Продают «рыбов» и котиков: как изменилась агитация современных кандидатов
Выборы в Госдуму, в 39 региональных парламентов, а также выборы 12 губернаторов состоятся меньше чем через месяц. Агитационная кампания набирает обороты, и РК собрали необычные примеры политической рекламы этого сезона. Эксперты считают, что сегодня агитация вполне способна повлиять на итоговое решение избирателя, но отмечают, что нынешняя предвыборная кампания безликая и нестандартные идеи встречаются крайне редко.
Нестандартный взгляд
С 21 августа в России начался официальный период предвыборной агитации в СМИ. С этого момента можно было начинать призывать избирателя голосовать не просто за партийный бренд, но и за номер в бюллетене. До начала сентября участникам выборов необходимо опубликовать предвыборные программы, сообщает «Российская газета».
Напомним, само голосование пройдет с 17 по 19 сентября. В этот период пройдут выборы не только депутатов Госдумы VIII созыва, но и глав 12 субъектов и депутатов региональных парламентов в 39 регионах РФ.
Период агитации завершится 16 сентября, а пока кандидаты борются за внимание и голос избирателя самыми различными способами. РК публикуют подборку оригинальной политической рекламы.
Так, одной из самых запоминающихся стала агитация кандидата от «Единой России» в Вологодской области Валентины Артамоновой. Вместе с буклетом, рассказывающим о кандидате и программе, избирателю предлагали пять крышек для закатывания банок с логотипом партии. Как отмечает портал «В точку», подобная практика распространяется и во Владимирской области.
Дмитрий Савельев, выдвигающийся на выборы в Госдуму от ЕР от Новосибирской области, еще весной, видимо, знал об агитации с крышками, так как поставлял овощи жителям региона. В частности, помощники действующего депутата Думы бесплатно раздавали рассаду для помидоров жителям нескольких районов Новосибирска.
Популярность в этот предвыборный период набирают агитационные материалы с изображением котов.
Так, с котами на агитках изображены кандидат от «Единой России» Вячеслав Вегнер, баллотирующийся в Заксобрание Свердловской области, и кандидаты в депутаты Госдумы от Москвы Михаил Вельмакин (партия «Зеленая альтернатива») и Сергей Пахомов (партия «Единая Россия»).
«Зеленая альтернатива» уже не первые выборы использует изображения котов на своих плакатах. Правда, до этого коты были не настоящие, а нарисованные художником Василием Ложкиным.
Вячеслав Вегнер известен практически на всю страну своей заботой о животных. В 2019 году он пришел с котом по кличке Зисьман на заседание Заксобрания, где обсуждалось обращение Белгородской облдумы к российскому правительству с просьбой запретить ряд операций на животных, в частности отрезание фаланг пальцев с когтями. Как передает издание E1.ru, видимо, Зисьман повлиял на депутатов — и они поддержали обращение коллег.
Сергей Пахомов на вопрос о размещении котят на агитационных материалах ответил, что они там просто для поднятия настроения.
Дерзкие предвыборные билборды размещает Партия пенсионеров. Авторы «Новости. Омск» отмечают, что креативные и смелые билборды были размещены в Волгограде, Нижнем Новгороде и Вологде. Однако в Вологде они не провисели и суток.
Кандидат в депутаты Госдумы от Калининградской области от ЕР Марина Оргеева использовала последнюю полосу агитационной газеты не для сканворда или гороскопа, а в качестве «места для заворачивания рыбы». Telegram-канал «Агитуха» предложил присвоить Оргеевой звание самого понимающего кандидата и отметил, что такой подход очень актуален для Калининграда.
Главное – правильный слоган
Политконсультант кандидат политических наук Александр Семенов в своем Telegram-канале рассказывает про важность правильного построения слоганов.
«Слоганы должны кратко, четко, без двусмысленностей и недоговорок отражать идеологию и основные месседжи партии и кампании, – пишет политконсультант. – Но когда смотришь на слоганы оппозиционных партий в этом сезоне, то налицо полный набор двусмысленностей, недоговорок, недоработок».
Семенов отмечает: ему сложно поверить, что технологи не видят этого или не понимают.
«Скорее, я поверю в коспирологическую версию о том, что все это тщательно взвешенно и согласованно. Чтобы и набрали голосов, но в заданных параметрах – ни больше ни меньше», – замечает автор.
Примером недоработанного слогана в том числе может стать агитация кандидата в депутаты Госдумы от Красноярского края от КПРФ Бориса Мельниченко. Надпись на плакате гласит: «Сохранять сегодня живущего человека».
Вот, что про него пишет ТГ-канал «Агитка»: «Двусмысленный слоган из серии «Казнить нельзя помиловать». «Сохранять сегодня» или «сегодня живущего»? Только в данном случае проблему запятой не решить, потому что ее не поставить. Да и оба значения довольно сомнительные».
Telegram-канал «Трезвый политолог» назвал агитацию «Справедливой России» «лучшим предвыборным вирусняком этой кампании».
Однако политолог из Волгограда Александр Сайгин в своем ТГ-канале подробно объясняет, почему это креатив, который не работает.
«Есть с российскими выборами одна интересная закавыка: все самые интересные проекты — для неголосующих групп избирателей. Женская грудь – это, конечно, запоминающееся явление, но референтная группа избирателей (пубертатные и перезрелые мужчины) на выборы ходят плохо», – подчеркивает политолог.
Он обращает внимание на то, что чаще всего на выборы ходят женщины возраста 45+, для которых никакого креатива не создают.
«Они и так обязательно пойдут, а другие партии так и не научились с ними работать. А красивые проекты не мотивируют голосовать», – резюмирует автор.
Безликая кампания
Руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов рассказал РК, какие цветовые решения для агитации выбирают партии в этой кампании.
По его словам, «Единая Россия» использует традиционный минимализм без эффектных визуальных решений.
«Используются довольно блеклые цвета, видимо, со ставкой на смысл и на то, что президент опять поддерживает партию – его ближайшие соратники Шойгу и Лавров возглавляют список партии», – поясняет Максимов.
Он также отмечает, что КПРФ по каким-то причинам отказалась от ярко-красного цвета.
«Для «наружки» большого формата они почему-то взяли красно-коричневые тона. Их предыдущая стилистика – красно-золотая с желтым – полностью досталась «Коммунистам России». Трудно понять логику отказа от работающего сочетания, чтобы освободить эту нишу для оппонентов», – говорит эксперт.
По мнению Максимова, сегодня агитация вполне способна повлиять на мнение избирателя. Он утверждает, что порядка 70% населения России определяется со своим выбором благодаря политической рекламе, агитации и пропаганде.
«В этом смысле все приемы и действия играют роль – массовые действия и эффектные визуальные решения», – замечает эксперт.
В свою очередь, президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов полагает, что при помощи агитации можно повлиять на мнение избирателя, но только если речь идет не о предвыборной агитации, а о планомерной и долговременной работе.
«В регионах, по сути, этим занимается только «Единая Россия». И результат мы видим: она постоянно получает первое место. Это в том числе связано с планомерной системной работой со своим ядерным электоратом, со своими избирателями», – констатирует собеседник РК.
Эксперт отмечает, что, например, КПРФ тоже регулярно проводит митинги, поэтому и получает соответствующий результат.
«Непарламентские партии работают точечно и локально и активизируются перед выборами. Из-за скромной деятельности и результат гораздо более скромный», – дополняет Смирнов.
Нынешнюю предвыборную кампанию эксперт называет безликой. По его словам, нестандартные идеи, привлекающие внимание, встречаются крайне редко.
«В этот раз используются стандартные партийные решения – и с точки зрения цветов, и с точки зрения текста. Слоганы ничем не удивляют, неожиданные случаи на местах выглядят как редкие исключения. Это, скорее, даже не креатив, просто люди самостоятельно придумывают что-то, не имея финансовой возможности обратиться к политтехнологам», – подытоживает Роман Смирнов.