Идеологические борцы: регионам готовят премьер-министров со специальными компетенциями

/

Должность председателя правительства может стать обязательной для регионов с населением более 1 млн человек. Эксперты отмечают, что в некоторых субъектах в этом действительно есть необходимость, так как губернатор – это профессионал только в политике, но не в экономике. Однако есть субъекты РФ, в которых из-за подобных нововведений могут возникнуть внутриэлитные конфликты. Подробности – в обзоре РК.

В регионах грядут изменения

Вице-губернаторам регионов могут расширить полномочия, а должность председателя правительства – сделать обязательной во всех субъектах РФ, численность населения которых превышает 1 млн человек. Об этом пишет Telegram-канал Brief со ссылкой на источники. В сообщении добавляют, что наделить частью политических полномочий предполагается и мэров областных центров, особенно если продолжится тенденция, когда глава города избирается руководителем городского отделения «Единой России».

«Реформа местного самоуправления будет существенно корректировать управленческие конфигурации в регионах, в том числе в пользу укрупнения регионов, однако на отдаленную перспективу, не сейчас», – говорится в публикации.

Авторы изменений полагают, что в созданных условиях большинство губернаторов станут ориентироваться на командно-административные модели управления.

«Однако ключевыми для оценки их эффективности останутся параметры повышения доверия граждан к власти, а также социально-экономическая эффективность», – добавляют блогеры.

«НЕЗЫГАРЬ» ранее подчеркивал, что в регионах премьер, который будет ответственен за решение социально-экономических проблем, становится необходимой фигурой в связи с массивом проблем, образовавшимся в российских субъектах. При этом авторы канала замечают, что спецоперация на Украине напрямую не влияет на структурные изменения, но служит катализатором.

«Система инициирует режим мобилизации: общая логика решений будет направлена на повышение управляемости, оптимальное использование ресурсов и мобилизацию имеющихся возможностей», – считает «НЕЗЫГАРЬ».

Должность председателя правительства есть в четверти регионов, но в последние годы задается тренд на увеличение числа субъектов РФ, где должность губернатора и премьера разделяется. Хотя, например, только что назначенный врио губернатора Саратовской области Роман Бусаргин (бывший глава правительства региона) заявил о намерении изменить структуру правительства и прийти к единоначалию.

Сетевое издание PolitBook обращает внимание на то, что при большой нагрузке на экономику губернатор действительно может не справиться со всеми обязанностями, так как он еще должен заниматься политикой, лоббированием интересов региона на федеральном уровне и развитием районов. Однако сходная ситуация была во время пандемии. В тех условиях не стало больше регионов, где появилась должность премьера, значит, система справилась и без нее.

По мнению издания, чаще должность председателя правительства вводится в тех регионах, где она требуется политически, чтобы соблюсти баланс между местными и приезжими, между разными группами. Но при этом есть риск возникновения политических конфликтов.

Авторы Telegram-канала «Тайны Ленинградского двора» отмечают, что в большинстве регионов главы совмещают должность премьера, причем достаточно спокойно.

«Главное, никакой корреляции с количеством населения и качеством управления мы не обнаруживаем. Заметим, такой должности нет даже в российской столице», – добавляют блогеры.

При этом в некоторых субъектах РФ такая должность крайне необходима, так как губернаторы – профессионалы в политике, но совершенно ничего не понимают в экономике. В этом случае удалось бы предупредить множество проблем.

«Ничего страшного в появлении региональных премьеров нет. Все зависит от эффективности построенной системы. И уж точно не от числа жителей. Если губернатор справляется, то зачем дополнительное звено? Оно нужно только в обратном случае», – подытоживают авторы канала.

А нужен ли премьер? 

Политолог, политический аналитик Наталия Елисеева полагает, что, с одной стороны, инициатива логичная, так как может привести к разделению направлений деятельности в регионе на политическое и хозяйственное. С другой стороны, теряется единоначалие и возникает риск конфликта и борьбы между губернатором и главой правительства.

«Реализация подобной схемы во многом зависит от региональной специфики. В некоторых субъектах это не вызовет проблем, в других же приведет к внутренним конфликтам», – замечает Елисеева.

Кроме того, политолог подчеркивает, что даже если подобная схема и будет реализована, то только после обсуждения с регионами.

Профессор кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Дмитрий Нечаев считает, что нововведения связаны с просчетами в идеологической работе, а вице-губернаторам расширят полномочия именно в этом контексте.

По словам эксперта, в регионах заметны провалы в работе с трудовыми коллективами, с большими социальными стратами в плане воспитания и политического просвещения.

«У нас есть несколько регионов, в которых уже работают политические вице-губернаторы. Например, в Воронежской области есть специальный политический вице-губернатор Сергей Соколов, который откровенно провалил работу всего, что связано с производством смыслов и что касается курирования политических партий, общественных организаций, институтов гражданского общества и так далее», – рассказывает Нечаев.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает введение должности премьера в регионах своевременной и эффективной мерой. По его словам, премьер традиционно занимается хозяйственной деятельностью и пример федерального уровня показывает, что это эффективная модель управления. При этом важно, чтобы председатель правительства не был сотрудником администрации.

«Некоторые губернаторы, особенно в регионах с большим количеством населения, не справляются одновременно с политическими и хозяйственными пунктами. Да, в ряде субъектов Федерации эти должности разведены, но в большинстве они совмещаются губернатором, возможно, это и приводит к тому, что глава региона не справляется. Я думаю, что решение будет приниматься отдельно по каждому конкретному региону», – говорит эксперт.

Конфликты, по мнению Мухина, обязательно будут, но если требуется оптимизировать систему управления регионом, то такие меры необходимы.

«Если же бояться, что будут конфликты между главой региона и председателем правительства, то можно просто сложить лапки и ничего не делать. Но тогда кризис будет разрастаться», – резюмирует Мухин.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: