Нужна системная работа по усилению контроля за соблюдением техники безопасности в стране


К тра­ге­ди­ям, по­доб­ным той, что слу­чи­лась на шах­те в Со­ли­кам­ске, при­во­дит об­щая си­стем­ная про­бле­ма – очень се­рьез­ная по­те­ря ком­пе­тен­ций в сфе­ре обес­пе­че­ния и со­блю­де­ния тех­ни­че­ской без­опас­но­сти. Все это было уте­ря­но в преды­ду­щие годы, ко­гда на дан­ную тему об­ра­ща­ли мало вни­ма­ния. И дело даже не в том, что кто-то не со­блю­да­ет тех­ни­че­ский ре­гла­мент, а в том, что тех­ре­гла­мент – это со­че­та­ние мно­гих ве­щей, на­при­мер, куль­ту­ры, ведь люди го­да­ми долж­ны вос­пи­ты­вать­ся в духе со­блю­де­ния пра­вил без­опас­но­сти. В СССР это­му уде­ля­лось огром­ное вни­ма­ние. Та­к­же клю­че­вую роль иг­ра­ют спе­ци­а­ли­сты, сле­дя­щие за со­блю­де­ни­ем тех­ре­гла­мен­та, ко­то­рые долж­ны быть про­фес­си­о­на­ла­ми по тех­ни­ке без­опас­но­сти.

В 1990-е годы все эти спе­ци­а­ли­сты либо ушли на пен­сию, либо про­сто были по­те­ря­ны для от­рас­ли. Со­от­вет­ствен­но, об­ра­зо­вал­ся бо­лее чем се­рьез­ный кад­ро­вый го­лод в сфе­ре обес­пе­че­ния ка­че­ства тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов и тех­ни­ки без­опас­но­сти. Еще одна при­чи­на тра­ге­дий, по­доб­ных той, что про­изо­шла на шах­те в Со­ли­кам­ске, – ба­наль­ная кор­руп­ция. Люди де­ся­ти­ле­ти­я­ми при­вы­ка­ли к тому, что лю­бое раз­ре­ше­ние, до­ку­мент на стро­и­тель­ство, ре­монт, ре­кон­струк­цию мож­но ку­пить, и слож­но их за­ста­вить вер­нуть­ся к со­блю­де­нию за­кон­но­сти и всех ре­гла­мен­тов.

Долю вины в та­ких про­ис­ше­стви­ях иг­ра­ет опре­де­лен­ная бес­кон­троль­ность, ко­гда в над­зи­ра­ю­щих ор­га­нах та­к­же недо­ста­точ­но спе­ци­а­ли­стов, пер­со­на­ла, ко­то­рый пе­ре­гру­жен, по­то­му что у него огром­ное ко­ли­че­ство за­дач, ведь чис­ло неболь­ших пред­при­я­тий по­сле раз­ва­ла Со­вет­ско­го Со­ю­за ста­ло боль­ше, каж­до­му ну­жен кон­троль. А со­блю­де­ние тех­ни­ки без­опас­но­сти тре­бу­ет по­сто­ян­но­го кон­тро­ля, ина­че ра­бот­ни­ки рас­слаб­ля­ют­ся, что и при­во­дит к ава­ри­ям. Плюс по­все­мест­ная про­бле­ма из­но­са обо­ру­до­ва­ния: на шах­те в Со­ли­кам­ске ве­лись ре­монт­ные ра­бо­ты. В по­след­ние годы уча­ща­ет­ся ко­ли­че­ство ре­монт­ных ра­бот, в том чис­ле на осо­бо опас­ных объ­ек­тах, по­то­му что обо­ру­до­ва­ние уста­ре­ло, а зна­чит, ве­ро­ят­ность ко­ли­че­ства ава­рий, тем бо­лее в усло­ви­ях недо­ста­точ­но­го со­блю­де­ния тех­ни­ки без­опас­но­сти, воз­рас­та­ет.

Мно­гие эти при­чи­ны на­кла­ды­ва­ют­ся друг на дру­га и при­во­дят к та­ким тра­ге­ди­ям, как на шах­те в Перм­ском крае. Са­мый глав­ный вы­вод, ко­то­рый нуж­но сде­лать из этой тра­ге­дии, – это на­ла­дить си­стем­ную ра­бо­ту в ча­сти уси­ле­ния кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем тех­ни­ки без­опас­но­сти. Нуж­на си­стем­ная ра­бо­та с при­то­ком про­фес­си­о­на­лов в эту сфе­ру, воз­мож­но, сто­ит пе­ре­смот­реть си­сте­му под­го­тов­ки та­ких спе­ци­а­ли­стов. И ко­неч­но, нуж­на воля для борь­бы с кор­руп­ци­ей в сфе­ре со­блю­де­ния тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов и тех­ни­ки без­опас­но­сти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: