кремля подчеркивается, например, назначением на пост директора Департамента регионального развития правительства Светланы Ивановой, имеющей опыт работы в качестве статс-секретаря—замминистра строительства и ЖКХ.

В рамках развития инициатив президента, представленных в послании Федеральному собранию в феврале 2023 года, Кремль вновь напомнил о необходимости подготовки муниципальных кадров, в том числе в рамках заседания Совета по развитию местного самоуправления (отметим предложение главы Кольского района Мурманской области Андрея Малхасяна о создании «Школы мэров»). Курс на системную подготовку кадров для местных органов власти на федеральном уровне усилит горизонтальную мобильность с перемещением перспективных управленцев между регионами и может — по крайней мере, в части субъектов (прежде всего — более экономически проблемных) — способствовать ослаблению влияния «старых» элитных групп.

 Безусловно, одной из ключевых сезонных тем в конце весны – в течение лета 2023 года останется борьба с последствиями природных пожаров. Показательно поручение президента о помощи пострадавшим от подобных стихийных бедствий в Свердловской области и проведения под председательством вице-премьера-полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева совещания по вопросу паводковой и пожароопасной обстановки на территории Дальневосточного федерального округа. В условиях возросшего на фоне спецоперации внимания общественности к вопросам эффективности реагирования на кризисные ситуации можно ожидать как детального внимания Кремля к реагированию на эти проблемы (возможно, с жесткими оргвыводами в отношении если не глав регионов, то их заместителей, курирующих данную сферу в случае существенных недочетов), так и усиления влияния полпредов президента в вопросах мониторинга результативности работы местных властей (прежде всего в отличающихся наиболее пожароопасной ситуацией Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах).

 2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

Ключевым фактором, влиявшим на внутриэлитную ситуацию в регионах в апреле, стала подготовка к Единому дню голосования, а также первые решения врио губернаторов, назначенных на свои посты в марте 2023 года. Безусловно, одним из наиболее обсуждаемых событий региональной политики остаются праймериз «Единой России».

 В регионах, где смена губернаторов состоялась в марте 2023 года, врио губернаторов проводят ожидаемо осторожную кадровую политику. Например, врио главы Омской области Виталий Хоценко в апреле ограничился назначением на должность главы представительства региона в правительстве Андрея Шпиленко (ранее возглавлял «Корпорацию развития Донбасса»), а также перераспределением полномочий среди своих действующих заместителей. Врио губернатора Смоленской области Василий Анохин, в частности, подтвердил полномочия Руслана Смашнева в качестве своего заместителя по вопросам информационной политики и общественных связей. Вероятно, основная часть кадровых перестановок в этих регионах пройдет осенью 2023 года — причем более масштабными они могут быть в Омской области, в руководство которой со временем может перейти заметное число управленцев с опытом работы на Донбассе.

Очевидно, более заметные перестановки в течение мая-июля состоятся в руководстве Красноярского края после назначения на пост врио главы региона Михаила Котюкова (само по себе это решение – распространенный сценарий назначения в регион управленца, начинавшего карьеру в соответствующем субъекте, а затем получившего опыт работы на федеральном уровне). Одним из стимулов для проведения таких перестановок может стать дистанцирование нового руководителя края от команды своего предшественника Александра Усса, неоднократно оказывавшегося объектом информационных атак за время нахождения в должности. Возможно, поводом для таких ротаций со временем станут ссылки на обращения жителей по наиболее значимым направлениям работы региональных властей, ведь именно на результатах анализа 5 тыс. сообщений жителей, собранных в первые дни после назначения врио губернатора в его телеграм-канале, акцентировал внимание Михаил Котюков в ходе одного из первых совещаний с членами краевого правительства.

Заметный федеральный резонанс получило решение четырех депутатов, состоящих во фракции «Справедливой России – За правду» в заксобрании Санкт-Петербурга, покинуть партию (решение поддержал и беспартийный член той же фракции Михаил Амосов), а также заявление Олега Шеина об отставке с поста руководителя Астраханского областного отделения СРЗП (без выхода из организации). Выборы в заксобрания этих регионов предстоят только в 2026 году. Отток кадров или уход наиболее узнаваемых фигур в региональных отделениях партии на второй план может ослабить переговорные позиции СРЗП в диалоге с властями этих субъектов накануне губернаторских кампаний, которые пройдут в этих регионах уже в 2024 году. Чем больше политиков, связанных со «Справедливой Россией – За правду», будет оказываться вне партии или на менее статусных позициях внутри нее, тем выше шанс на то, что накануне парламентской кампании 2026 года может произойти существенное переформатирование этого проекта (возможно, с расчетом на более эффективную работу партии с левоцентристским и умеренно-либеральным электоратом крупных городов). Менее вероятным пока остается сценарий создания в 2025-2026 году нового крупного политического объединения социал-демократического толка, ориентированного на умеренно-оппозиционную часть региональных элит, для участия в будущей думской кампании.

В регионах, где предстоят губернаторские выборы, системная оппозиция как получает возможности для политического торга с властями (особенно при наличии протестного потенциала в соответствующем субъекте), так и сталкивается с новыми факторами внутренней напряженности. Примером первого сценария становится ситуация в Новосибирской области, где первый секретарь обкома КПРФ Анатолий Локоть заявил о намерении партии выдвинуть своего кандидата на пост главы региона (как известно, в ходе губернаторских кампаний 2018 и 2014 годов коммунисты от такого шага отказались). Примером второго стало предварительное решение Компартии выдвинуть в мэры столицы депутата Мосгордумы Леонида Зюганова при наличии в среде коммунистов политиков,  кандидатуры которых очевидно более отвечают электоральной ситуации в Москве (например, депутатов Госдумы Дениса Парфенова, Вадима Кумина, Сергея Обухова, а также Юрия Афонина). Можно предположить, что в 2023-2024 годах может усилиться конкуренция внутри КПРФ в связи с ожиданием кадровых ротаций в ее руководстве. При этом на позиции влиятельных игроков внутри КПРФ может повлиять результативность участия их лично или близких к ним фигур в региональных избирательных кампаниях 2023 года.

 Завершение процедуры выдвижения кандидатов для участия в праймериз «Единой России» задает дополнительные контуры внутриэлитной перезагрузки в регионах, где предстоят выборы в заксобрания. Например, в Хакасии не подал заявку на участие в предварительном голосовании глава Верховного совета республики Вячеслав Штыгашев, занимавший ключевые посты в руководстве регионом еще с 1980-х годов (а в 1982-1988 годах находившийся в должности главы исполкома Совета народных депутатов Хакасской автономной области). Такая тенденция может усилить федеральный месседж партии о курсе на обновление элит, который может стать одним из основных и для Владимира Путина в ходе президентской кампании 2024 года.

Но, кроме этого, стоит учитывать региональную специфику. В частности, в Хакасии подготовка «Единой России» к конкурентной кампании по выборам главы республики (заявление о планах выдвижения на этот пост  депутата Госдумы Сергея Сокола в ситуации, когда остается в должности действующий глава региона Валентин Коновалов) может привести к более интенсивному обновлению регионального депутатского корпуса, связанного с партией, чем можно было бы ожидать при проведении более традиционной для 2012-2022 годов кампании по сценарию «референдума о доверии» врио губернатора, назначаемому Кремлем.  Можно ожидать активного обновления регионального и муниципального депутатского корпуса «Единой России», прежде всего в тех предвыборных субъектах, где смена губернаторов состоялась в 2020-2022 годах (в том числе в Ульяновской, Иркутской, Ярославской областях).

  3. Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды мая-июня 2023 года.

 1.Атаки вооруженных сил Украины в отношении объектов за пределами зоны проведения спецоперации с использованием боевых беспилотных летательных аппаратов, а также диверсии в отношении объектов транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных путей в Брянской области), скорее всего, будут способствовать усилению ответственности губернаторов за ситуацию в сфере безопасности на уровне регионов (возможно, с наделением их дополнительными полномочиями). С учетом проведения в мае-июне кампании по сдаче школьниками ЕГЭ и ГИА отдельное внимание, скорее всего, будет уделено защите учебных заведений от подобных рисков (показательно, что глава Генпрокуратуры Игорь Краснов призвал оценивать эффективность работы губернаторов в том числе по критерию обеспечения безопасности образовательных учреждений). Это может способствовать усилению влияния заместителей губернаторов и вице-премьеров субъектов, отвечающих за безопасность и взаимодействие с силовыми структурами, но одновременно – перестановкам в профильных блоках региональных администраций (возможно, с приходом на эти посты кадров с опытом участия в спецоперации).

2.Выдвижение на выборах депутатов различных уровней участников спецоперации (только на праймериз «Единой России», по предварительным данным, было подано более 80 заявок от ветеранов СВО) может привести также к актуализации антибюрократической и антикоррупционной повестки: эти деятели будут более органично отражать взгляды консервативно-патриотической среды, где запрос на более жесткий контроль за деятельностью чиновников в течение 2022-начала 2023 года, скорее всего, усилился. Это может привести как к анонсированию новых законодательных инициатив в данной сфере, так и к созданию дополнительных общественных механизмов по организации такого контроля (в том числе в рамках инициатив от глав регионов).

3.Подведение итогов предварительного голосования «Единой России», в том числе в городах и регионах со сложной внутриэлитной конфигурацией, может дополнительно усилить роль федеральных структур партии. В фокусе их внимания скорее всего будет находиться разрешение противоречий между властями городов и регионов и участвующими в праймериз элитными группами (подобная необходимость может возникнуть, например, в Екатеринбурге, где в предыдущие месяцы сохранялись противоречия между командой мэра Алексея Орлова и предпринимателя Виталия Кочеткова). С другой стороны, роль федерального руководства партии будет высокой и при проведении кадровых ротаций в ее отделениях в предвыборных регионах (вспомним о «вопросах партийной дисциплины», затронутых руководителем отделения «Единой России» в Хакасии Сергеем Соколом в рамках рабочей встречи с секретарем Генсовета партии Андреем Турчаком).

4.В мае-июне вероятна дополнительная актуализация вопросов молодежной политики с учетом празднования Дня Победы (в связи с чем обычно активизируются дискуссии по поводу патриотического воспитания), а также Дня защиты детей 1 июня и Дня молодежи 27 июня. В этот период возможно проведение федеральных мероприятий по данным вопросам (в том числе с участием первых лиц государства), где могут быть поставлены дополнительные задачи в этой сфере перед губернаторами. Не исключено, что в этот период федеральный центр может анонсировать дополнительные меры финансовой поддержки регионов для реализации молодежной политики.

5.Можно прогнозировать, что дополнительно актуализируется региональная и муниципальная повестка в рамках работы Петербургского экономического форума, который должен состояться 14-17 июня. Это может привести к усилению интереса глав муниципальных образований к участию в ПМЭФ, а также активизации их работы с профильными федеральными ведомствами для укрепления своих лоббистских позиций в преддверии форума. Например, внимание Владимира Путина к теме развития сельских территорий, обозначенное им в ходе ПМЭФ-2022, может способствовать активизации контактов региональных и муниципальных властей с руководством федерального Минсельхоза в преддверии этого мероприятия в текущем году. Кроме того, заметное место в повестке форума могут занять вопросы поддержки индустриальных городов,  том числе центров ВПК.

4. Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Развитие промышленного потенциала и модернизация коммунальных сетей в регионах, проведение восстановительных работ в новых субъектах, подготовка к Единому дню голосования, ликвидация последствий стихийных бедствий, а также антикоррупционные расследования и протестная активность по экологической проблематике входят в число факторов, оказавших влияние на позиции фигурантов рейтинга в апреле 2023 года.

После рабочих встреч с Владимиром Путиным усиливается влияние главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 13-го на 11-е место), губернатора Приморского края Олега Кожемяко (с 26-го на 24-е место),  губернатора Ростовской области Василия Голубева (с 48-го на 42-е место), врио главы Херсонской области Владимира Сальдо (с 49-го на 46-е место).

Входят в число фигурантов рейтинга назначенные на свои должности в марте 2023 года врио губернатора Омской области Виталий Хоценко (63-е место), врио главы Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов (66-е место), врио губернатора Смоленской области Василий Анохин (75-е место).

Посещение Сергеем Кириенко микрорайона Мариуполя, восстановлением которого занимаются представители Ленинградской области, укрепляет позиции Александра Дрозденко (с 14-го на 13-е место). Рабочая поездка первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко в Орловскую область была воспринята экспертами как позитивный сигнал для губернатора региона Андрея Клычкова (с 83-го на 81-е место).

Визиты главы правительства Михаила Мишустина в Тюменскую и Рязанскую области создают позитивный фон для губернаторов регионов Александра Моора (с 8-го на 7-е место) и Павла Малкова (с 55-го на 48-е место, переходит в группу с сильным влиянием); после рабочей встреч с премьером укрепляются позиции главы Северной Осетии Сергея Меняйло (с 31-го на 29-е место).

На фоне визита в регион вице-премьера-главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко и проведения под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко совещания по реализации реформы в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в этом субъекте переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев (с 21-го на 17-е место). Ряд поручений по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, затрагивающих Иркутскую область, способствуют укреплению позиций главы региона Игоря Кобзева (с 37-го на 33-е место).

Заявление вице-премьера-главы Минпромторга Дениса Мантурова о перспективах вхождения Судостроительного завода им. Б.Е.Бутомы в Керчи в госпрограммы с объемом возможных инвестиций более 4 млрд рублей входит в число факторов, способствующих укреплений позиций главы Республики Крым Сергея Аксенова (с 22-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием).

Прошедшее под председательством вице-премьера Александра Новака заседание рабочей группы по  модернизации системы теплоснабжения Твери способствует укреплению позиций губернатора Тверской области Игоря Рудени (с 36-го на 34-е место). Рабочая поездка в Архангельскую область вице-премьера–полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, который провел совещание о приоритетах социально-экономического развития субъекта, а также проведение первого форума «Арктика – Регионы» приносит политические очки губернатору  Александру Цыбульскому (с 47-го на 43-е место).

На фоне одобрения Советом депутатов Новосибирска поправок в Устав муниципального образования (об отмене прямых выборов главы города) усиливается влияние губернатора Новосибирской области Андрея Травникова (с 39-го на 37-е место). Визит секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака в Хакасию и его заявление о готовности партии поддержать на выборах главы региона депутата Госдумы Сергея Сокола способствуют дальнейшему ослаблению позиций главы республики Валентина Коновалова (с 84-го на 87-е место).

Масштабные пожары создают проблемные информационные поводы для губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (с 18-го на 19-е место), главы Бурятии Алексея Цыденова (с 70-го на 74-е место), руководителя Еврейской автономной области Ростислава Гольдштейна (с 86-го на 88-е место). Не вполне результативная борьба с последствиями извержения вулкана Шивелуч осложняет ситуацию для губернатора Камчатского края Владимира Солодова (с 78-го на 86-е место).

Акция протеста жителей села Новая Урада против строительства вблизи этого населенного пункта мусорного полигона ведет к потере политических очков главой Дагестана Сергеем Меликовым (с 24-го на 31-е место). На фоне публикации резонансного видеообращения жителей деревни Ишмурзино Баймакского района Башкирии с требованием о прекращении деятельности золотодобывающих компаний на прилегающих землях, что стало поводом для руководства Следственного комитета назначить проведение проверки по представленным данными гражданами материалам, покидает группу с очень сильным влиянием глава республики Радий Хабиров (с 20-го на 23-е место).

На фоне задержания экс-замглавы Департамента здравоохранения Брянской области Ларисы Борщевской, с учетом предшествующих масштабных действий силовых структур в регионе сохраняется нисходящий тренд для губернатора региона Александра Богомаза (с 33-го на 49-е место). После распространения в СМИ и соцсетях видеозаписи, на которой зафиксирована неадекватная реакция Владимира Уйбы на замечание сотрудника полиции по поводу неправильной парковки кортежа губернатора ослабевает влияние главы Республики Коми (с 80-го на 85-е место).

 

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в марте Средний балл
 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1 1 9,67
Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2 2 8,28
Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

3 3 7,76
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт-Петербург
4 4 7,25
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
5 5 7,21
Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

6 6 7,10
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
7 8 6,85
Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

8 7 6,77
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
9 12 6,75
Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

10 10 6,70
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало-Ненецкого АО
11 13 6,61
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
12 11 6,55
Дрозденко Александр Юрьевич

Губернатор Ленинградской области

13 14 6,52
Алиханов Антон Андреевич

Губернатор Калининградской области

14 9 6,50
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
15 15 6,48
Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

16 16 6,45
Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
17 21 6,43
Пушилин Денис Владимирович
И.о. главы Донецкой Народной Республики
18 17 6,41
Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

19 18 6,39
Аксёнов Сергей Валерьевич

Глава Республики Крым

20 22 6,36
 

Сильное влияние

Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
21 19 6,34
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
22 23 6,32
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
23 20 6,30
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
24 26 6,29
Пасечник Леонид Иванович
И.о. главы Луганской Народной Республики
25 25 6,27
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
26 32 6,25
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
27 27 6,22
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
28 29 6,20
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия-Алания
29 31 6,19
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
30 30 6,17
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
31 24 6,15
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
32 28 6,12
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
33 37 6,10
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
34 36 6,08
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
35 35 6,05
Парфенчиков Артур Олегович

Глава Республики Карелия

36 34 6,04
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
37 39 6,02
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
38 42 6,00
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
39 43 5,99
Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра

40 44 5,97
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
41 40 5,95
Голубев Василий Юрьевич

Губернатор Ростовской области

42 48 5,93
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
43 47 5,92
Лимаренко Валерий Игоревич

Губернатор Сахалинской области

44 45 5,90
Балицкий Евгений Витальевич
И.о. губернатора Запорожской области
45 41 5,87
Сальдо Владимир Васильевич
И.о. губернатора Херсонской области
46 49 5,86
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
47 46 5,84
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
48 55 5,82
Богомаз Александр Васильевич

Губернатор Брянской области

49 33 5,80
Гусев Александр Викторович

Губернатор Воронежской области  

50 51 5,79
 

Среднее влияние

Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
51 54 5,77
Бочаров Андрей Иванович

Губернатор Волгоградской области

52 57 5,75
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
53 61 5,72
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
54 52 5,70
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
55       50 5,68
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
56 53 5,66
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
57 56 5,62
Егоров Максим Борисович
Глава администрации Тамбовской области
58 58 5,60
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино–Балкарской Республики
59 62 5,59
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
60 63 5,57
Темрезов Рашид Бориспиевич

Глава Карачаево-Черкесской Республики

61 60 5,56
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
62 64 5,54
Хоценко Виталий Павлович
И.о. губернатора Омской области
63 5,52
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
64 59 5,51
Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

65 66 5,50
Кузнецов Владислав Гариевич
И.о. губернатора Чукотского АО
66 5,48
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
67 68 5,46
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа
68 65 5,45
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
69 67 5,42
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
70 73 5,40
Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

71 71 5,39
Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
72 69 5,36
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
73 72 5,34
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
74 70 5,33
Анохин Василий Николаевич
И.о. губернатора Смоленской области
75 5,31
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
76 79 5,30
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
77 77 5,27
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
78 75 5,25
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
79 81 5,23
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
80 82 5,22
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
81 83 5,21
Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

82 85 5,20
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
83 74 5,18
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
84 76 5,16
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
85 80 5,15
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
86 78 5,12
Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
87 84 5,11
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
88 86 5,04

  

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

  Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2023 г.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: