Падение спроса на новые автомобили в России: что ждет производителей в регионах?
В России в июне продажи новых (до трех лет) легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) упали в годовом выражении на 27,5%, до 96 744 штук, подсчитали в Минпромторге. В июне первый вице-премьер России Денис Мантуров заявлял, что АвтоВАЗ будет вынужден сократить производственный план в 2025-м из-за снижения спроса на продукцию.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор географического факультета МГУ, доктор географических наук Наталья Зубаревич:
— По данным Росстата сейчас ситуация такова: производство автомобилей в стране растёт, а продажи действительно падают. Если сравнивать январь-май 2025 к январю-маю 2024 — производство плюс 4 процента. При этом сохраняется огромная затоварка непроданных автомобилей на складах. Все дело в цене — цены задраны, автокредит взять очень сложно, поэтому с продажами большие проблемы. Меры принимаются, делаются попытки ограничить приток китайских автомобилей — для них ввели большой утилизационный сбор, «китайцы» подорожали, а для российских производителей этот утилизационный сбор компенсируется — может, это поможет им что-то продать. Но пока известно одно: без доступных автокредитов население очень плохо покупает автомобили. В настоящее время одобрение получает только каждая пятая заявка.
Депутат Госдумы, член комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин:
— Главной причиной кризиса на авторынке являются санкции западных стран, из-за которых снизилось предложение и выросли цены, и жесткая денежно-кредитная политика Центробанка, которая привела к практически полному замораживанию автокредитования, а также снижение покупательской способности из-за инфляции.
Еще один тревожный момент: сегодня 72% автомобильного парка в нашей стране — это техника старше 10 лет. Для обновления парка ежегодно нужно продавать не менее 3 млн машин.
Глава Минпромторга Антон Алиханов объявил, что ведомство уже подготовило решения, способные смягчить негативный сценарий. Среди них — увеличение скидок на автомобили в рамках существующих механизмов поддержки спроса; восстановление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
В мае мы приняли законопроект о локализации автомобилей такси, он начнет действовать с марта 2026 года. Он тоже поможет поддержать отечественных производителей в регионах.
Вадим Сипров, политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента»:
– Алармистские прогнозы, как известно, один из довольно эффективных способов продвижения интересов бизнеса, главная цель которого – либо преумножение прибыли, либо сохранение на существующем уровне. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что тревожные прогнозы, которыми запестрела лента новостей в последние дни, отражают интересы автодилеров. Напомню, розничные цены формируют они. Дилеры могут подвинуться в цене в интересах потребителей. Могут, если захотят…
Стоит напомнить, что федеральный центр совместно с региональными властями и руководством предприятий в 2022-2023 годы сделали большое дело, – спасли отечественный автопром и сохранили десятки тысяч рабочих мест. Рынок предложения сформирован. Вероятно, теперь придется реанимировать и спрос.
Главный редактор «Invoice media» Денис Миролюбов:
— Падение рынка на 27% уже состоялось. И даже снижение средней цены новых автомобилей ничего не меняет, так как показатель все равно высокий. Учитывая, что четыре года назад легковушки стоили примерно в два раза дешевле, чем сегодня. Не случайно продажи Lada упали на 23% за последние полгода.
Безусловно, снижение «ключа» несколько улучшит ситуацию. Вероятнее всего на следующем заседании ЦБ снизит ключевую ставку на 1-2%, до 18-19%. Но этого мало. Покупателям нужна возможность покупать новую машину под 15%, аналогично с лизингом. Тогда ситуация немного исправится.