Минфин предложил урезать расходы по госпрограммам: к чему готовиться регионам
В ближайшие три года расходы по госпрограммам могут сократиться на 1,6 трлн рублей. С таким предложением выступил Минфин России, сообщают СМИ. Больше всего сэкономить предлагают на развитии транспортной системы и науке. Расходы на соцподдержку, напротив, увеличатся. Собеседники РК отмечают, что при таком перераспределении расходов может пострадать инвестиционное развитие регионов. В Telegram-каналах эксперты отмечают, что по итогам 2021-го и первых шести месяцев текущего года у федерального и региональных бюджетов создан хороший запас прочности, однако уже в ближайшие месяцы ожидается падение основных налоговых поступлений. Подробности – в сюжете РК.
Пора экономить?
План оптимизации для «обеспечения сбалансированности» российской казны приведен в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023–2025 годы. Соответствующие документы изучили «Ведомости».
Как следует из публикации, в 2023 году траты по госпрограммам могут уменьшиться на 557 млрд рублей, в 2024-м – на 539 млрд рублей, в 2025-м – на 534 млрд рублей. Оптимизация затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62.
Представитель Минфина заявил изданию, что данное решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях.
Больше всего планируется урезать следующие госпрограммы: «Развитие транспортной системы» (390 млрд рублей в сумме за 2023–2025 годы, примерно по 130 млрд ежегодно), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд за весь период), «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд за следующие три года).
Несмотря на это, в целом по всем госпрограммам и непрограммным направлениям расходы будут расти примерно на 1,6 трлн рублей ежегодно – в 2023–2025 годах на них планируется направить 22,6 трлн, 23 трлн и 24 трлн рублей.
При этом больше всего могут вырасти расходы по госпрограмме «Социальная поддержка граждан»: в 2023-м на 936,4 млрд рублей, до 3,4 трлн рублей, в 2024 году – на 1 трлн, до 3,6 трлн, в 2025-м на 1,2 трлн, до 3,9 трлн.
Несущественные риски
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отмечает, что предложенное Минфином перераспределение расходов может негативно сказаться на инвестиционном развитии регионов.
«Мы понимаем, что будет несколько сжиматься финансирование дорожного строительства и транспорта. Безусловно, это оптимизация расходов, когда снимают с этих статей расходов и направляют на соцзащиту. Вероятно, добавят малоимущим категориям населения, у которых доходы упали очень сильно. Это поддержка основного электората. Рабочие места на стройке тех же дорожных объектов более-менее останутся, просто объемы будут меньше», – отмечает Зубаревич.
Доктор экономических наук председатель Экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский подчеркивает, что перераспределение 1,6 трлн рублей – сумма несущественная. Это менее 1% бюджета.
«Понятное дело, что госпрограмма «Развитие транспортной системы» (планируется снять 390 млрд рублей за три года. – РК) – это региональная история. Я бы не стал акцентировать внимание на том, что сокращение здесь как-то плохо скажется на транспортной системе страны. Кстати, необязательно, что в каких-то регионах не построят запланированные транспортные объекты и на этих объектах не будет занятости», — добавил Кричевский.
Профицит бюджетов и тревожный прогноз
Ранее СМИ и Telegram-каналы со ссылкой на Минфин публиковали сообщения о том, что федеральный бюджет в январе – мае 2022 года исполнен с профицитом в размере 1,495 трлн рублей.
«Поступившие за указанные месяцы доходы достигли 12,043 трлн рублей, что составляет 48,1% к общему объему доходов, утвержденному законом о бюджете на текущий год. При этом доходы от нефти и газа занимают почти равную долю с ненефтегазовыми доходами – 5,658 трлн рублей и 6,385 трлн рублей соответственно. Расходы бюджета составили 10,547 трлн рублей, что равно 44,5% к утвержденному общему объему расходов на текущий год, или 41,5% к сводной бюджетной росписи федерального бюджета с учетом внесенных изменений», — информировал читателей канал «Мысли-НеМысли».
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов в комментарии каналу «НЕЗЫГАРЬ» отмечал, что для региональных бюджетов I квартал 2022 года был наиболее удачным во всей новейшей истории России.
«Примерно в половине субъектов Федерации, как правило, высокообеспеченных, рост доходов был обусловлен преимущественно увеличением налоговых и неналоговых доходов. Выросли почти все налоги, но наиболее сильно – налог на прибыль (более чем на 40%). Во многих регионах его поступления обошли объемы налога на доходы физических лиц, хотя и они тоже возросли за счет не снижающихся пока зарплат», — отмечает Климанов. Кроме того, минувший 2021-й регионы закончили с дополнительно образовавшимися доходами, что позволило войти в текущий год с рекордными остатками на счетах.
Однако уже в ближайшие месяцы эксперты ожидают падения основных налоговых поступлений. «С учетом ожидаемого роста безработицы, сокращения разного рода выплат со стороны работодателей, а также из-за снижения прибыльности предприятий доходы бюджетов субъектов Федерации вряд ли будут столь же высокими, что и ранее», — прогнозирует Климанов.