Мусорная реформа: способы внедрения и первые проблемы в регионах
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 19 февраля провел большое совещание с участием глав всех регионов России, посвященное переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщает ТАСС. Открывая совещание, премьер обратился к губернаторам с требованием как можно быстрее перейти на эту систему и не искать причин для отсрочек, которые «ни к чему хорошему не приведут, даже если это в какой-то момент кажется тому или иному руководителю целесообразным по каким-то политическим причинам».
Способы взимания платы за фактический объем выброшенного мусора существуют, их успешно применяют за рубежом. Это происходит так: заключается договор с организацией, которая осуществляет вывоз ТКО, оплачивается данная услуга, а объем мусора исчисляется, например, в промаркированных или чипированных пакетах определенного объема. Эти пакеты выставляются на специальную площадку, подъезжает машина и забирает только их. Это первый способ. Понятно, что в случае с многоквартирными домами, наверное, это реализовать будет проблематично. Есть также опыт Швеции, когда площадка ТКО открывается только специальным чип-ключом, который выдается членам домовладения.
В принципе, реализовать можно все, вопрос только в том, сколько это будет стоить и как отразится на тарифах. Ведь в любом случае введение какой-то новой системы – это изменение администрирования, что может привести к удорожанию той или иной услуги.
Сейчас субъектам Федерации дано право выбора способа сбора средств: исходя из количества проживающих или из площади помещения. Если мы говорим про коммунальные услуги, есть 354-е постановление правительства «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В документе предусмотрена возможность осуществить перерасчет за коммунальную услугу, если человека не было по адресу проживания от пяти дней и более. Однако, если мы берем случай, когда плата за вывоз отходов происходит с квадратного метра площади, такая возможность уже отсутствует. То есть люди оказались заложниками ситуации, когда появилась новая услуга по вывозу коммунальных отходов, но если их нет на месте, то они все равно должны его оплачивать. Если же плата производится по количеству проживающих людей, то перерасчет сделать можно. То есть в одном случае данное правило действует, в другом – нет. Это важная проблема, которую необходимо отрегулировать.
Почему произошло удорожание услуг по вывозу ТКО? Раньше управляющая компания платила подрядчику за уборку мусора с площадки временного хранения. То есть было не совсем понятно, куда конкретно он вывозил этот мусор. Сдавал он его на полигон или переработку? Ответов на эти вопросы мы точно не знали. Имели место случаи, когда подрядчик мог вывезти мусор не на полигон, а в ближайший лес. Сейчас система другая, мы платим за вывоз, утилизацию и хранение. Все расчеты идут с регоператором, который расплачивается с подрядчиком только за тот мусор, который доехал до места назначения (до полигона хранения ТБО, сортировки, переработки). Теперь эта услуга включает в себя транспортировку мусора и вывоз его на полигон, предназначенный для этого. По данным экспертов, объем удорожания вывоза мусора варьировался в пределах 10–15 %.