Подготовка к зиме: регионы в зоне риска
Регионы начинают подготовку к зимнему сезону. Основная задача властей на местах – не допустить коммунальных ЧП, как это происходило в ряде субъектов минувшей зимой.
Член Совета Федерации Айрат Гибатдинов:
Зачастую для региональных и местных властей сильные осадки всегда имеют внезапный характер. Конечно, аварии в ЖКХ и недобросовестное исполнение своих прямых обязанностей может привести к разного рода протестам.
Главы регионов должны заранее готовиться к предстоящему зимнему сезону, проводить проверки сетей в срок и заблаговременно укомплектовывать профильные учреждения достаточным количеством сотрудников, необходимого оборудования и уборочной техники.
Зампред думского комитета по экономической политике Артем Кирьянов:
Уже давно тема ЖКХ, особенно в части подготовки к зиме, остается в политическом контуре. Понятно, что изношенные сети за один год или даже за пять лет не переделать. Хотя, естественно, этим занимается федеральное правительство. Сегодня направляются огромные деньги в рамках инфраструктурных кредитов на то, чтобы качество жизни людей соответствовало всем нормативам, чтобы действительно реформировалось ЖКХ.
Что касается подготовки к зиме, к отопительному сезону, это, конечно, вопрос персональной ответственности на уровне органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.
Ну и вторая грань – вопрос организации процесса подготовки к зиме. Понятно, что если будут какие-то срывы по цепочке в одном из регионов, то это может привести к широким резонансным процессам в публичном плане и к региональным отставкам, вплоть до вице-губернаторов, курирующих данную сферу.
Однако говорить о том, что подготовка и реализация отопительного сезона может обернуться протестными акциями, конечно, не следует. У каждой проблемы, у каждого отключения, у каждого замерзшего дома есть виновные. И сегодня эта вина находится и в компетенции гражданских властей, и в компетенции прокуратуры, и Уголовного кодекса. Думаю, что сезон 2024-2025 годов мы все-таки пройдем с минимальными срывами и без серьезных конфликтных ситуаций.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев:
К сожалению, тревожные сигналы приходят из регионов уже сегодня. Так, в пяти районах Самары возникла угроза ЧС муниципального характера. Мэрия подготовила соответствующий проект постановления. Причиной стала неготовность тепловых сетей на территории Железнодорожного, Ленинского, Октябрьского, Советского районов из-за отказа ООО «Специализированная теплосетевая организация» от их содержания и эксплуатации, а также неготовность тепловых сетей в Промышленном, Октябрьском, Советском районах из-за того, что их за ней не закрепили.
Зачастую отчетность закрыта от общественного контроля. Однако люди должны знать, обоснованно ли они платят увеличенный тариф за отопление и горячее водоснабжение, или же зимой опять их ожидают неприятные сюрпризы, что при таком подходе не исключено.
Директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов:
Федцентр требует от глав регионов уделять особое внимание вопросам подготовки к отопительному сезону. Если что-то идет не по плану, то губернаторы лично приезжают на место, урегулируют проблемы. Потому как это, повторюсь, находится на прямом контроле федерального центра. Естественно, сформировался определенный формат подготовки к зиме и алгоритм реагирования на возникающие проблемы.
Некоторые губернаторы ранее сумели достаточно успешно преодолеть коммунальные проблемы. Не стоит забывать, что вопросы ЖКХ относятся к низовой политике, политике, которая наиболее близка гражданам.
При этом я сомневаюсь, что коммунальные проблемы способны вызвать обширные протесты. Так, эффект сплочения вокруг флага коснулся всех без исключения: граждане стали более лояльны, люди сегодня готовы больше прощать те или иные недоработки своей власти.