Минфин предложил урезать расходы по госпрограммам: к чему готовиться регионам

/

В ближайшие три года расходы по госпрограммам могут сократиться на 1,6 трлн рублей. С таким предложением выступил Минфин России, сообщают СМИ. Больше всего сэкономить предлагают на развитии транспортной системы и науке. Расходы на соцподдержку, напротив, увеличатся. Собеседники РК отмечают, что при та­ком пе­ре­рас­пре­де­ле­нии рас­хо­дов может пострадать ин­ве­сти­ци­он­ное раз­ви­тие ре­ги­о­нов. В Telegram-каналах эксперты отмечают, что по итогам 2021-го и первых шести месяцев текущего года у федерального и региональных бюджетов создан хороший запас прочности, однако уже в ближайшие месяцы ожидается падение основных налоговых поступлений. Подробности – в сюжете РК.

Пора экономить?

План оптимизации для «обеспечения сбалансированности» российской казны приведен в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023–2025 годы. Соответствующие документы изучили «Ведомости».

Как следует из публикации, в 2023 году траты по госпрограммам могут уменьшиться на 557 млрд рублей, в 2024-м – на 539 млрд рублей, в 2025-м – на 534 млрд рублей. Оптимизация затронет 59 госпрограмм и непрограммных направлений из 62.

Представитель Минфина заявил изданию, что данное решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях.

Больше всего планируется урезать следующие госпрограммы: «Развитие транспортной системы» (390 млрд рублей в сумме за 2023–2025 годы, примерно по 130 млрд ежегодно), «Научно-технологическое развитие» (150 млрд за весь период), «Обеспечение обороноспособности страны» (120 млрд за следующие три года).

Несмотря на это, в целом по всем госпрограммам и непрограммным направлениям расходы будут расти примерно на 1,6 трлн рублей ежегодно – в 2023–2025 годах на них планируется направить 22,6 трлн, 23 трлн и 24 трлн рублей.

При этом больше всего могут вырасти расходы по госпрограмме «Социальная поддержка граждан»: в 2023-м на 936,4 млрд рублей, до 3,4 трлн рублей, в 2024 году – на 1 трлн, до 3,6 трлн, в 2025-м на 1,2 трлн, до 3,9 трлн.

Несущественные риски

Ди­рек­тор ре­ги­о­наль­ной про­грам­мы Неза­ви­си­мо­го ин­сти­ту­та со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки Наталья Зубаревич отмечает, что предложенное Минфином перераспределение расходов может негативно сказаться на инвестиционном развитии регионов.

«Мы по­ни­ма­ем, что бу­дет несколь­ко сжи­мать­ся фи­нан­си­ро­ва­ние до­рож­но­го стро­и­тель­ства и транс­пор­та. Без­услов­но, это оп­ти­ми­за­ция рас­хо­дов, ко­гда сни­ма­ют с этих ста­тей рас­хо­дов и на­прав­ля­ют на соц­за­щи­ту. Ве­ро­ят­но, до­ба­вят ма­ло­иму­щим ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, у ко­то­рых до­хо­ды упа­ли очень силь­но. Это под­держ­ка ос­нов­но­го элек­то­ра­та. Ра­бо­чие ме­ста на строй­ке тех же до­рож­ных объ­ек­тов бо­лее-ме­нее оста­нут­ся, про­сто объ­е­мы бу­дут мень­ше», – отмечает Зубаревич.

Док­тор эко­но­ми­че­ских наук пред­се­да­тель Экс­перт­но­го со­ве­та «Опо­ры Рос­сии» Никита Кричевский подчеркивает, что пе­ре­рас­пре­де­ле­ние 1,6 трлн руб­лей – сум­ма несу­ще­ствен­ная. Это ме­нее 1% бюд­же­та.

«По­нят­ное дело, что гос­про­грам­ма «Раз­ви­тие транс­порт­ной си­сте­мы» (пла­ни­ру­ет­ся снять 390 млрд руб­лей за три года. – РК) – это ре­ги­о­наль­ная ис­то­рия. Я бы не стал ак­цен­ти­ро­вать вни­ма­ние на том, что со­кра­ще­ние здесь как-то пло­хо ска­жет­ся на транс­порт­ной си­сте­ме стра­ны. Кста­ти, необя­за­тель­но, что в ка­ких-то ре­ги­о­нах не по­стро­ят за­пла­ни­ро­ван­ные транс­порт­ные объ­ек­ты и на этих объ­ек­тах не бу­дет за­ня­то­сти», — добавил Кричевский.

Профицит бюджетов и тревожный прогноз

Ранее СМИ и Telegram-каналы со ссылкой на Минфин публиковали сообщения о том, что федеральный бюджет в январе – мае 2022 года исполнен с профицитом в размере 1,495 трлн рублей.

«Поступившие за указанные месяцы доходы достигли 12,043 трлн рублей, что составляет 48,1% к общему объему доходов, утвержденному законом о бюджете на текущий год. При этом доходы от нефти и газа занимают почти равную долю с ненефтегазовыми доходами – 5,658 трлн рублей и 6,385 трлн рублей соответственно. Расходы бюджета составили 10,547 трлн рублей, что равно 44,5% к утвержденному общему объему расходов на текущий год, или 41,5% к сводной бюджетной росписи федерального бюджета с учетом внесенных изменений», — информировал читателей канал «Мысли-НеМысли».

Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов в комментарии каналу «НЕЗЫГАРЬ» отмечал, что для региональных бюджетов I квартал 2022 года был наиболее удачным во всей новейшей истории России.

«Примерно в половине субъектов Федерации, как правило, высокообеспеченных, рост доходов был обусловлен преимущественно увеличением налоговых и неналоговых доходов. Выросли почти все налоги, но наиболее сильно – налог на прибыль (более чем на 40%). Во многих регионах его поступления обошли объемы налога на доходы физических лиц, хотя и они тоже возросли за счет не снижающихся пока зарплат», — отмечает Климанов. Кроме того, минувший 2021-й регионы закончили с дополнительно образовавшимися доходами, что позволило войти в текущий год с рекордными остатками на счетах.

Однако уже в ближайшие месяцы эксперты ожидают падения основных налоговых поступлений. «С учетом ожидаемого роста безработицы, сокращения разного рода выплат со стороны работодателей, а также из-за снижения прибыльности предприятий доходы бюджетов субъектов Федерации вряд ли будут столь же высокими, что и ранее», — прогнозирует Климанов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: