«Не отходы, а ценный ресурс»: в регионах могут ввести раздельный сбор мусора

/

Россиян могут обязать разделять мусор, а юридические лица – заниматься утилизацией отходов. Кроме того, с 2030 года предполагается запретить вывозить на полигоны вторичные ресурсы – мусор, который можно использовать в производстве повторно. Законопроект об обращении со вторичными ресурсами уже внесен на рассмотрение в Госдуму. По мнению собеседников РК, такой законопроект – назревшее решение, но его все же необходимо доработать, например, прописать экономический механизм стимулирования деятельности в области обращения с отходами или заменить некоторые формулировки, которые не позволят просто сжигать все отходы. Подробности – в обзоре РК.

Обязательный раздельный сбор

Депутаты внесли на рассмотрение Госдумы законопроект об обращении со вторичными ресурсами. Авторами проекта закона выступили представители всех пяти фракций парламента во главе с председателем комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрием Кобылкиным.

Документом предлагается установить два новых понятия – «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье». Вторичные ресурсы – это виды отходов, которые можно повторно использовать в производстве. Вторичное сырье – это продукция, полученная, в частности, непосредственно из вторичных ресурсов.

В планах также запретить с 2030 года захоронение вторичных ресурсов, сообщает пресс-служба Министерства природы России. По подсчетам, восьми лет должно хватить для создания инфраструктуры по утилизации отходов.

При принятии законопроекта раздельное накопление или передача в пункты сбора отходов станет обязательным для всех граждан. Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны будут самостоятельно заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их другим лицам для утилизации.

«Законопроектом также предлагается устанавливать перечни видов товаров и работ, производство и выполнение которых допускается только с использованием определенной доли вторичных ресурсов в их составе, в отношении которых будет осуществляться стимулирование деятельности по производству или выполнению, а также видов продукции, производство и использование которой не допускается, если при этом образуются неперерабатываемые или трудноперерабатываемые отходы», – добавили в Минприроды.

Если проект примут, то закон начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Отдельные положения могут реализовать чуть позже, например, положение о подготовке перечней видов товаров и работ, производство которых невозможно без использования определенной доли вторсырья в их составе.

Ранее министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, выступая в Совете Федерации, подчеркнул, что мусор – это не просто отходы, а ценный ресурс, поэтому необходимо принять закон, благодаря которому удастся захоранивать меньше мусора, так как значительная его часть будет уходить на переработку.

В 2021 году 46 регионов получили федеральные субсидии на закупку контейнеров для раздельного сбора мусора. Однако, как отмечает «Парламентская газета», люди все равно продолжают выбрасывать в контейнеры мусор без разбора, а если и сортируют его, то не факт, что отходы становятся вторичным сырьем, так как перерабатывающих заводов недостаточно. Но напомним, что по нацпроекту «Экология» к 2024 году планируется построить 220 современных комплексов по обработке, размещению и утилизации отходов.

Вопросы без ответов 

Авторы Telegram-канала «Зеленая книга» называют законопроект о вторичных ресурсах одним из самых важных законов реформы системы обращения с отходами.

По их мнению, помимо озвученных планов, есть еще несколько предложений, которые стоило бы рассмотреть.

«Нужно описывать подробнее раздельный сбор и заготовительные пункты. Обязан ли региональный оператор заниматься раздельным сбором? Может ли кто-то, кроме него, ставить контейнеры для РСО? Нужно серьезно править понятийный ряд, чтобы все понимали, кто является утилизатором отходов и когда отходы перестают ими быть в процессе утилизации. В конце концов, надо все изменения объединять в рамках 89-ФЗ», – говорится в публикации.

Блогеры уточняют, что есть и другие предложения, но их можно рассмотреть уже при подготовке проекта к второму чтению. Сейчас же необходимо как можно быстрее принять законопроект в первом.

Авторы канала «Экология Поморья. Северо-Запад» обращают внимание на то, что ответа на вопрос, кто и на каких мощностях будет перерабатывать разделенный мусор, до сих пор нет, как и достаточного количества переработчиков.

«Рассортировать мусор по фракциям можно. Но имеет ли это смысл, если в итоге все рассортированное поедет на полигон? Причем в лучшем случае – легитимный», – задаются вопросом блогеры.

Канал «Временное правительство» отмечает, что за три года с начала мусорной реформы Минприроды и Российский экологический оператор так и не подготовили инфраструктуру для раздельного сбора мусора. И если в Москве или Подмосковье специальные контейнеры можно найти, то в небольших городах об этом никто даже и не задумывается.

«В прошлом году глава РЭО Денис Буцаев вместе с вице-премьером Викторией Абрамченко наконец взялись за организацию этого процесса. На закупку контейнеров был выделен 1 млрд рублей, этих денег хватило почти на 63 тысячи баков в 51 субъекте. Но теперь необходимо следить за тем, чтобы регоператоры отправляли собранное вторсырье на переработку, а не на свалки», – добавляют авторы.

Законопроект нуждается в доработке 

Председатель центрального совета Российской зеленой лиги Сергей Симак полагает, что главная проблема законопроекта об обращении со вторичными ресурсами в том, что в нем делается упор на запреты, но нет экономического механизма стимулирования.

«Существует лишь три способа добиться чего-либо: поощрение, наказание и убеждение. Меры поощрения в проекте или не прописаны, или прописаны крайне слабо. Меры принуждения не прописаны, но даже если их пропишут, то реального контроля все равно нет. Штрафы тут бесполезны, ведь никто не сможет выставить пост на 24 часа у контейнерной площадки», – рассуждает Симак.

Он подчеркивает, что необходимо именно экономическое стимулирование. Например, надо проработать механизм таким образом, чтобы жители дома, правильно собирающие отходы, платили за их вывоз мало или вообще не платили, а те, кто не сортирует мусор, платили бы за вывоз дороже.

Руководитель токсического отдела Greenpeace Алексей Киселев считает, что проблему отходов сам по себе раздельный сбор мусора не решит. Это нужный, но недостаточный элемент в борьбе с мусором.

«Чтобы система заработала, нужно реализовать в России приоритеты государственной политики в области обращения с отходами: максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработка отходов, утилизация отходов, обезвреживание отходов. Раздельный сбор мусора там – лишь третий приоритет, а утилизация – еще ниже», – поясняет эксперт.

Он также убежден, что в законопроекте необходимо заменить формулировку «захоронение вторичных ресурсов не допускается» формулировкой «захоронение, энергетическая утилизация и термическое обезвреживание вторичных ресурсов не допускаются». По его словам, если этого не сделать, весь мусор будут сжигать, что нанесет вред окружающей среде и здоровью человека, а кроме того, приведет к образованию более опасных отходов меньшего объема.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: